Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 00:50, доклад
Эстетическое выступает в роли полезного до тех пор, пока в общественно-исторической практике полно не выявляется и не формируется оппозиция: природа-культура, естественное-общественное. Человек наслаждается прекрасным не для удовлетворения утилитарных нужд(голод, жажда). При эстетическом восприятии существует та высшая заинтересованность, которая возникает, лишь, когда у человека удовлетворенны его непосредственные потребности и когда складывается сложная сеть общественных интересов, часто далеких от утилитарных потребностей.
В последние годы появилось немало новых проблем, связанных с продажей органов для пересадки другим людям, с суррогатной беременностью и т.д. Возникают непростые вопросы: чем отличается продажа своих рук или мозга от продажи своих органов? Вправе ли человек распоряжаться в этом отношении сам собой? Решать их нужно с учётом того, что человек является не только материальным, но и духовным существом, а этот род ценностей не имеет стоимостных характеристик. Образно говоря, человека можно купить и продать целиком или частично, он сам вправе это сделать, но самое страшное – это, говоря словами Гёте, - «продать душу дьяволу», отказавшись от самого себя. Рано или поздно человечество преодолеет товарное отношение к человеку, он вырвется из отношений экономической необходимости, хотя, видимо, было бы опрометчиво говорить о полном исчезновении в обозримом будущем стоимостных характеристик человека и его тела.
Вторым феноменом мира ценностей являются вещи, производимые человеком на протяжении всего исторического пути. Мир вещей охватывает всё – от древнейших пирамид до суперсовременных компьютеров и ускорителей, космических аппаратов и полимеров. Этот мир материальной культуры, созданный людьми для удовлетворения своих потребностей представляет как бы «неорганическое тело» человека, многократно усиливая его мощь, опредмечивая его способности и таланты. Вещественный мир стал «второй природой» человека и неслучайно ценностное отношение к нему является достаточно точным критерием ценности самого человека. Вопрос о соотношении ценности человека, его жизни, здоровья и его имущества всегда был центральным для любой мировоззренческой системы. Все религии сурово осуждают стремление к накоплению материальных ценностей, алчность.
Сущность проблемы ценности и оценки мира вещей состоит в том, чтобы уяснить пределы этого мира и его влияния на развитие человека. Очевидно, что люди не могут обходиться каким-то минимумом вещей, а идеалы аскетизма никогда не имели широкого распространения. Столь же очевидно, что нет и верхнего предела насыщения вещами, а их количество все умножается. Более того, одной из причин острого экологического кризиса является накопление отбросов человеческой цивилизации, которые не могут быть ею утилизированы. Переработка ресурсов планеты в вещи идет ускоренными темпами, что порождает, с одной стороны, серьёзную озабоченность ученых и политиков, а с другой стороны, массовые движения за отказ от беспредельного потребления и добровольное самоограничение. Если учесть, что рост населения Земли идёт достаточно быстрыми темпами, а ресурсы её ограничены, то ясно, что без самоограничения не обойтись, и это требует выработки соответствующей системы ценностей.
Распространённое мнение, что богатство развращает человека, губит его, а бедность способствует моральному очищению, рождалось и поддерживалось в моменты острых социальных катаклизмов, при резкой поляризации общества.
Не зря все мировые религии, особенно в начале своего возникновения, были религиями бедных, обездоленных, угнетённых. Они проповедовали отказ от тленных земных богатств и стремление к вечным небесным ценностям. Позже, когда церкви сами стали собственниками и владельцами значительных богатств, отношение к миру вещей несколько изменилось. Атеисты, не уповая на жизнь вечную, призывали всячески пользоваться благами земными.
Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны, хотя человечество в течение тысячелетий мечтало перековать «мечи на орала». Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте. Представление о том, что есть «мирный» атом, в корне отличающийся от «военного», рухнуло после чернобыльской катастрофы. Людям приходится постоянно оценивать новые явления в жизни человека и общества и соотносить их с традиционными системами ценностей. В полной мере это относится и к системе духовных ценностей.
Справедливость и право
В системе ценностей человеческого духа особое место занимают представления о праве и справедливости. Понятие прав человека, «человеческого измерения» всех явлений и событий общественной жизни стало особо актуальным в середине 20в., после того, как мир пережил трагедию двух мировых войн, ужасы геноцида, расизма и национализма. Различают 6 основных категорий прав человека: естественные, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Особое значение придаётся естественным правам человека, которые появляются в силу факта самого рождения и не могут быть отчуждены. Иногда их называют ещё «священными», поскольку это такие, как право на жизнь, здоровье, свободу, неприкосновенность и т.д.
С проблемой прав человека тесно связано понятие справедливости, суть которого – в выработке принципов, регулирующих распределение благ и обязанностей граждан, соответствие между деянием и возданием, преступлением и наказанием. Достижение полной справедливости в нашем земном мире породило бы вопиющую несправедливость, ибо такое состояние исключало бы все проявления милосердия. Наиболее актуальна в практическом и теоретическом планах идея распределительной справедливости. Согласно ей, распределение может осуществляться в соответствии с принципами: равенства, потребности, заслуг, продуктивности, усилий, профессиональной пригодности, достижений, способностей, социального ранга и статуса, спроса и предложения.
Проблема эстетического вкуса и идеала
Обратимся к проблеме эстетического вкуса и эстетического идеала – двух, на первый взгляд, различных категорий эстетики, но в которых фиксируются такие стороны эстетической жизни общества, одна из которых немыслима в отрыве от другой. Эстетический вкус – это наиболее сознательное проявление эстетической способности личности, выражение эстетического идеала – высшего проявления эстетических возможностей человека. В деятельности вкуса воплощаются наши представления об идеале независимо от того, идет ли речь об эстетически создающей или созерцательной стороне жизни. Но было бы опрометчиво делать заключение о тождестве этих категорий.
Эстетический вкус – индивидуальное достоинство личности. Он принадлежит к числу явлений, в котором запечатлена деятельность современного и предшествующих поколений. Эстетический идеал – достояние современного общества, одна из сторон духовного его облика, его душа.
Основная форма существования идеала – конкретно-чувственный образ, вырастающий из “живого созерцания”. Образ этот смутен, неопределенен. Идеал есть обобщение увиденного. В процессе воплощения идеалов в материал художникам приходится часто полагаться на интуицию, эстетическое чувство, внутренний голос. А.Н.Толстой писал: “Художник впитывает в себя явление,– сквозь глаза, уши, кожу вливается в него окружающая жизнь и оставляет в нем след, как птица, пробежавшая по песку...” Процесс обобщения человеком увиденных явлений, суммирование их происходит бессознательно.
Эстетический
вкус, в отличие от эстетического
идеала, относится к достаточно устойчивым
образованиям, во многом определяющим
собой и действенные и
В психологическом
ключе эстетический вкус представляет
собой особую способность человека.
Она включает в себя свойства чувственного
сознания и систему оценок и предпочтений,
которые отражают ценностные ориентации
человека. Эстетические эмоции, переживания
и чувства несут в себе потенциальные
возможности образования вкуса. Эстетический
вкус предполагает осознанное отношение
ко всем взаимосвязям человека с миром.
Эстетический вкус выполняет функцию
раскрытия смысла эстетического сознания:
обеспечить каждому человеку достижение
внутренней гармонии, свести воедино аспекты
его существа. При участии эстетического
вкуса человек эмоционально-чувственно
погружается в жизнь и познает ее. Вкус
выполняет посредническую роль между
обыденным и теоретическим сознанием,
он связывает их и поднимает на новую высшую
ступень.