Эмиль Дюркгейм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:58, биография

Описание

Известен как: один из создателей социологии как самостоятельной науки
Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim; 15 апреля 1858, Эпиналь — 15 ноября 1917, Париж) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.
В 1898—1913 гг. Дюркгейм руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», центральную проблематику которой составлял научный вопрос о социальной солидарности.

Работа состоит из  1 файл

Эмиль Дюркгейм.docx

— 23.52 Кб (Скачать документ)

Эмиль Дюркгейм «О разделении общественного труда»  

15 апреля 1858 - 15 ноября 1917 (59 лет) 
 
Известен как: один из создателей социологии как самостоятельной науки 
Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim; 15 апреля 1858, Эпиналь — 15 ноября 1917, Париж) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки. 
В 1898—1913 гг. Дюркгейм руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», центральную проблематику которой составлял научный вопрос о социальной солидарности. 
 
Биография 
Родился в Эпинале в еврейское семье. Отец был небогатым раввином. В детстве тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. В 1879 году поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882 году. В течение 3-х лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885 году совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университетеБордо. В 1887 он женился на Жюли Дрейфус, дочери управляющего литейным заводом. В 1893 году защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и в 1896 году возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая в мире кафедра социологии. Работая в университете Бордо, Дюркгейм опубликовал две свои самые знаменитые работы — «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897).

В 1898—1913 руководил  изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире научного журнала по социологии. В 1902 году, получив звание профессора, Дюркгейм перешёл в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа — «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Первая мировая война нанесла удар по «Французской социологической школе» и подкосила самого философа. В этой войне Дюркгейм, отрицавший революционный социализм, видел раскол мира [1].

15 ноября 1917 года  учёный скончался. Похоронен во Франции, на Кладбище Монпарнас.

 

 

«О разделении общественного труда»  (1893)

Я считаю, что данное исследование Эмиля Дюркгейма направлено на то что бы помочь человеку находится в сообществе себе подобных  и для улучшения взаимопонимания и нравственного поведения в обществе. Взгляды людей в обществе всегда были противоречивы, из этих противоречий всегда складывалось понятие нравственности, так как никто не мог ответить каков эталон отношений между людьми. Поэтому создание науки о нравственности и воплощение в жизнь ее идей тяжело воспринималось основной массой людей.

Но как мне  кажется, иногда понятие нравственности полностью перечёркивалось такой  проблемой общества - как разделение труда. Поэтому, именно понятие разделения труда является основной причиной поведения  людей в обществе, так как всегда появляется разделение не только труда  в обществе, но и разделение самого общества по отношению к труду.

Эмиль Дюркгейм рассматривает  понятие «функция» с  двух разных сторон. Первое основывается на системе жизненных движений, отвлекаясь от их последствий. Второе же является отношением соответствия, существующее между этими движениями. Дюркгейм говорит, что для того  чтобы узнать функции разделения труда, необходимо не поверхностно, а значительно глубоко исследовать чему оно соответствует. И он основывает свое рассуждение именно на втором понятии. Он выбрал именно понятие функции, потому что как сам он пишет всякий другой термин не смог бы дать более точного  значения.  Само понятие цивилизации подразумевает под собой понятие экономического роста и благосостояние общества, но сами блага цивилизации распределяются в обществе согласно понятию функции разделению труда не равномерно, что приводит к раздвоению общества и неодинаковым понятиям о нравственности. Как мне кажется, само понятие цивилизации, воспринимается на слух как положительное развитие общества, но есть и другая сторона медали, цивилизация разделяет общество на два лагеря, один из которых может больше потреблять благ цивилизации, а другой не имеет такого доступа к этим благам. Что приводит, само собой к нарушению понятия нравственности и солидарности между этими социальными сообществами. Мне кажется, увеличение доли солидарности прямо пропорционально  увеличение недовольства определенных слоев общества от фактора разделения труда. И когда доля солидарности для определенных слоев общества достигает своего апогея, то чтобы ситуация не вышла из - под контроля становится мало нравственных законов, в силу вступают правовые понятия общества.

 

В любом обществе есть определенные понятия поведения, которые подразумевают под собой  определенные нормы морали и отношения  между людьми. Отклонение от этих норм вызывают негативное восприятие людей, которые отошли от этих норм, и тем  самым вызвали отрицательное  отношение к себе. И как факт порицания этих людей, общество прибегает  к репрессивным или реститутивным санкциям по отношению к этим индивидуумам, которые пошли в разрез коллективному сознанию, основанному на правилах морали и этики.

И как обычно бывает, само общество наиболее склонно к  репрессивным санкциям, нежели реститутивным так как репрессивные санкции наиболее ярко выражают коллективное возмущение общества по отношению к данному индивидууму приступившему установленные правовые нормы. Эмиль Дюркгейм выделяет два типа солидарности, отрицательную и положительную. Отрицательную солидарность он рассматривает вскользь, так как понятие отрицательной солидарности само по себе не играет особую роль в обществе, в то время как положительную солидарность он различает по некоторым признакам. Он разделяет ее на два типа, первый тип он описывает  «солидарность, вытекающую из сходств» и «солидарность, производимую разделением труда».Второй тип обусловлен на изучение личности, человеческой индивидуальности.Развитие солидарности напрямую связано с развитием права, солидарность, если можно так сказать являлась своеобразным толчком для создания права. Когда общество стало обладать объективным, совместным мышлением они стали рассматривать идеи о создании норм.

 

Дюркгейм говорит  о том, какую важную роль играет механическая солидарность и видит три способа  развития механической солидарности. Первый он раскрывает на примере изменения  отношений «между объемами коллективного  и индивидуального сознания». Второй напрямую зависит от «средней интенсивности  состояний коллективного сознания». И наконец, третий заключается в  том, что « большую или меньшую  определенность этих самых состояний».

Так же Дюркгейм пишет  о существование органической солидарности, в которой заключается система  различных органов, каждая из которых  имеет свою собственную социальную роль, и эта роль закреплена именно за ним.

В первой книге Дюркгейм полностью раскрывает смысл разделения труда, он приводит множество аргументов в пользу того, что разделение труда  связано не с цивилизацией, а напрямую зависит от коллективности общества, то есть от социальной солидарности.

Дюркгейм рассматривает абсолютно не существующую связь между увеличением счастья и разделением труда, но в его рассуждениях есть небольшая оговорка связанная с тем что, увеличение счастья способствует прямому развитию богатства, из-за чего и появляется разделение труда  иначе не было бы смысла существования и того и другого.

 

Дюркгейм считает  что, деньги не являются главным источником счастья. Но здесь я хотела бы высказать  небольшую оговорку на этот счет, какое же современное общество, да и то общество, которое существовало напрямую не зависит от денег? Деньги конечно не главный критерий счастья, но он является основным в обществе, так как от него напрямую зависит увеличение счастья и условия существования людей. Сказать, что деньги не играют главную роль в счастье, может лишь человек у которого их много, но никогда так не скажет человек который эти деньги видит как что-то не досягаемое.

 

Эмиль Дюркгейм пишет  о  моральной плотности: «сближение индивидов, которые находятся в достаточном соприкосновении, чтобы иметь возможность воздействовать и реагировать друг на друга».Для меня это понятие остается не совсем  понятным, но из следующих рассуждений Дюркгейма могу сказать следующее, что он выделяет три способа уплотнения общества. Первый состоит в том, что «в то время как низшие общества располагаются на площадях, огромных в сравнении с числом составляющих эти общества индивидов, у более развитых народов население все концентрируется». Второй способ: « Образование городов и их развитие». Третий способ «существование быстрых путей сообщения и связи».

В дальнейшем Дюркгейм исследует формы разделения труда, он делит их на нормальные и паталогические. Он пишет что, в нормальном состоянии разделения труда производит социальную солидарность. В то время как, патологические формы мешают развитию социальной солидарности.

Закончить свою работу хотелось бы строками из работы «О разделении общественного труда»  Эмиля Дюркгейма  «Если разделение труда производит солидарность, то не потому только, что оно делает из каждого индивида обменщика, как говорят экономисты, а потому, что создает между людьми целую систему прав и обязанностей, надолго связывающих их друг с другом»

 

 


Информация о работе Эмиль Дюркгейм