Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:30, реферат
Философия - это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии - читатель имеет возможность убедиться в справедливости наших слов по мере проработки им текста книги.
Введение ……………………………………………………………..……3
Исторические типы философствования………………4
Основные этапы развития философской мысли….7
Заключение……………………………………………………………10
Список литературы.……………………………………………11
Введение ………………………………………………………
Исторические типы философствования………………4
Основные этапы развития философской мысли….7
Заключение……………………………………………………
Список литературы.………………………………
Философия явилась на свет в результате
осознания человечеством самого
себя. Желаешь познать себя - философствуй,
это справедливо как для
Греческое слово "философия" восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово "философия" переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову "философия" придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.
Философия - это любовь. Но что мы
любим? То, без чего нам плохо, без
чего не хочется жить, ибо сама жизнь
теряет свою привлекательность, свой смысл.
Что такое мудрость? Глубокомыслие,
умение познавать малодоступное, вырабатывать
ориентиры жизнедеятельности
Часто спорят о том, является ли философия наукой. Одни настаивают на том, что философия - лучшая из наук, другие наоборот ее противопоставляют науке. Нам придется включиться в этот спор, ибо это позволит углубить понимание философии.
Что такое наука? Систематическое,
доказательное и проверяемое
знание. Наука состоит из положений,
которые так тесно
Исторические типы философствования .
Все основные философские идеи имеют
глубокие исторические корни. Философия
в этом отношении существенно , исторично.
И понимать это нужно широко. Не только
как подход, согласно которому любой философский
феномен есть то, что он есть, благодаря
своему историческому развитию (изменению
во времени). Или, выражаясь по-другому,
не только как указание на важность исторического
описания для правильного и полного осмысления
того или иного предмета философствования.
Гораздо интереснее, глубже и шире здесь
по значимости другое - понимание особой
роли истории (истории философии) в актуальном
или настоящем бытовании философии. Мы,
разумеется, не можем назвать ни одной
отрасли человеческого знания, которая
была бы совершенно равнодушна к своей
истории. Историческая канва - это, пожалуй,
самое крепкое из того, что реально объединяет
все науки и профессии человека. И в то
же время история, скажем, в технических
науках - это одно, а история в социально-гуманитарных
науках, особенно в философии, - нечто совсем
другое. Трактор, к примеру, отменяет и
перечеркивает соху, действительно отправляя
ее на свалку истории. Тракторостроение
потому и прогрессирует, что не страдает
"традиционализмом", не связано прошлым,
что сумело решительно порвать с прадедовскими
орудиями и способами возделывания земли.
Но вот литература - что, разве Шекспир
перечеркивает Гомера, делает его скучным
и неактуальным? Или, допустим, Геродот,
"отец истории", он что - окончательно
вытеснен современными историками? Да
ничуть не бывало. Все они нам интересны
и дороги. Как и литература философия не
знает “мусорной корзины” истории. Не
вся, конечно, только лучшая, выдающаяся
ее часть.
То, что остается в истории, то, из чего
состоит история философии, — неопровержимо.
И тут нам нужно пересмотреть наше прежнее
понимание доказуемости науки и опровержимости
философии. В историческом плане все выглядит
иначе, вернее — прямо противоположным
образом. Любое научное положение рано
или поздно уточняется и опровергается.
Для науки, научного знания это как раз
естественно. В пользу же неопровержимости
философии говорят следующие соображения.
Первое.
Любая философия — дитя
своего времени. Именно как дит
Философия идет к нам как бы из прошлого.
Философские прорывы в будущее носят в
целом кумулятивный характер - они питаются
энергией, или творческими усилиями, предыдущих
поколений ученых. В философское настоящее
входит все, что оказывает непосредственное
влияние на осмысление событий сегодняшнего
дня и ближайшего будущего. Платон, древнегреческий
мыслитель, безусловно современен, поскольку
он продолжает оказывать активное влияние
на наше социальное воображение, на разработку
нынешних философских и обществоведческих
проблем. Попутно заметим, что и говорить
о нем, его творчестве, равно как и о других
мыслителях прошлого, мы можем как в прошедшем,
так и в настоящем времени. И даже само
это "Мы" вместо "Я" свидетельствует,
помимо всего прочего, о теснейшей взаимосвязи
того, что есть, с тем, что было в философии.
Есть даже такое мнение, что современная
западная философия — не более чем комментарий
к философской культуре античности.
Конечно, историю философии не делают
историки философии. И нельзя подменять
философию в ее современном предметно-проблемном
бытии историей философии. Тем не менее
нет и не может быть современной философии
без истории философии, ее прошлого.
История философии - это ее истоки,
ее глубина, ее сквозные категориально-проблемные
линии, ее типы - короче, все те традиции,
в рамках которых мы продолжаем биться
над разрешением извечных проблем человеческого
бытия.
Философия возникла примерно в одно и
то же время (VIII-VII вв. до н. э.) в трех культурных
центрах — Древнем Китае, Древней Индии
и Древней Греции. Эта историческая одновременность,
однако, не исключает значительных расхождений
в их видении мира и места человека в нем.
Древнекитайская культура развивалась
под знаком нерасторжимого единства философии,
морали и политики, философии и житейской
мудрости. Для древнеиндийской культуры
была характерна органическая сращенность
философии с религией. Древнегреческая
же культура поощряла и развивала непосредственную
связь философии с научным знанием, его
критериями, нормами, идеалами. Вот эта
ориентация на научное, так или иначе проверяемое
знание, демократизм общественной (полисной)
жизни, а также безусловная талантливость
народа Эллады и были, видимо, теми обстоятельствами,
которые обусловили появление первых
классических форм философствования в
данном, древнегреческом, центре мировой
истории. Именно в Древней Греции впервые
произошло выделение философии в особую,
предметно самостоятельную сферу духовно-культурной
деятельности человека.
Основные этапы развития философской мысли.
Русская философия прошла
долгий путь своего развития, в котором
можно выделить следующие этапы:
Хl в. – первая половина XVlll в. – постановка
философских проблем и поиск ответов на
них в рамках других форм общественного
сознания, прежде всего религиозного и
эстетического (Илларион, А. Рублев, Феофан
Грек и др.);
вторая половина XVlll в. – первая четверть XlX в. – распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли;
вторая четверть XlX в. – начало XX в. – становление и развитие самобытной русской философии;
после 1922 г. – философия русского зарубежья.
При характеристике особенностей развития философии России необходимо прежде всего учитывать условия ее существования, которые по сравнению с западноевропейскими были крайне неблагоприятными. В то время, когда в университетах Германии свои философские системы свободно излагали И. Кант, Ф. В. Й. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшим никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Отношение государственной власти к философии наглядно выражено в известном высказывании попечителя учебных заведений князя Шаринского-Шихматова «Польза философии не доказана, а вред возможен».
Вплоть до второй половины XlX в. философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках вне официальных структур просвещения, что имело последствия двоякого рода.
С одной стороны, становление русской философии происходило в ходе поисков ответов на те вопросы, которые ставила сама российская действительность. Поэтому трудно найти в истории русской философии мыслителя, который бы занимался чистым теоретизированием и не откликался бы на животрепещущие проблемы.
С другой стороны – эти же условия привели к такому ненормальному для самой философии состоянию, когда при восприятии философских учений политические установки приобретали доминирующее значение и сами эти учения оценивались прежде всего с точки зрения их «прогрессивности» или «реакционности», «полезности» или «бесполезности» для решения социальных проблем. Поэтому те учения, которые, хотя и не отличались философской глубиной, но отвечали злобе дня, имели широкую известность. Другие же, составившие впоследствии классику русской философии, как, например, учения К. Леонтьева, Н. Данилевского, В. Соловьева, Н. Федорова и др., не находили отклика у современников и были известны лишь узкому кругу людей.
При характеристике особенностей
русской философии нужно
С содержательной стороны русская философия также имеет свои особенности. В ней представлены в той или иной степени все основные направления философского мышления: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия истории и т. д. Однако есть и ведущие для нее темы. Одной из них, определившей саму специфику русской философии, стала тема России, постижения смысла ее существования в истории. С этой темы началось становление русской философии, и она оставалась актуальной на всем протяжении ее развития.
Другой ведущей темой
стала тема человека, его судьбы
и смысла жизни. Усиленное внимание
к проблеме человека определило нравственно-практическую
направленность русской философии.
Особенностью русского философского мышления
был не просто глубокий интерес к
вопросам морали, а доминирование
моральной установки при
Самобытная русская философия в своих новаторских исканиях теснейшим образом была связана с религиозным миросозерцанием, за которым стояли века духовного опыта России.
И не просто религиозным, а именно православным миросозерцанием. Говоря об этом, В. В. Зеньковский отмечает, что «русская мысль всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой».
В настоящее время бесценный
духовный опыт, добытый русской философией,
выступает как необходимая