Этапы развития европейской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:54, доклад

Описание

1. Античная философия VII в. до н. э. – V в. н. э.
В целом философию данного периода можно охарактеризовать как космоцентрическую, однако позже акцент смещается в сторону антропоцентризма.
2. Средневековая философия V – XIV вв.
В целом философию данного периода можно охарактеризовать как теоцентрическую.
Теоцентризм – мировоззрение эпохи Средних веков, в котором центром культуры и философии являлся Бог.
3. Философия эпохи Возрождения
XIV – XVII вв.
В целом философия данного периода носит ярко выраженный антропоцентрический характер.
4. Философия нового времени
XVII – середина XX.
5. Современная философия
середина XX – наши дни

Работа состоит из  1 файл

Таблица 5 этапов философии.docx

— 26.71 Кб (Скачать документ)

Этапы развития европейской  философии

Период, хронологические границы

Подпериод, хронологические границы

Особенности, основные проблемы

Главные авторы, представители

Основные  работы, труды

Античная философия

VII в. до н. э. – V в. н. э. 
В целом философию данного периода можно охарактеризовать как космоцентрическую, однако позже акцент смещается в сторону антропоцентризма.

Натурфилософия VII – V вв. до н. э. 

Натурфилософский  период античной философии носит  космоцентрический характер.

Космоцентризм – система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос (от греч. – порядок), разнообразный и гармоничный. Все явления рассматривались через призму космоса. 
Основной проблемой этого периода становится вопрос о субстанции. 
Субстанция – первоначало, первооснова всего сущего.

Фалес (640/624 – 548/545 гг. до н. э.)

«О солнцеворотах», «О равноденствиях»

Гераклит (544 – 483 гг. до н. э.)

«О природе»

Ксенофан (570 – 475 гг. до н. э.)

«Силл»

Пифагор (570 – 490 гг. до н. э.)

«О воспитании», «О государстве», «О природе»

Демокрит (ок. 460 – 370 гг. до н. э.)

«Великий мирострой»

Сократический (классический) V – III вв. до н. э.

В целом период можно охарактеризовать как антропоцентрический.

Антропоцентризм – мировоззрение, согласно которому центром культуры и философии является человек.

В этом периоде внимание философов переключается с природы  на человека.

Риторика, эстетика.

Протагор (490 – 420 гг. до н.э.)

«О бытии»

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.)

Всё рассказывал устно

Эллинистический 
III в. до н. э. – V в. н. э.

Во время эллинистического периода происходит распад основных философских систем и появление  целого спектра философских школ и течений, основными из которых  стали стоицизм, скептицизм, эпикуреизм и школу киников. Главной проблемой этого периода становится человек и его отношение к миру, а также вопрос о понимании человеком счастья.

Антисфен (444/435 – 370/360 гг. до н. э.)

«О природе», «Истина»

Пирон (360 – 270 гг. до н. э.)

«Пирроновы основоположения»

Эпикур (342/341 – 271/270 гг. до н.э.)

«О природе», «Главные мысли»

Зенон Китийский (336 – 264/262 гг. до н. э.)

«Споры», «О природе», «Против  философов»

Средневековая философия

V – XIV вв. 
В целом философию данного периода можно охарактеризовать как теоцентрическую.

Теоцентризм – мировоззрение эпохи Средних веков, в котором центром культуры и философии являлся Бог.

Патристика V – VII вв.

• Совокупность учений отцов христианской церкви - первоначально, как духовные наставники, обладавшие признанным учительским авторитетом.

В дальнейшем были окончательно установлены четыре существенные характеристики "отца церкви":

1) святость  жизни, 

2) древность, 

3) ортодоксальность  учения 

4)официальное  признание церкви.

В период патристики происходит разработка христианской догматики  и философии, развивавшейся под  влиянием идей Платона. Главными проблемами являются: сущность Бога, отношение  веры и разума, души и тела, свободы  человека, происхождение добра и  зла.

Августин Блаженный (354 – 430 гг.)

«О гарде Божием», «Исповедь», «О Троице», «О свободной воле», «Пересмотры»

Схоластика VII – XIV вв.

Схоластическая философия  представляет собой школьно-университетскую  дисциплину, сформированную под влиянием философского наследия Аристотеля. Основными  проблемами этого периода становятся дискуссия об универсалиях и доказательства бытия Бога.

Универсалия (от лат. universalis — общий) — термин средневековой философии, обозначающий общие понятия.( существуют реально, независимо от человеческой мысли речи).

Изучаются и систематизируются  проблемы, сформированные Отцами Церкви в период Патристики, но ничего нового не вводилось.

Фома Аквинский (1225 -1274 гг.)

«Сумма теологии», «Сумма против язычников», «Дискуссионные вопросы», «Комментарии»

Философия эпохи  Возрождения

XIV – XVII вв. 
В целом философия данного периода носит ярко выраженный антропоцентрический характер.

Гуманистический XIV - середина XV вв.

Особенностью гуманистического периода является убеждённость, что  человек является высшей ценностью, самодостаточен и может без посторонней помощи раскрыть свой потенциал. Переосмысляется место человека в мире. Теперь он сам вершит свою судьбу, ведь он – творец.

Лоренцо Валла (1407 – 1457 гг.)

«Пересмотр диалектики и  философии»

Неоплатонический середина XV - первая половина XVII вв.

В центре внимания неоплатонического  периода находятся проблемы бытия  Бога и мира, соотношение божественного  и земного, происхождение мира, соотношение  свободы воли и необходимости.

Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.)

«Об учёном незнании»

Натурфилософский вторая половина XVI - XVII вв.

В натурфилософии происходит рассмотрение природы. Исходя из её собственных  начал.

Идея пантеизма – отождествления Бога и природы.

Гуманизм, антропоцентризм  и проблема личности.

Франческо Патрици (1529 – 1597 гг.)

«Десять диалогов об истории»

Философия нового времени 
XVII – середина XX.

Период формирования эмпиризма  и рационализма 
XVII – начало XVIII вв.

Главный вопрос – познание посредством эмпиризма (концепция, согласно которой основу познания составляет чувственный опыт). А также вопрос о субстанции.

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.)

«Новый органон»

Главный вопрос – познание посредством рационализма (концепция, согласно которой основу познания составляет разум). И так же вопрос о субстанции.

Рене Декарт (1596 – 1650 гг.)

«Рассуждение о методе», Сочинения в двух томах

Просвещение начало

XVIII – конец XVIII вв.

Центральная идея – вера в безграничные возможности разума. Наука – панацея от экономических, социальных и политических проблем. Механистическое понимание природы.

Механистический детерминизм – представление, согласно которому все процессы жёстко предопределяются их физическими причинами.

Появляются социально-философские  теории о человеке и обществе.

Монтескье (1689 – 1755 гг.)

«Персидские письма»,

«Размышления о причинах величия и упадка Рима», «О духе законов».

Вольтер (1694 – 1778 гг.)

«Карманный философский  словарь»

Руссо (1712 – 1778 гг.)

«Новая Элоиза», «Эмиль», «Общественный договор»

Период немецкой классической философии 
конец XVIII – середина XIX вв.

Основной проблемой немецкой классической философии являются вопрос об объекте и субъекте познания.

Другим вопросом становится исследование жизнедеятельности человека как субъекта нравственного сознания. Идея о первенстве народа перед государством.

 

Главный метод философского творчества – диалектика (искусство вести беседу, спор).

Кант (1724 – 1804 гг.)

«Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»

Фихте (1762 – 1814 гг.)

«Факты сознания»

Гегель (1770 – 1831 гг.)

«Энциклопедия философских  наук», «Философия права»

Шеллинг (1775 – 1854 гг.)

«Письма о догматизме и  критицизма», «Я как принцип философии», «О возможной форме философии»

Период неклассической философии 
середина XIX – середина XX вв.

В постклассический период происходит разочарование в новоевропейской культурной парадигме (общая модель, система принципов, образцов; фундамент чего-либо), которая являлась рациональной. Повяляются три линии развития: критическая (отказ от рационализма), консервативно-традиционалистическая (возрождение классического рационализма), синтез классической философии и иррациональной метафизики.

Кьеркегор (1813 – 1855 гг.)

«Или-или», «Страх и трепет», «Философские крохи»

Ницше (1844 – 1900 гг.)

«Человеческое, слишком человеческое», «Рождение трагедии из духа музыки»

Современная философия 
середина XX – наши дни

-

Человек есть не только разум  и сознание, но и подсознание. 
Идея двух непересекающихся знаний – научного и философского. 
Делится на 4 направления: герменевтика (искусство толкования), постмодернизм, аналитическая философия и феноменология (учение о феноменах)

К.Маркс 

(1818 - 1883)

"К критике гегелевской  философии права. Введение","К еврейскому вопросу","Исторический материализм"

Ф.Энгельс

(1820 - 1895)

"Диалектика природы"

О.Конт

(1798 - 1857)

"Курс позитивной философии", "Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий  религию Человечества".

Ф.Ницше

(1844 - 1900)

"Рождение трагедии, или  Эллинство и пессимизм", "Человеческое, слишком человеческое"



Информация о работе Этапы развития европейской философии