Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:36, контрольная работа
Целью исследования является рассмотрении исторических форм семьи и брака. Для достижения своей цели необходимо определить задачи. Задачами являются:
• Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Исторические формы семьи и брака»;
• Рассмотреть эволюцию семью и барака, в том числе изучить различные модели семь и брака;
• определить исторические формы семьи;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
1. ЭВОЛЮЦИЯ СЕМЬИ И БРАКА………………………………………5
1.1 Брак в древности……………………………………..5
1.2 Европейский брак в средневековье и
Возрождение…………………………………………7
1.3 Христианская модель семьи………………………...8
2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА……………………..12
2.1 Исторические формы и социальные
функции семьи………………………………………12
2.2 Исторические формы брака………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….........22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….25
Тема:
«Исторические формы
семьи и брака»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………
Возрождение…………………………………………7
2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА……………………..12
2.1 Исторические формы и социальные
2.2 Исторические формы брака………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ВВЕДЕНИЕ
Представленная контрольная работа посвящена теме «Исторические формы семьи и брака». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема
«Исторические формы семьи и брака» изучается
на стыке сразу нескольких взаимосвязанных
Актуальность
настоящей работы обусловлена, с одной
стороны, большим интересом к теме «Исторические
формы семьи и брака» в современной науке,
с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Рассмотрение вопросов связанных с данной
тематикой носит как теоретическую, так и
Объектом
данного исследования является анализ
условий «Исторические формы
При
этом предметом исследования является
рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных
в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является рассмотрении
исторических форм семьи и брака. Для
достижения своей цели необходимо определить
задачи. Задачами являются:
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования.
Глава
первая раскрывает исторические аспекты
проблемы «Исторические формы семьи и
Во второй главе подробно рассмотрены содержание исторических форм семьи и брака.
Источниками
информации для написания работы
по теме «Исторические формы семьи и брака»
послужили базовая учебная литература,
фундаментальные теоретические труды
крупнейших мыслителей в рассматриваемой
области, результаты практических исследований
видных отечественных и зарубежных авторов,
статьи и обзоры в специализированных
и периодических изданиях, посвященных
тематике «Исторические формы семьи и
брака», справочная литература, прочие
актуальные источники информации.
1. ЭВОЛЮЦИЯ СЕМЬИ И БРАКА
1.1 Брак в древности
Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившемся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак - соглашение и брак-сделка были обычным явлением.
В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.
Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья – управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.
История знает и эпоху матриархата, когда в древнем обществе главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые причины. Когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался род, как новая форма семьи, в основу которой как уже отмечалось, был положен принцип родства по материнской линии. Ввиду того, что мужья и жены были общими, отцовскую линию проследить было фактически невозможно, и поэтому действительно кровными родственниками можно признать было только мать и ее детей, которые оставались при ней и составляли ее, материнский, род.
В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство. Так Клеопатра (69 – 30 гг. до н. э.) сначала была женой своего старшего брата, затем после его смерти, – супругой младшего брата. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.
Первые законы римского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей – управлять женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустя Римское право легло в основу английского законодательства, которое по-прежнему закрепляло за мужьями большие права.
В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин:
Нравы в Древней Спарте
Приведем слова Ф. Энгельса: «Ниспровержение материнского права было всемирно историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения».
С появлением частной собственности женщина становится бесправной домашней прислугой с многочисленными хозяйственными обязанностями, она не может даже распоряжаться личным имуществом без разрешения мужа, а в случае его смерти власть в доме переходила к сыну.
По свидетельствам историков, женщина могла делить с мужем ложе, но не трапезу. В Древней Греции красивая женщина стоила несколько голов рогатого скота.
1.2 Европейский брак в средневековье и Возрождение
На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.
С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право, принимать решение о браках своих вассалов и смердов.
Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой – мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей. Для аристократии брак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние и могущество. То же самое отношение к браку существовало и среди цеховых мастеров средневековых городов и среди купечества.
Представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их, как правило, распевали под окном чужих жен. Но в то время как женатый мужчина пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой. Представление о трубадурах средневековья неплохо совмещается с образом рогоносца.
К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.
Ренессанс, по существу своему революционная эпоха, стал «совершенно исключительным веком пламенной чувственности». Вместе с идеалом физической красоты, и как его следствие, в идеал была возведена производительность, плодовитость. Другими словами «Высшими добродетелями считались вулканические страсти у обоих полов. Иметь много детей приносило славу и было обычным явлением, не иметь их считалось наказанием за какой-нибудь грех и встречалось сравнительно редко».
1.3 Христианская модель семьи
Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком.
В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.
Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться.
Патриарх – глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя, как и Отца и Учителя, является характерной чертой патриархальной культуры.
В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье миниатюру общественных отношений. Члены семьи повинуются отцу, ка подданные монарху или диктатору и, далее, как все люди – единому Богу, Отцу Небесному. Триада – Отец – Правитель – Бог – основа патриархальной идеологии. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются функции монарха в миниатюре, с другой – правителю, а далее и Богу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты «по-семейному».
Вообще, как точно подмечено В. Н. Дружининым, ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения как христианство. Поэтому особенно интересно рассмотреть модель или, точнее модели христианской семьи. Как отмечает В. Н. Дружинин, христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную «божественную» и реальную, земную.