Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:34, реферат
Буддизм — первая по времени появления мировая религия. Другие мировые религии появились значительно позже: христианство возникло примерно через пятьсот лет после буддизма, а ислам — более чем через тысячу. Мировой религией буддизм считается по той же причине, что и две другие только что названные религии: подобно христианству и исламу, буддизм в своем распространении по миру решительно переступил этно-конфессиональные и этно-государственные границы, став религией самых различных народов с абсолютно разными культурными и религиозными традициями. Буддийский мир простерся от Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии, при этом продолжается начавшийся в конце XIX века процесс распространения буддизма в Европе и Америке. Буддизм стал исповеданием сотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии, традиционно связанной с родиной буддизма — Индией, и на Дальнем Востоке, цивилизации которого формировались на основе традиций китайской культуры; цитаделью буддизма уже тысячу лет является Тибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он дал письменность, литературный язык и основы цивилизации.
Социальная
программа раннего буддизма тоже заслуживает
внимания, прежде всего учение о зависимости
социального статуса человека от его прошлых
и настоящих деяний. Превращению буддизма
сначала в государственную, а затем и в
одну из мировых религий содействовали
в основном два положения этого учения.
Во-первых, утверждение, что социальный
статус и богатства свидетельствуют о
количестве достоинств, накопленных в
"прошлых жизнях", предоставляло
возможность правителям государства провозглашать
себя идеальными людьми. Это вело к абсолютизированию
их власти. В дальнейшем данная идея получила
разработку и оформление в буддийской
концепции идеального правителя — чакравартина.
Во-вторых, в жестких условиях сословно-кастового
изоляционизма буддизм оставлял угнетенным
массам надежду возродиться в будущей
жизни в более хороших условиях путем
неукоснительного соблюдения социально-этических
норм поведения или вступления в религиозную
общину. Это способствовало росту популярности
буддизма среди широких слоев населения.
Заключение
Подводя итог всему сказанному выше, следует сказать, что успех буддизма был обусловлен как раз тем, что он был «религией спасения», вселял в души верующих надежду на то, что страдание может быть побеждено и уничтожено, уверенность в существовании сверхъестественных сил, в своеобразно понимаемую душу – а именно это и составляет характерную особенность всякого религиозного мировоззрения.
Рассуждения логического характера, которые называют «философией буддизма», являются частью идеологии буддизма. И эта часть играет весьма существенную роль в некоторых школах и направлениях. «Философия буддизма» наполнена мистикой и сочетает в себе некоторые положения объективного и субъективного идеализма.
Буддизм обосновывает неизбежность гибели всего сущего и тем самым отрицает его ценность для человека. Утверждая возможность совершенствования в области человеческого сознания, буддизм рассматривает этот процесс как преодоление всех человеческих желаний, чувств, страстей. Он широко использует эмоциональные средства воздействия на сознание, умело применяет особенно живучие народные предания и традиции, прибегает к жизненным примерам и сравнениям, создавая впечатляющий культ.
Рассмотрение сущности, начал и направлений буддизма при- водит нас к выводу о том, что буддизм является не только одной из трех основных мировых религий, но и то, что в нем заложены своеобразные черты и свойства, не присущие другим религиям и направлениям философской мысли.
Однако в философии буддизма, равно как и в философских началах других философских течений и мировых религий, несмотря на всю свою специфику, буддизм отвечает на те же философские вопросы, которые характерны и для других философских направлений: что такое добро и зло, как прийти к «спасению» от окружающей действительности.
Буддизм
открывает возможность
Список
использованной литературы:
источник, благодаря которому я написала эту работу - книга Леонида Сурженко - "Буддизм". Книга была взята мной в качестве основного источника т.к. написана доступным языком и проста для понимания.