Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:11, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение философской мысли Нового времени. В соответствии с ней определяются задачи:
1. Определить, что есть эмпиризм и рационализм
2. Обратиться к их основоположникам и сторонникам.
3. Описать основные социально-политические концепции в философии Нового времени.
Рационализм (от лат. ratio – разум) – направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.
Французского мыслителя Рене Декарта (1596-1650) так же, как и Ф.Бэкона, считают одним из основателей философии Нового времени.
Декарт не только был великим философом, но и гениальным естествоиспытателем.
В отличие от Френсиса Бэкона, который обращался к опыту и эксперименту, Декарт аппелировал к разуму и самосознанию.
В основе философии Декарта лежит дуализм души и тела, мыслящей и протяжённой субстанции, которые сотворены богом и поддерживаются его могуществом.
Механистическая
черта его мировоззрения
Главным средством достижения знаний считал интуицию и дедукцию.
Важнейшим положением его методологии и гносеологии, а также главным принципом рационализма стало понятие интуиции.
Интуиция – это способность формулировать исходные теоретические положения, не требующие доказательств по типу математических аксиом.
Декарт склонялся к тому, чтобы рассматривать интуицию в качестве естественного и одновременно интеллектуального света, т.е. интуиция отделяется от чувственных восприятий.
Интуиция – прочное, отчётливое понятие «ясного и внимательного ума». Она более достоверна, чем сама дедукция. Интеллектуальная интуиция является отправным моментом для более или менее длинной цепи дедукции, вывода одного понятия из другого. Определённая интуиция является началом каждой из таких цепей.
Дедукция в
отличие от интуиции характеризуется
опосредованностью при
Эти положения являются опорными пунктами процесса познания, опираясь на которые разум методом дедукции, т.е. движение мысли от общего к частному приходит к постижению истины.
Декарт разрабатывает правила, которые обеспечивают достижения истины:
1. За истинные
считать такие положения,
2. Разделять сложную проблему на части, частные проблемы.
3. Методически переходить от доказанного к недоказанному.
4. Не допускать
никаких пропусков в
Для достижения истины необходимо радикальное сомнение в истинности всего существующего мира.
Сомнение –
это акт мышления, который является
достоверным сам по себе и Декарт
утверждает, что безусловные
Естественный свет разума выявляет достоверное существование высшего разума – бога.
В познавательной деятельности Декарт усматривал три класса идей, не одинаковых по своей роли:
1) идеи, которые
каждый человек получает извне.
2) образуемая на основе идей первого рода разновидность идей в его уме. Например, идея солнца, но уже образованная астрономом;
3) наиболее
важная разновидность идей, называемая
им врождёнными. Они считались
совершенно не зависимыми от
внешних предметов,
Философия Декарта получила название дуалистической, так как в ней постулируется существование двух субстанций – материальной, которая обладает протяженностью, но не обладает мышлением и духовной, которая обладает мышлением, но не обладает протяжённостью. Эти две не зависимые друг от друга субстанции, будучи продуктом деятельности бога, соединяются в человеке, который может познать и Бога, и созданный им мир.
Декартова программа построения системы знаний, покоящихся на едином основании, получила завершенное воплощение в философии голландского мыслителя Бенедикта Спинозы (1632 – 1677). В отличие от дуалистической философии Декарта, философия Спинозы носит монистический характер, являясь учением абсолютно божественной, субстанции – природе. Субстанция для Спинозы – непосредственно данная, сущность которого заключает в себе необходимое существование, она есть причина самой себя. Свойства субстанции: вечность во времени и её бесконечность в пространстве. Так, понятая субстанция есть то, что называют природой или богом. Спиноза отходит от ортодоксальных религиозных знаний. Его мировоззрение носит пантеистический характер. Бог, согласно Спинозе, как бы растворяется в природе, которая есть вечное творческое начало. Только природа в целом, или субстанция, существует необходимо, только её сущность включает в себя существование. Заключая причину своего бытия в себе, субстанция обладает бесконечным множеством атрибутов, или сущностных свойств. Субстанция одна, но атрибуты качества, выражающие её сущность, и способы, посредством которых она выражает своё бытие, бесконечны. Человек познаёт субстанцию через два её атрибута – протяжённость и мышление.
Окружающий человека предметный мир представляет собой, по мнению Спинозы, определённые состояния единой субстанции, или её конкретные предметы и явления, которые существуют не сами по себе, а только в системе отношений друг к другу, то есть, в конечном счете, к самой субстанции.
Субстанция и её атрибуты составляют собой природу производящую, или природу произведённую. Субстанция выражает единство мира, а модусы, или состояния субстанции, - его многообразие. Единство и многообразие – две стороны одной и той же природы.
В рамках многообразия каждая вещь, рассматриваемая как модус субстанции, есть одновременно и тело (модус атрибуты протяжения), и соответствующая этому телу идея – модус атрибута мышления. Самый сложный модус субстанции – это человек, которому соответствует идея, мыслящая саму себя и своё тело.
В противоположность
Декарту, утверждавшему о существовании
у человека врожденных идей, Спиноза
категорически отрицает их наличие.
Вместе с тем он признаёт врожденную
способность приобретать
В работе « Трактат об очищении интеллекта» Спиноза различает четыре способа приобретения знания, которые исчерпывают, по его мнению, всю познавательную деятельность человека.
1. Получение
знания понаслышке. Этот способ
Спиноза сразу же отбрасывает,
так как этот метод религии,
которая ссылается на
2. Приобретение
знания из беспорядочного
3. Приобретение
знания заключается в
4. Познание
через сущность вещи. Только этот
способ познания, который Спиноза
называет интуитивным, дает
Интуиция у Спинозы – не мистическая интуиция, а рационалистическое познание сущности вещи на основе постижения сущности субстанции. Только интуитивным путем, по мысли Спинозы, безошибочно познаем существо вещей.
Познание субстанции и познание модусов принципиально различны. Если в отношении модусов опыт имеет существенное значение, то в отношении субстанции и её атрибутов он не существен.
Итак, Спиноза
ограничивал познавательные возможности
опыта несущественными
Учение о субстанции – это учение о человеке, о его нравственности, о мудром восприятии жизни.
«Свобода есть познанная необходимость», - так сформулировал Б. Спиноза путь человека к свободе. В результате человек приходит к такому состоянию, когда он не плачет и не смеется, а понимает необходимость и переходящий характер перипетий своей жизни.
Великий немецкий философ и математик, открывший дифференциальное и интегральное исчисление, Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) отверг как дуалистическую трактовку бытия Р. Декарта, так и монистическое учение о субстанции Б. Спинозы. Он противопоставил им плюралистическую концепцию бытия как совокупности множества субстанций – монад.
« Монада, - согласно Лейбницу, - есть не что иное, как простая субстанция, которая входит в состав сложных: простая, значит, не имеющая частей»
Монады как субстанции вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Возникают монады из непрерывных излучений божества и могут быть уничтожены лишь сверхъестественным путем.
Являясь духовными сущностями, находящимися в деятельном состоянии, монады имеют собственную определенность, отличающую их друг от друга. Лейбниц различает три вида монад по степени их развития:
1)монады низшей степени развития, которые обладают лишь пассивной способностью восприятия, образуют физические тела, т.е. предметы неживой природы;
2)монады –
души, обладающие ощущениями и
представлениями, составляют
3)монады –
духи, наделенные сознанием,
Рационализм в учении Лейбница о монадах выразился в том, что постичь монады можно только разумом
Столь же рационалистической является и теория познания Лейбница, в которой он предпринял попытку сочетания рационализма и эмпиризма при сохранении ведущей роли рационализма.
Он выделяет два рода истин: «истины разума» и «истины факта».
1)«Истины разума»
представляют собой врожденные
идеи. Но Лейбниц в отличие
от Декарта считает, что
2)«Истины факта»
не обладают необходимостью и
всеобщностью. Они являются эмпирическими
и случайными в том плане,
что не могут быть выведены
дедуктивным путем. Методом
Рационалистическая
система Г.В. Лейбница явилась завершением
рационалистической тенденции в
философии XVΙΙ в. и предшественницей
немецкой классической философии.
Семнадцатое — восемнадцатое столетия — это эпоха выдающихся достижений философии, науки и культуры в Западной Европе. Новое время открывает новую эпоху в историческом развитии европейской экономики и права. Возникает насущная необходимость в территориально масштабных государствах, имеющих возможность обеспечить функционирование не только внутренних, но и международных связей (экономических, политических, культурных и т.п.).
Идейный и интеллектуальный настрой рассматриваемой эпохи, как известно, концентрировался вокруг идеи универсального. Это относится и к правоведению, поэтому естественно воспринимаются такие интеллектуальные продукты, как универсальное право и гражданская философия в качестве учения о государстве и природе права. Основой универсального права стала признаваться философия, а не римское право.
Под влиянием обозначенных выше факторов, а также философии рационализма Нового времени правовые учения сделали своим главным предметом разработку естественного права. Учение о естественном праве получает новую окраску. Во-первых, оно освободилось от богословских трактований. Во-вторых, естественное право в это время не смешивается с правом общенародным. В нем начинают усматривать совокупность тех идеальных норм, которые должны служить прообразом для всякого законодательства. Такое новое направление в правоведении оформилось в школу естественного права, которая доминировала в юриспруденции на протяжении XVII —XVIII столетий .
Информация о работе Эмпиризм и рационализм философии Нового времени