Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 21:09, реферат
Филоофские начала в гегелевской философии
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Краткая биография Гегеля……………………………………….5
Глава 2. Философия Гегеля………………………………………………..8
2.1. Философия истории………………………………………………….8
2.2. Логика Гегеля………………………………………………………..11
2.3. Философия природы…..……………………………………………14
2.4. Философия духа……………………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………21
ОБНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии
и социальных наук
Р Е Ф Е
Р А Т
По дисциплине:
«Философия»
На тему: «Историко-философская
концепция Гегеля.
Философия Гегеля»
Студент: __________
Кашицкий П.М.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Краткая
биография Гегеля……………………………………
Глава 2. Философия
Гегеля………………………………………………..8
2.1. Философия
истории………………………………………………….8
2.2. Логика Гегеля……………………………………………
2.3. Философия
природы…..……………………………………………14
2.4. Философия
духа……………………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Никогда еще, с
тех пор как люди мыслят, не было
такой всеобъемлющей системы
философии, как система Гегеля.
Ф.Энгельс Жизнь
замечательных людей, Гегель, А.Гулыга,
издательство «Молодая гвардия». М., 1970,
С.5
Георг Вильгельм
Фридрих Гегель - выдающийся представитель
немецкой классической философии. Главная
заслуга гегелевской философии -
диалектика, т.е. «учение об относительности
человеческого знания, дающего нам отражение
вечно развивающейся материи». Гегель
пошел значительно дальше своих великих
предшественников. Он первым представил
весь естественный, исторический и духовный
мир в беспрерывном развитии.
Он открыл и
обосновал с позиции
В своем учении
Гегель рассмотрел идею государства
и права, считая задачей науки
о праве и государстве не разработку
представлений о должном
Гегель первым
различает гражданское общество
и политическое государство, трактуя
гражданское общество, как опосредованная
трудом, система потребностей покоящаяся
на господстве частной собственности
и всеобщем формальном равенстве. Также
разделяет сословия и подразделяет политическое
государство на три власти, считая подлежащее
разделение властей в государстве гарантией
публичной свободы.
Высшим моментом
идеи государства и Гегеля представляет
идеализацию суверенитета. Гегель выделил
национальную сущность государства, поделив
всемирную историю мира на четыре всемирно-исторических
мира, возвеличивал при этом германские
народы и приукрашивая степень развитости
Пруссии и других немецких государств.
Обладая энциклопедической
образованностью, Гегель сумел достичь
величайших обобщений на пути сведения
к единому принципу различных
отраслей человеческого знания. Аналогичных
обобщений философия уже не могла
осуществить после Гегеля. Его философия
принадлежит к тому лучшему, что создало
человечество в прошлом.
Глава 1. Краткая
биография Гегеля.
Георг Вильгельм
Фридрих Гегель родился 27 августа 1770г.
В Штутгарте в семье
Из сохранившихся
гимназических работ Гегеля заслуживают
уважение две: «О религии греков и римлян»
(1787) и «О некоторых характерных особенностях
древних поэтов» (1788). Философия Гегеля,
М.Ф.Овсянников, издательство социально-экономической
литературы, М., 1959, С.10
По окончанию
гимназии Гегель поступил в Тюбингенский
теологический институт, где с 1799 по 1793г.
Прослушал двухлетний философский и трехлетний
теологический курсы. Восторженно встретил
революционные события во Франции. Позже
Гегель так писал о Французской революции:
«… это был великолепный восход солнца.
Все мыслящие существа праздновали эту
эпоху. В то время господствовало возвышенное,
трогательное чувство, мир был охвачен
энтузиазмом, как будто лишь теперь наступило
действительное примирение божественного
с миром». Гегель, Г.В.Ф., Сочинения, т.8,
С.414.
В годы жизни в Берне
(1793-1796) Гегель выступает как сторонник
республиканской формы правления, отрицательно
относится к господствовавшим тогда в
Германии феодально-абсолютистским порядкам
и к католической христианской религии,
поклоняется античной демократии и проповедует
необходимость активного вмешательства
человека в общественную жизнь с целью
ее изменения. Тогда он был противником
политики примирения с действительностью.
Такого рода настроения нашли отражения
в двух рукописях: "Жизнь Иисуса"
(1795г.) и «Позитивность христианской религии»
(1795-1796гг.).
В 1797г. Гегель возвращается
на родину и получает должность домашнего
учителя. В последние годы столетия
он продолжается заниматься политическими,
историческими и философскими проблемами.
К этому периоду относятся также
занятия Гегеля английской политической
экономией. Он пишет комментарий к сочинению
Стюарта «Исследование принципов политической
экономии». Как известно, английские экономисты
оказали на философа сильное влияние,
о чем свидетельствует «Философия права»,
где Гегель снова возвращается к классикам
английской политической экономии.
Во Франкфурте
Гегель постепенно расстается с мечтаниями
о республике. Это связано с
тем, что революционный подъем во
Франции сменился спадом. Это связано
также с тем, что философ теперь отходит
от проповеди принципа активного вмешательства
в общественную жизнь, который он выдвигал
раньше. Гегель все больше склоняется
к мысли о необходимости примирения с
неотвратимыми законами исторической
судьбы. Раньше он резко критиковал христианство
за проповедь пассивности. Теперь он положительно
оценивает христианскую религию. Интерес
к социальной проблематике теперь также
несколько снижается. Больше всего философа
начинают занимать религиозно-этические
вопросы. Гегель, М.Ф.Овсянников, издательство
«Мысль», М., 1971, С.19
Усиленно занимаясь
философскими проблемами во время пребывания
во Франкфурте, Гегель настойчиво стремился
испытать свои силы в педагогической
деятельности. Иенский университет
для этого был наиболее подходящим
местом: благодаря деятельности Рейнгольда,
Фихте и Шеллинга Иена стала центром немецкой
прогрессивной мысли той эпохи. В 1801г.
Гегель переезжает из Франкфурта в Иену.
За шесть лет пребывания в Иене Гегель
развил энергичную преподавательскую
и литературную деятельность. Здесь он
читает лекции по логике, метафизике, истории
философии, математике, пишет большое
количество статей, где пытается обосновать
систему объективно-идеалистической философии.
В 1801 г. Гегель защищает диссертацию на
тему «Об обращении планет».
Свою литературную
деятельность Гегель начинает статьей
«Различия между системами
Ввиду того, что
наполеоновские войска оккупировали Иену,
занятия в университете прекратились.
Гегель вынужден был искать новое
поприще для приложения своих сил. Благодаря
протекции своего друга он получает должность
редактора «Бамбергской газеты». Гегель
полагал, что редактирование газеты даст
ему возможность участвовать в политической
жизни, Но из-за жесткой цензуры он вскоре
стал тяготиться своей работой. При содействии
все того же друга он получает место директора
гимназии в Нюрнберге. Гегель остается
на этой должности с 1808 по 1816г. Будучи директором
гимназии, он создал самое значительное
своё произведение - "Науку логики"
(1812-1816), где дается систематическое изложение
идеалистической диалектики.
После падения
Наполеона и распространения
реакции Гегель эволюционирует во взглядах,
утверждая, что прусское государство
устроено на разумных началах. В 1818г. Гегеля
пригласили для чтения лекций в Берлинский
университет, где он проработал до конца
жизни. Научная и педагогическая деятельность
в Берлинском университете (1818-1831) протекала
интенсивно. Здесь он продолжает разрабатывать
и совершенствовать свою философскую
систему. Так, наряду с уже упомянутыми
выше курсами по философии религии и философии
истории Гегель читает лекции по логике,
натурфилософии, антропологии, истории
философии, психологии, философии права,
эстетике. Гегелевская система в берлинский
период получает полное завершение.
Жизнь мыслителя
оборвалась неожиданно. Летом 1831г. В
Германии распространилась эпидемия холеры.
Гегель оказался одной из ее жертв:
14 ноября 1831г. великий мыслитель
скончался. По желанию Гегеля он похоронен
рядом с могилой Фихте.
Глава 2. Философия
Гегеля.
2.1. Философия
истории.
Свои воззрения
на философию и ее историю Гегель
изложил в «Лекциях по истории
философии». Философию Гегель определяет
как мыслящее рассмотрение предметов.
Это означает, что философия ставит
своей основной целью разработку логических
категорий и подведение под них эмпирических
данных. У Гегеля явно обнаруживается
тенденция поставить философию над специальными
знаниями, изобразить ее как «науку наук».
Рассматривая вопрос о понятии истории
философии, Гегель отмечал наличие в этом
понятии противоречия: философия стремится
познать истину, т.е. нечто неизменное,
а история дает нам изображение ряда минувших
образов познания. В целях разрешения
этого противоречия Гегель вводит понятие
развития и понятие конкретного. Развитие
есть движение от потенциального состояния
к актуальному; конкретное - это «единство
различного», «единство различных определений».
Гегель, Г.В.Ф., Сочинения, т.9, С. 29, 30.
Отсюда делается
важнейший вывод: «…история философии
есть по своему существу внутренне необходимое,
последовательное поступательное движение»
То же, С. 40.
. История философии
есть, следовательно, закономерный
процесс развития, а не простой
перечень различных мнений. Все
философские системы
Каждая философская
система есть изображение особой ступени
в процессе развития идеи, т.е. ограничена
историческими условиями познания и в
то же время содержит момент абсолютного.
Следовательно, история философии представляет
собой поступательное движение к абсолютной
истине.
Философию, таким
образом, Гегель рассматривает как
находящуюся в становлении. В
этом становлении она
Все эти соображения
Гегеля, имеющие глубокий смысл, опираются
у него на идеалистическую основу.
Действительный историко-философский
процесс идеалист рассматривает как следствие
деятельности духа. У него субъектом и
объектом познания выступает сам дух,
развивающийся в силу лишь внутренних
противоречий. Это как раз и вносит искажения
в понимание Гегелем истории философии
как в целом, так и в частностях. Гегель,
например, упрощенно понимает прогресс
в истории философии. Упрощение вопроса
объясняется тем, что у Гегеля связь философии
с эпохой представляется слишком прямолинейно.
На самом деле
эта связь опосредуется классовой борьбой,
развитием конкретного знания, философской
традицией и т.д., у Гегеля же эпоха находит
прямое адекватное выражение в философской
мысли. Заканчивается история философии
Гегелем тем, что свою философскую систему
он объявляет конечным пунктом развития
философской мысли. Им самим провозглашенный
принцип развития, таким образом, разбивается
о его догматическую систему.
Информация о работе Историко-философская концепция Гегеля. Философия Гегеля