Этический кодекс медсестры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:06, методичка

Описание

Прошедшие годы существенно изменили этико-правовые и экономические отношения в медицине: формирование новой стратегии развития здравоохранения, совершенствование правового поля, активное развитие рыночных отношений, коммерциализация отношений в здравоохранении, - обозначили новое поколение этических проблем в области сестринского дела. Наравне с традиционными для биоэтики проблемами, новых, более точных формулировок потребовали отношения в профессиональном корпусе медицинских работников, как никогда ярко оформились этические конфликты внутри профессионального сообщества.

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К «ЭТИЧЕСКОМУ КОДЕКСУ
МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ РОССИИ»……………………………………………… Стр. 4
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ РОССИИ Стр. 5
Ч А С Т Ь I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………. Стр. 5 Ч А С Т Ь II. МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА И ПАЦИЕНТ……………………… Стр. 6
С т а т ь я 1.Медицинская сестра и пациент………………………………………………... Стр. 6 С т а т ь я 2.Медицинская сестра и право пациента на качественную медицинскую
помощь……………………………………………………………………………………… Стр. 6
С т а т ь я 3.Основное условие сестринской деятельности – профессиональная
компетентность…………………………………………………………………………….. Стр. 6
С т а т ь я 4.Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав……… Стр. 7
С т а т ь я 5.Уважение человеческого достоинства пациента………………………. Стр. 7
С т а т ь я 6.Прежде всего - не навреди………………………………………………… Стр. 8
С т а т ь я 7.Медицинская сестра и право на информацию…………………………С т а т ь я 8.Медицинская сестра и право пациента соглашаться на медицинское
вмешательство или отказываться от него…………………………………………………
С т а т ь я 9.Обязанность хранить профессиональную тайну………………………
С т а т ь я 10.Медицинская сестра и умирающий больной……………………
С т а т ь я 11.Работа медицинских сестер в условиях чрезвычайной ситуации
С т а т ь я 12.Медицинская сестра как участник научных исследований ……
С т а т ь я 13.Медицинская сестра и процесс обучения ………………………
Ч А С Т Ь III. МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА И ЕЕ ПРОФЕССИЯ………………
С т а т ь я 14.Уважение к своей профессии……………………………………
С т а т ь я 15.Медицинская сестра и коллеги……………………………………
С т а т ь я 16.Этическая ответственность руководителей сестринских служб
С т а т ь я 17.Медицинская сестра и сомнительная медицинская практика…
С т а т ь я 18.Медицинская сестра и этический конфликт…………………… С т а т ь я 19.Право медицинской на отказ от участия в процедурах,
противоречащих ее моральным принципам……………………………………………… Ч А С Т Ь IV. МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА И ОБЩЕСТВО………………………
С т а т ь я 20.Ответственность перед обществом………………………………
С т а т ь я 21.Поддержание автономии и целостности сестринского дела……
С т а т ь я 22.Участие медицинских сестер в забастовке………………………
С т а т ь я 23.Гарантии и защита законных прав медицинской сестры………Ч А С Т Ь V. ДЕЙСТВИЕ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА МЕДИЦИНСКОЙ
СЕСТРЫ РОССИИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЯ И Стр. 8
Стр. 9
Стр. 10
Стр. 10
Стр. 11
Стр. 11
Стр. 11
Стр. 12
Стр. 12
Стр. 12
Стр. 13
Стр. 13
Стр. 14
Стр. 14
Стр. 14
Стр. 14
Стр. 15
Стр. 15
Стр. 15

ПОРЯДОК ЕГО ПЕРЕСМОТРА………………………………………………………… Стр. 16
С т а т ь я 24.Действие Этического кодекса……………………………………Стр. 16
С т а т ь я 25.Ответственность за нарушение Этического кодекса……………Стр. 16
С т а т ь я 26.Пересмотр и толкование Этического кодекса…………………Стр. 16

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС МЕЖДУНАРОДНОГО СОВЕТА
МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР………………………………………………………Стр.17

Работа состоит из  1 файл

этический кодекс.docx

— 48.88 Кб (Скачать документ)

 

Ч А С Т Ь  V. ДЕЙСТВИЕ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА МЕДИЦИНСКОЙ 

СЕСТРЫ РОССИИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЯ И

ПОРЯДОК ЕГО ПЕРЕСМОТРА

 

Статья 24. Действие этического кодекса

 

Требования  настоящего Кодекса обязательны  для всех медицинских сестер России.

Врачи и медицинские сестры, ведущие преподавание на кафедрах и  факультетах сестринского дела, в  медицинских колледжах и училищах, должны ознакомить студентов с Этическим  кодексом медицинской сестры России и способствовать распространению  его положений в профессиональном сообществе. 

Студенты, по мере включения  в профессиональную медицинскую  деятельность, обязаны усваивать  и соблюдать принципы и нормы, содержащиеся в Кодексе. Врачи и  медицинские сестры, ведущие преподавание, должны своим поведением показывать пример студентам в вопросах соблюдения этических принципов.

 

Статья 25. Ответственность за нарушение  Этического кодекса

 

Ответственность за нарушение  Этического кодекса медицинской  сестры России определяется Уставом  Общероссийской общественной организации  «Ассоциация медицинских сестер России». За нарушение норм Кодекса  к членам Ассоциации могут быть применены  следующие взыскания: 1) замечание; 2) предупреждение о неполном профессиональном соответствии; 3) приостановление членства в Ассоциации на срок до одного года; 4) исключение из членов Ассоциации с  обязательным уведомлением об этом соответствующей  аттестационной  (лицензионной) комиссии.

 

Статья 26. Пересмотр и толкование Этического кодекса

 

Динамические изменения  в обществе, влекущие за собой социально-экономические  и иные преобразования, могут потребовать  изменения отдельных положений  настоящего Кодекса или его пересмотра. Общероссийская общественная организация  «Ассоциация медицинских сестер России» выступает гарантом того, что любые вносимые изменения  в Кодекс, будут направлены на совершенствование  сестринской помощи, защиту интересов  медицинских сестер и пациентов. 

Право пересмотра Этического кодекса медицинской сестры России и толкования его отдельных положений  принадлежит Общероссийской общественной организации «Ассоциация медицинских  сестер России» Рекомендации и предложения  по изменению или усовершенствованию отдельных статей Кодекса принимаются  к рассмотрению Правлением названной  Ассоциации и приобретают законную силу после его обсуждения и утверждения  Правлением Ассоциации.

 

 

 

   

 

         

 

 

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС МЕЖДУНАРОДНОГО СОВЕТА     МЕДСЕСТЕР

 

Международный этический кодекс медицинских сестер был впервые принят Международным  Советом (МСМ) в 1953 году. С того момента  документ неоднократно пересматривался  и заново утверждался; последняя  ревизия Кодекса была выполнена  в 2005 году.

 

ПРЕАМБУЛА

 

На  медсестру возложены четыре основные обязанности: сохранять здоровье, предотвращать  заболевания, восстанавливать здоровье и облегчать страдания. Потребность  в сестринской помощи универсальна. 

Сестринское дело подразумевает уважение к правам человека, включая право на жизнь  и на выбор, на достоинство и уважительное отношение. Сестринская помощь не имеет  ограничений по таким признакам  как возраст, цвет кожи, вероисповедание, культурная принадлежность, инвалидность или заболевание, пол, сексуальная  ориентация, национальность, политические убеждения, раса или социальный статус. 

Медсестры оказывают помощь отдельным лицам, семьям и сообществу и координируют свою деятельность с работой других групп. 

 

КОДЕКС МСМ 

Этический кодек медицинской сестры МСМ  составляют 4 принципиальных элемента, определяющих стандарты этической  практики. 

Разделы кодекса 

 

1. Медсестры и пациенты

Основную  ответственность медсестра несет  перед теми, кто нуждается в  ее помощи. 

Оказывая  помощь, медсестра старается создать  атмосферу уважительного отношения  к правам человека, ценностям, обычаям  и духовным убеждениям пациентов, их близких и сообщества. 

Медсестра гарантирует получение пациентом  информации, достаточной для информированного согласия на получение сестринской  помощи и лечения.

Медсестра хранит полученную конфиденциальную личную информацию и руководствуется правовыми  нормами при необходимости раскрыть эту информацию. 

Совместно с обществом медсестра несет  ответственность за инициирование  и поддержку действий, направленных на удовлетворение медицинских и  социальных потребностей общества, в  особенности в отношении его  наименее защищенных слоев. 

Медсестра также несет солидарную ответственность  за сохранение и защиту окружающей среды от истощения, разрушения и  уничтожения.

 

2. Медсестры и практика

На  медсестре лежит персональная ответственность  за оказание сестринской помощи и  поддержку уровня своей компетентности посредством непрерывного обучения. 

Медсестра поддерживает собственное здоровье на должном уровне, с тем, чтобы  не подвергать риску свою способность  оказывать сестринскую помощь.

Медсестра принимает взвешенные решения относительно собственной компетенции, беря на себя и делегируя поручения.

Выполняя  профессиональные обязанности, медсестра  ведет себя так, чтобы ее поведение  благоприятно отражалось на профессии  и способствовало укреплению к ней  доверия со стороны общества. 

Оказывая  помощь, медсестра гарантирует соответствие применяемых технологий и научных  достижений принципам безопасности, защиты достоинства и прав человека. 

 

  1. Медсестры и профессия

Медсестра играет основную роль в определении  и воплощении приемлемых стандартов клинической сестринской практики, управления, исследований и образования. 

Медсестра принимает активное участие в  развитии научно-обоснованных профессиональных знаний. 

Посредством активной деятельности в профессиональной организации, медсестра участвует  в создании и поддержке безопасных и справедливых социально-экономических  условий работы. 

 

  1. Медсестры и коллеги.

Медсестра поддерживает отношения сотрудничества с коллегами-сестрами и другими  сотрудниками учреждения. 

Медсестра предпринимает необходимые действия в защиту пациентов, членов их семей  и сообществ, если их здоровью угрожают действия коллег или иных лиц. 

 

 

Предложения по применению Этического кодекса МСМ для медицинских  сестер

Этический кодекс МСМ является руководством к  действию, основанным на общественных ценностях и нуждах. Кодекс обретет  смысл и значение жизненно важного  документа только в том случае, если будет применяться в сестринской  практике и здравоохранении в  условиях меняющегося общества.

Для достижения поставленных Кодексом целей, необходимо понять его содержание, проникнуться им и использовать во всех аспектах сестринской деятельности. Кодекс должен быть доступен студентам  и медсестрам на протяжении всего  периода их обучения и трудовой жизни. 

  

Применение элементов  Этического кодекса МСМ 

Четыре  раздела Этического кодекса МСМ: медсестры и пациенты, медсестры  и практика, медсестры и профессия  и медсестры и коллеги задают рамки стандартов профессионального  поведения. Цель приведенной здесь  главы заключается в том, чтобы  помочь медицинским сестрам в  переводе стандартов на язык конкретных действий. Таким образом, медицинские  сестры и студенты смогут:

Изучать стандарты в соответствие с каждым разделом кодекса;

Определять  значение каждого стандарта лично  для себя. Думать о том, как применить  этику в своей работе, будь то практика, образование, исследования или  управление.

Обсуждать кодекс с коллегами и другими  людьми;

Использовать  наглядные примеры из практики для  определения этических дилемм и  стандартов поведения, соответствующих  принципам Кодекса. Определять, как  они решили бы подобные дилеммы.

Работать  в группах для уточнения решений  по этическим вопросам и достижения консенсуса относительно стандартов этического поведения.

Взаимодействовать со своей национальной сестринской  ассоциацией, коллегами и другими  лицами по вопросам применения этических  стандартов в сестринской практике, образовании, управлении и исследованиях. 

 

Раздел Кодекса №1: МЕДСЕСТРЫ И  ПАЦИЕНТЫ

 

Практикующие медсестры и руководители

Преподаватели исследователи 

и

Национальная ассоциация медсестер 

Оказывать помощь с уважением к  правам человека и учетом  ценностей, обычаев и убеждений каждого. 

Включать  в образовательные программы изучение прав человека,  равенства,

справедливости, солидарности как  основ оказания медицинской помощи

Разрабатывать официальные заявления  и руководства в поддержку  прав человека и этических стандартов

Непрерывно обучаться по вопросам этики. 

Проводить этическим принятию решений.

обучение по вопросам и этических 

Отстаивать вовлечение медсестер  в деятельность этических комитетов 

Предоставлять информацию, достаточную  для информированного согласия и  реализации права на выбор или  отказ от лечения. 

Проводить обучение по

вопросам информированного согласия.

Предоставлять руководство, официальные  заявления и непрерывное обучение по вопросу информированного согласия.

Использовать систему записи и  управления информацией,

гарантирующую конфиденциальность

Включать в учебные программы  изучение

понятий личного дела и  конфиденциальности 

Включить защиту

принципов

конфиденциальности и частного дела в 

   

национальный этический кодекс для  медсестер 

Создавать и отслеживать соблюдение норм охраны окружающей среды на рабочем  месте.

Объяснять учащимся значение общественной  деятельности по решению проблем 

Выступать в защиту безопасной и здоровой окружающей среды 


  

 

Раздел кодекса № 2: МЕДСЕСТРЫ И  ПРАКТИКА

 

Практикующие медсестры и руководители

Преподаватели исследователи 

и

Национальная ассоциация медсестер 

Создавать стандарты для сестринского ухода и медицинского учреждения, гарантирующие безопасность и качество помощи 

Проводить обучение, соответствующее  принципу получения знаний в течение  всей жизни и повышения компетентности для 

осуществления практики 

Обеспечивать доступность непрерывного обучения посредством выпуска журналов, проведения конференций, разработки и  внедрения дистанционных программ и т.п.

Создавать систему обмена профессиональной информацией, непрерывного обучения  и

систематического 

обновления лицензии (разрешения) на право 

оказывать помощь

Проводить и распространять исследования,

демонстрирующие

взаимосвязь  между непрерывным обучением и компетентностью  на практике

Отстаивать 

гарантированную возможность  получения непрерывного образования и стандартов  качества

сестринской помощи

Следить и поддерживать  здоровье сотрудников в отношении области  их

практики 

Пропагандировать значение личного  здоровья медицинских сестер и иллюстрировать его взаимосвязь с другими 

ценностями 

Пропагандировать здоровый образ  жизни среди сестринского персонала. Отстаивать гарантии безопасности рабочих  мест и применяемых технологий для  здоровья медсестер 


 

 

Раздел  кодекса № 3: МЕДСЕСТРЫ И ПРОФЕССИЯ

 

Практикующие медсестры и руководители

Преподаватели исследователи 

и

Национальная ассоциация медсестер 

Устанавливать стандарты для сестринской  практики, исследований, образования  и управления

Проводить обучение по вопросам создания стандартов для сестринской практики, исследований, образования и управления

Осуществлять 

сотрудничество с различными партнерами по созданию стандартов для сестринского образования,

   

практики, исследований и управления

Содействовать

установлению атмосферы 

поддержки профессионального поведения  на рабочем месте, распространению  и

использованию исследований, связанных  с сестринским дело и 

здоровьем

Осуществлять,

распространять и использовать исследования с целью развития

сестринской профессии 

Разрабатывать официальные заявления, руководства и стандарты, связанные  с 

сестринскими исследованиями

Пропагандировать участие в деятельности национальных сестринских ассоциаций для создания благоприятных социально-экономических 

условий для медицинских сестер

Объяснять учащимся значение профессиональных сестринских ассоциаций

Отстаивать справедливые социальные  и экономические условия работы для медсестер. разрабатывать официальные заявления и руководства по проблемам, возникающим на рабочих местах

Информация о работе Этический кодекс медсестры