Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:02, реферат
Ксенофана из Колофона (565-470 гг. до нашей эры) можно считать идейным предшественником элейской школы.
Подобно милетцам, Ксенофан признает материальность мира, который в отличие от них считает постоянно одним и тем же, неизменным. Ксенофан стремился также к натуралистическому объяснению природных явлений.
Элеаты
Ксенофана из
Колофона (565-470 гг. до нашей эры) можно
считать идейным
Подобно милетцам, Ксенофан признает материальность
мира, который в отличие от них считает
постоянно одним и тем же, неизменным.
Ксенофан стремился также к натуралистическому
объяснению природных явлений.
Богом Ксенофан считал мир по всей его
целостности. Он понимает бога как сущее,
отличное от людей. Бог у него, таким образом,
становится понятием, символизирующим
неограниченность и бесконечность (как
в пространственном, так и во временном
отношении) материального мира. При этом
универсальное бытие понимается им как
вечное и неименное, что сообщает его философии
черты неподвижности. Наряду с абстрактным
единством допускаются и проявления многообразия
мира.
Сохранились также фрагменты атеистической
ориентации, в которых Ксенофан характеризует
мифических богов как продукты человеческой
фантазии и формулирует мысль о том, что
не боги сотворили людей, но люди создали
богов по своему образу и подобию.
Хотя основой онтологии Ксенофана было
«единое» - совершенное единое бытие, он
допускал еще изменение и движение как
возникновение и упадок, которые Парменид
и другие элеаты полностью отвергали.
Действительно, Ксенофан признает изменение
и движение только как возникновение и
гибель мира, понимая его как внутренне
неизменную целостность. Если в этом случае
вообще можно допустить развитие, то оно,
согласно его концепции, не приносит ничего
нового.
Онтологические взгляды Ксенофана тесно
связаны с его пониманием познания. Чувства
не могут дать основания истинного познания,
но ведут лишь к мнениям и кажимости. Именно
чувства ведут к убежденности, что мир
многолик и изменчив. Именно такой скептический
подход к чувственному познанию стал характерным
для всей элейской школы.
Собственно основателем элейской школы
был Парменид из Элеи (ок. 540-470 гг. до нашей
эры).
Основным для Парменида, как и для всей
элейской школы, является наука о бытии,
о сущем. Аристотель его взгляды комментирует
так: «Парменид ... утверждает, что наряду
с сущим не-сущее является ничем, с необходимостью
полагая, что сущее есть одно и что нет
ничего иного» . У Парменида имеется также
отрицание «сотворения» сущего, утверждение
его вечности. Сущее не только вечно в
своем существовании, оно также и неизменно.
Из действительного мира, из области бытия
Парменид полностью исключает движение.
Почему Парменид отвергает движение и
развитие? Ответ на это вопрос вытекает
из его характеристики бытия и небытия.
По Пармениду, не-сущее не существует.
Все, что существует, есть сущее (бытие),
которое есть всюду, во всех местах, и поэтому
оно не может двигаться. Хотеть нечто переместить,
согласно Пармениду, означало бы либо
поместить его на место другого сущего,
а это невозможно, так как одно сущее уже
там находится, либо поместить его на место,
где ранее было не-сущее, но, как вытекает
из ранее сказанного, не-сущее не существует,
поэтому и этот вариант отпадает. Отсюда
сущее является наполненным и неподвижным.
Бытие имеет материальный характер, но
из него исключены изменение, движение
и развитие.
Здесь следует заместить, что в гносеологии
Парменид проводит весьма резкое различие
между подлинной истиной (АЛЕТЕЙА), являющейся
продуктом рационального освоения действительности,
и мнением (ДОКСА), опирающимся на чувственное
познание. Чувственное познание, по Пармениду,
дает нам лишь образ кажущегося состояния
вещей, и с его помощью нельзя постичь
их подлинную сущность. Истина постигается
лишь разумом. Он рассматривает чувственный
мир лишь как мнение. Так вот в области
мнения Парменид допускает существование
не-сущего на основе «чувственного восприятия».
Это дает ему возможность затем - в виде
мнения - признать существование движения
и изменения. Такое осознание различия
чувственного и рационального познания
приводит к метафизическому разрыву этих
двух ступеней единого процесса познания.
Одним из наиболее ярких учеников Парменида
был Зенон (род. ок. 460 г. до нашей эры).
В своих онтологических взглядах Зенон
однозначно отстаивает позиции единства,
целостности и неизменности сущего. Сущее,
по Зенону, имеет материальный характер.
Симплициус свидетельствует, что, согласно
Зенону, «кто признает множество, необходимо
говорит противоречиво. Так ... если сущее
множественно, то оно равно велико до бесконечности
и мало так, что вообще не имеет никаких
размеров. При этом он доказывает, что
если нечто не имеет размеров и массы,
то оно вообще не может быть. Миров много
и не существует пустого пространства»
. Согласно взглядам Зенона все в природе
происходит от тепла, холода, сухого и
влажного или их взаимных перемен; люди
же произошли из земли, а души их есть смесь
вышеназванных начал, в которой ни одно
из них не пользуется преобладанием.
Видимо, наиболее известным изложением
элейского отрицания движения и постулирования
неизменности и неподвижности сущего
являются апории Зенона, доказывающие,
что если допускается существование движения,
то возникают непреодолимые противоречия.
Первая из апорий названа ДИХОТОМИЕЙ (деление
пополам). В ней Зенон стремится доказать,
что тело не может сдвинуться с места,
т.е. движение не может ни начаться, ни
закончиться . Второй (и, пожалуй, наиболее
известной) апорией Зенона является АХОЛЛЕС.
Эта апория показывает, что самый быстрый
из людей (Ахиллес) не сможет никогда догнать
самое медленное создание (черепаху), если
оно вышло в путь раньше его . Эти логические
конструкции показывают противоречивость
движения и находятся в видимом противоречии
с жизненным опытом. Поэтому Зенон допускал
возможность движения только в области
чувственного познания. Однако в его апориях
речь идет не о «реальности» или «существовании»
движения, но о «возможности его постижения
разумом». Поэтому движение рассматривается
здесь не как чувственное данное, но предпринимается
попытка выяснить логическую, понятийную
сторону движения, т.е. ставится вопрос
об истинности движения.
Зенон прославился, в основном, выяснением
противоречий между разумом и чувствами.
В соответствии с принципами элейской
школы Зенон также разрывает чувственное
и рациональное познание. Истинным он
однозначно признает рациональное познание,
чувственное же, по его мнению, ведет к
неразрешимым противоречиям. Зенон показывал
наличие границы у чувственного познания
.
К числу видных мыслителей элейской школы
принадлежит и Мелисс с острова Самос
(род. ок. 440 г. до нашей эры).
Мелисс полагал, что мир «не был сотворен»
и не имеет конца. Бытие, согласно его представлениям,
является не только единым и неограниченным
во времени и пространстве, но и метафизически
неизменным.
Таким образом, философия элеатов выявила
ряд проблем, которые существенно повлияли
на дальнейшее развитие философии. Так,
в их учении мы встречаемся со сравнительно
четким учением о бытии и определенными
принципиальными подходами к вопросу
о познаваемости мира. Их различие чувственного
и рационального познания тесно связано
с различием «сущности» и «явления».
В области способа философствования большим
вкладом элеатов является стремление
к осмыслению действительности при помощи
понятийного аппарата.