Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:03, контрольная работа
Свою курсовую работу я хочу посвятить теме «Эмпиризм и рационализм
философии Нового времени».
Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с
переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы
натурфилософии. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы
познания – Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт – понятие метода в
философии.
Введение. 3
1. Понятие, признаки и принципы эмпиризма и рационализма философии нового
времени. Критерии истинности. 5
2. Становление и источники эмпиризма и рационализма философии нового
времени. 8
3. Основные направления эмпиризма и рационализма философии нового времени.
Проблемы познания. Противоречие между рационализмом и эмпиризмом философии
нового времени. 14
Заключение. 23
Список литературы. 25
метод, сколь бы ни подчеркивал Декарт его чисто интеллектуальные свойства,
утратил бы свою эффективность, если бы он совершенно игнорировал опытный
фактор. Декарт был далек от такого пренебрежения. Уже в «Правилах для
руководства ума» он осудил тех высокомерных «мудрецов», которые,
пренебрегая опытом, высокомерно воображают, что истина появится из их
головы, как Минерва из головы Юпитера. В «Рассуждении о методе» автор еще
более категорически заявил: «Что касается опытов, то я заметил, что они тем
более необходимы, чем дальше мы продвигаемся в познании». Своими
экспериментами Декарт сам великолепно это показал. Тем самым он доказал,
что рационалистический метод, если он не хочет выродиться в умозрительно-
схоластическое рассуждательство, обязан контролировать свои положения и
выводы опытом, уточнять их экспериментом (ибо дедуктивный вывод не
однозначен). К тому же хотя великий рационалист, вдохновленный своими
математическими прозрениями, и был убежден в безошибочности и эвристической
силе правильно рассуждающего ума, но он явно сам недооценивал того
обстоятельства, что успешные эксперименты тоже играли не последнюю роль в
выведении тех истин, которые потом он воспринимал как интуитивные.
В целом же Декарт односторонне, метафизически (в смысле
антидиалектически) подчеркнул значение собственно интеллектуального фактора
методологии за счет опытного, который в основном был все же сведен к роли
практического индикатора, выявляющего эффективность фактора собственно
умственного, рационального. Чувственное познание совершенно необходимо в
повседневной практической жизни. Для теории же много важнее знание
интеллектуальное, прямо пропорциональное степени его математизированной
достоверности.
Для философии нового времени принципиальное значение имеет спор между
эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали
единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма
(Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.
Рационализм является теоретической основой рационалистических концепций
права. Суть этих концепций в том, что право – это совокупность норм,
даваемых разумом и призванных обеспечить разумный способ жизнедеятельности
в обществе (свобода, справедливость, равенство и т.д.). Эти нормы и это
право носят естественный, т.е. всеобщий и необходимый характер, поскольку
они выводятся разумом из самой сущности человека как существа разумного.
Поскольку право и его нормы выводятся из неизменной сущности человека,
то они имеют вневременной и должный характер. Они абсолютны и вечны. Они не
зависят от конкретных социальных и исторических условий. Они должны быть,
чтобы обеспечить разумную и свободную жизнь человека.
С этой точки зрения для юриста-правоведа знание основных положений
рационализма необходимо. Только на основе этого знания можно понять
тенденции развития европейской культуры и науки, понять закономерности
формирования и развития европейского правосознания и правоведения,
базирующихся на идеях рационализма.
Список литературы.
1. Алексеев С.С. Философия права. – М.1998.
2. Арзамасцев А.М. Философия как особый тип мировоззрения. –
Магнитогорск, 1998.
3. Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий
4. Богомолов Ю.А. Буржуазная философия кануна и начала империализма. –
М.,1987.
5. Декарт Р. Сочинения в двух томах. Том 1. – М.: Мысль, 1989
6. История политических и правовых учений (под ред. В.С. Нерсесянца). –
М.,1996.
7. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.,1998.
8. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская
философия XVIII в. – М.,1986.
9. Ляткер Я.А. Декарт, – М., 1989
10. Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение. //
Вопросы философии, 1997. № 3.
11. Рассел Б. История западной философии. – М.,1991.
12. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М.,1984.
13. Соколов В.В. Философия Рене Декарта. – М., 1986.
14. Сольников В.П. Философия: Учебное пособие для юридических вузов. – С-
Пб, 1999.