Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:11, реферат
В любой религиозной, философской или идеологической системе существуют этические нормы, которые нельзя нарушать ее последователям или приверженцам. В большинстве религиозных систем эти этические нормы объединены в законы, которые приписываются и устанавливаются Богом или сверхъестественной силой, находящейся вне человека. Учения же Будды являются психолого-этической системой, в которой этические нормы обуславливаются психологической подоплекой и мотивацией наших действий.
ЭТИКА БУДДИЗМА
В любой религиозной,
философской или идеологической
системе существуют этические нормы,
которые нельзя нарушать ее последователям
или приверженцам. В большинстве
религиозных систем эти этические
нормы объединены в законы, которые
приписываются и
Благородный Восьмеричный Путь включает
в себя этические нормы, а именно: Правильная
Речь, Правильные Действия и Правильные
Средства к существованию. Последователю
предлагается минимальные правила в форме
пяти правил (панчашила):
Я буду воздерживаться от убийства и насилия...
от взятия того, что не дано... от чувственного
или сексуального проступка... от неправдивой
речи... от принятия опьяняющих и одурманивающих
веществ.
Из вышесказанного становится ясно, что
в Буддизме нет места приказам и запретам.
Нет места и комплексу вины. Это скорее
одобрение хороших поступков и воздержания
от недостойных действий обмана, насилия
и опьянения ума.
Правильные Средства к существованию
означают, что наша деятельность не должна
быть сопряжена с насилием над другими
живыми существами, например, торговля
живыми или мёртвыми (вследствие убоя)
существами, ядами, оружием или опьяняющими
веществами. При выборе профессии нам
следует склоняться в сторону факторов
доброжелательности и полезности с одной
стороны, и сострадания и мудрости с другой.
Последователи могут в свободные дни,
или один-два раза в месяц, следовать восьми
правилам. Таким образом, они учатся контролировать
свой ум на благо себя и других. Вот эти
восемь правил: я буду воздерживаться
от убийства... от взятия того, что не дано...
от сексуальных контактов в любой форме...
от неправдивой речи... от опьяняющих веществ...
от принятия пищи до 6 часов (утром) и после
полудня... от украшения тела и развлечений...
от использования кроватей и кресел, способствующих
лени. (Буддийские монахи и монахини принимают
решение следовать 227 основным обетам,
включая эти восемь, и множеству второстепенных
обетов). Подобно этим правилам, Будда
учил тому, как мы можем жить, не принося
страдания другим, и как мы можем быть
творцами как своего собственного счастья
в этом и последующих существованиях,
так и безусловной свободы от всех страданий.
В этих рамках нравственное поведение
обусловлено состраданием ко всем живым
существам.
Эти нравственные принципы являются всемирными
законами, не зависящими от личности. Поэтому,
такие идеи как "заповеди предписанные
Богом" неизвестны в Буддизме. Мы сами
ответственны за свои действия и их результаты.
Каждый может сам для себя решить какие
правила и в какой мере он желает их соблюдать.
Некорректно судить о том, насколько кто-либо
является буддистом, следуя в той или иной
мере обетам. Нет смысла создавать подобные
социальные или духовные различия. Напротив,
это приведёт к разногласиям между людьми
и принесёт лишь зло.
Нравственность (шила) сама по себе не
является целью, она - средство достижения
духовного развития мудрости, в целях
1) обучения управлению противостоящих
сил, 2) развития благоприятных качеств,
и 3) создания основы для дальнейшего развития
ума, с конечной целью полного освобождения
ума от страдания.