Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:54, доклад
1. Античная философия VII в. до н. э. – V в. н. э.
В целом философию данного периода можно охарактеризовать как космоцентрическую, однако позже акцент смещается в сторону антропоцентризма.
2. Средневековая философия V – XIV вв.
В целом философию данного периода можно охарактеризовать как теоцентрическую.
Теоцентризм – мировоззрение эпохи Средних веков, в котором центром культуры и философии являлся Бог.
3. Философия эпохи Возрождения
XIV – XVII вв.
В целом философия данного периода носит ярко выраженный антропоцентрический характер.
4. Философия нового времени
XVII – середина XX.
5. Современная философия
середина XX – наши дни
Этапы развития европейской философии
Период, хронологические границы |
Подпериод, хронологические границы |
Особенности, основные проблемы |
Главные авторы, представители |
Основные работы, труды |
Античная философия VII в. до н. э. – V в.
н. э. |
Натурфилософия VII – V вв. до
н. э. |
Натурфилософский период античной философии носит космоцентрический характер. Космоцентризм – система философских взглядов,
появившаяся в Древней Греции, согласно
которой мир воспринимается как космос
(от греч. – порядок), разнообразный и гармоничный.
Все явления рассматривались через призму
космоса. |
Фалес (640/624 – 548/545 гг. до н. э.) |
«О солнцеворотах», «О равноденствиях» |
Гераклит (544 – 483 гг. до н. э.) |
«О природе» | |||
Ксенофан (570 – 475 гг. до н. э.) |
«Силл» | |||
Пифагор (570 – 490 гг. до н. э.) |
«О воспитании», «О государстве», «О природе» | |||
Демокрит (ок. 460 – 370 гг. до н. э.) |
«Великий мирострой» | |||
Сократический (классический) V – III вв. до н. э. |
В целом период можно охарактеризовать как антропоцентрический. Антропоцентризм – мировоззрение, согласно которому центром культуры и философии является человек. В этом периоде внимание
философов переключается с Риторика, эстетика. |
Протагор (490 – 420 гг. до н.э.) |
«О бытии» | |
Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) |
Всё рассказывал устно | |||
Эллинистический |
Во время эллинистического периода происходит распад основных философских систем и появление целого спектра философских школ и течений, основными из которых стали стоицизм, скептицизм, эпикуреизм и школу киников. Главной проблемой этого периода становится человек и его отношение к миру, а также вопрос о понимании человеком счастья. |
Антисфен (444/435 – 370/360 гг. до н. э.) |
«О природе», «Истина» | |
Пирон (360 – 270 гг. до н. э.) |
«Пирроновы основоположения» | |||
Эпикур (342/341 – 271/270 гг. до н.э.) |
«О природе», «Главные мысли» | |||
Зенон Китийский (336 – 264/262 гг. до н. э.) |
«Споры», «О природе», «Против философов» | |||
Средневековая философия V – XIV вв. Теоцентризм – мировоззрение эпохи Средних веков, в котором центром культуры и философии являлся Бог. |
Патристика V – VII вв. |
• Совокупность учений отцов христианской церкви - первоначально, как духовные наставники, обладавшие признанным учительским авторитетом. В дальнейшем были окончательно установлены четыре существенные характеристики "отца церкви": 1) святость жизни, 2) древность, 3) ортодоксальность учения 4)официальное признание церкви. В период патристики происходит разработка христианской догматики и философии, развивавшейся под влиянием идей Платона. Главными проблемами являются: сущность Бога, отношение веры и разума, души и тела, свободы человека, происхождение добра и зла. |
Августин Блаженный (354 – 430 гг.) |
«О гарде Божием», «Исповедь», «О Троице», «О свободной воле», «Пересмотры» |
Схоластика VII – XIV вв. |
Схоластическая философия представляет собой школьно-университетскую дисциплину, сформированную под влиянием философского наследия Аристотеля. Основными проблемами этого периода становятся дискуссия об универсалиях и доказательства бытия Бога. Универсалия (от лат. universalis — общий) — термин средневековой философии, обозначающий общие понятия.( существуют реально, независимо от человеческой мысли речи). Изучаются и систематизируются проблемы, сформированные Отцами Церкви в период Патристики, но ничего нового не вводилось. |
Фома Аквинский (1225 -1274 гг.) |
«Сумма теологии», «Сумма против язычников», «Дискуссионные вопросы», «Комментарии» | |
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв. |
Гуманистический XIV - середина XV вв. |
Особенностью гуманистического периода является убеждённость, что человек является высшей ценностью, самодостаточен и может без посторонней помощи раскрыть свой потенциал. Переосмысляется место человека в мире. Теперь он сам вершит свою судьбу, ведь он – творец. |
Лоренцо Валла (1407 – 1457 гг.) |
«Пересмотр диалектики и философии» |
Неоплатонический середина XV - первая половина XVII вв. |
В центре внимания неоплатонического периода находятся проблемы бытия Бога и мира, соотношение божественного и земного, происхождение мира, соотношение свободы воли и необходимости. |
Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.) |
«Об учёном незнании» | |
Натурфилософский вторая половина XVI - XVII вв. |
В натурфилософии происходит рассмотрение природы. Исходя из её собственных начал. Идея пантеизма – отождествления Бога и природы. Гуманизм, антропоцентризм и проблема личности. |
Франческо Патрици (1529 – 1597 гг.) |
«Десять диалогов об истории» | |
Философия нового
времени |
Период формирования эмпиризма
и рационализма |
Главный вопрос – познание посредством эмпиризма (концепция, согласно которой основу познания составляет чувственный опыт). А также вопрос о субстанции. |
Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.) |
«Новый органон» |
Главный вопрос – познание посредством рационализма (концепция, согласно которой основу познания составляет разум). И так же вопрос о субстанции. |
Рене Декарт (1596 – 1650 гг.) |
«Рассуждение о методе», Сочинения в двух томах | ||
Просвещение начало XVIII – конец XVIII вв. |
Центральная идея – вера в безграничные возможности разума. Наука – панацея от экономических, социальных и политических проблем. Механистическое понимание природы. Механистический детерминизм – представление, согласно которому все процессы жёстко предопределяются их физическими причинами. Появляются социально- |
Монтескье (1689 – 1755 гг.) |
«Персидские письма», «Размышления о причинах величия и упадка Рима», «О духе законов». | |
Вольтер (1694 – 1778 гг.) |
«Карманный философский словарь» | |||
Руссо (1712 – 1778 гг.) |
«Новая Элоиза», «Эмиль», «Общественный договор» | |||
Период немецкой классической
философии |
Основной проблемой немецкой классической философии являются вопрос об объекте и субъекте познания. Другим вопросом становится исследование жизнедеятельности человека как субъекта нравственного сознания. Идея о первенстве народа перед государством.
Главный метод философского творчества – диалектика (искусство вести беседу, спор). |
Кант (1724 – 1804 гг.) |
«Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» | |
Фихте (1762 – 1814 гг.) |
«Факты сознания» | |||
Гегель (1770 – 1831 гг.) |
«Энциклопедия философских наук», «Философия права» | |||
Шеллинг (1775 – 1854 гг.) |
«Письма о догматизме и критицизма», «Я как принцип философии», «О возможной форме философии» | |||
Период неклассической философии |
В постклассический период
происходит разочарование в новоевропейской
культурной парадигме (общая модель, система принципов, образцов;
фундамент чего-либо), которая являлась
рациональной. Повяляются три линии развития: критическая (отказ от рационализма), консервативно- |
Кьеркегор (1813 – 1855 гг.) |
«Или-или», «Страх и трепет», «Философские крохи» | |
Ницше (1844 – 1900 гг.) |
«Человеческое, слишком человеческое», «Рождение трагедии из духа музыки» | |||
Современная философия |
- |
Человек есть не только разум
и сознание, но и подсознание. |
К.Маркс (1818 - 1883) |
"К критике гегелевской философии права. Введение","К еврейскому вопросу","Исторический материализм" |
Ф.Энгельс (1820 - 1895) |
"Диалектика природы" | |||
О.Конт (1798 - 1857) |
"Курс позитивной философии", "Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества". | |||
Ф.Ницше (1844 - 1900) |
"Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм", "Человеческое, слишком человеческое" |