Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:39, реферат
Введение
В данном реферате разрабатывается тема субъективно идеализма Джорджа Беркли. Так как Беркли разрабатывал свое учение, анализируя связь сознания с внешним миром, ни один философ, который ставит вопрос о природе человеческого духа, его отношения к миру, не может обойтись без учета философских разработок Беркли. Философия Беркли наложила свой отпечаток на все последующее развитие идеалистической мысли. Поэтому, конечно же, философии Беркли посвятили свои иссле
Оглавление
Введение 2
«Философские заметки» - начало философии Беркли 3
Субъективный идеализм Дж.Беркли.Теория зрения Беркли 6
Принципы человеческого знания 9
Философия физики 14
Заключение 17
Список литературы 20
Согласно Беркли, невозможно и образовать абстрактные общие идеи человека, движения и т.д. «Точно так же, - пишет он, - для меня невозможно составить абстрактную идею движения, отличную от движущегося тела, - движения, которое ни быстро, ни медленно, ни криволинейно, ни прямолинейно, и то же самое может быть сказано обо всех прочих абстрактных идеях». (1, С. 123-124)
Абстрактные
идеи Беркли рассматривал как обман
слов. Беркли отвергает теорию, согласно
которой человеческий разум обладает
способностью к абстракции. Тем самым
он и не признавал существования
понятия материи как
Из
этих своих рассуждений он переходил
к отрицанию объективного существования
вещей. Так как существование
качеств вещей обусловлено
Беркли семантически анализирует слово «существовать»: Я говорю, что стол, на котором пишу, существует, то есть я вижу его и могу потрогать; а если бы он находился за пределами моего кабинета, я бы сказал, что он существует, подразумевая, что смогу его воспринять, если он окажется в моем кабинете, или же какое-то другое сознание, которое в настоящее время его воспринимает. Например, существовал запах – то есть его обоняли; существовал звук – то есть был, слышим;… - вот все то, что я могу подразумевать под выражением такого рода. Потому мне совершенно непонятно то, что говориться об абсолютном существовании вещей безо всякого упоминания факта восприятия. (9)
Беркли лишь отрицает существование такого понятия, как материя в философском понимании. Обвинения в солипсизме Беркли также пытается отвергнуть посредством следующих рассуждений. Он утверждает, что вещи продолжают существовать в силу того, что в тот момент, когда мы их не воспринимаем, их воспринимает другой человек. Существование (esse) вещей означает, что они воспринимаются (percipi): «это прямая и очевидная истина; весь порядок небес и все вещи, заполняющие землю, - одним словом, все тела вселенной, их существование состоит в том, чтобы быть воспринимаемыми или познанными. Пока вещи не будут действительно восприняты мной, то есть не будут в моем разуме либо в сознании какого-либо другого создания, они не существуют реально или, в противном случае, существуют в разуме какого-либо Вечного Духа».(1, С. 208)
Следовательно, когда говорится, что тела не существуют вне духа, то следует разуметь последний не как тот или другой единичный дух, но как всю совокупность духов. Духовная субстанция делится на два вида вещей: пассивные идеи и активные духи. Дух есть простое, нераздельное деятельное существо, которое воспроизводит и воспринимает идеи. Физический мир (или природа) представляет собою совокупность идей. Воспринимая идеи, мы замечаем, что некоторые зависят от нашей воли (закрыв глаза, мы можем представить любую вещь и производить с ней любые преобразования), а другие – нет. Например, мы не можем усилием воли расширить стены дома. Но раз эти идеи не подчиняются нашей воле, значит, существует другой, бесконечно более могучий дух, который их произвел, а мы их лишь воспринимаем. Этот высший Дух и есть Бог. Он порождает идеи внешних вещей и возбуждает в нас ощущения. Порядок и связь идей, порождаемых Богом, называется законами природы. Идеи, которые запечатлеваются в нас Творцом природы, называются действительными вещами. А когда они по нашей воле или сами собой вызываются в воображении, то в более точном смысле слова называются идеями или образами вещей.
Отстаивая
принцип субъективного
Таким образом, начав с субъективного идеализма и пытаясь избежать солипсизма, Беркли своим признанием сверх природной духовной силы - бога делает шаг к объективному идеализму (7).
Философия физики
Номинализм (согласно которому в объективной действительности общим понятиям ничего не соответствует, и они – лишь имена для единичных предметов; наше познание соткано из конкретных индивидуальных ощущений и идей) и феноменализм (по которому человеческому сознанью доступны лишь явления как цвет, вкус, звук и т. п., а сущность непознаваема; он отрывает явления от сущности) – это на которых зиждется и развивается проект новой апологетики Беркли. И все-таки, несмотря на то, что номинализм и феноменализм у Беркли исполняют откровенно апологетическую роль, в его философской системе они приводят к очень важным последствиям в плане философии физики. Упомянутые последствия имеют удивительно современный характер. Речь идет, прежде всего, о заново открытых и вновь введенных в обиход понятиях, применявшихся во время дискуссии Эрнестом Махом, Генрихом Герцем и, позднее, некоторыми философами и физиками, в разное время испытавшими влияние Маха (Бертран Рассел, Филипп Франк, Рихард фон Мизее, Мориц Шлик, Вернер Гейзенберг и др.).
Заметки о математике разбросаны по различным сочинениям Беркли. Исключительно философии физики Беркли посвятил свой трактат «О движении». Еще раз подтверждая один из принципов своей теории познания, Беркли пишет: «Это недостойно философа – произносить слова, которые ничего не означают». (1, С. 118) «Абсолютное пространство» и «абсолютное время» Ньютона не обладают смыслом и поэтому им не место в серьезной физической теории. «Что касается абсолютного пространства, этого призрака, преследующего философов-механистов и геометров, то достаточно отметить, что его существование не было ни доказано с помощью рассуждений, ни воспринято с помощью органов чувств»; а для целей механистической философии достаточно заменить «абсолютное пространство» на «относительное», определенное по участкам неба с постоянными звездами; то же и об абсолютном движении. Тело можно считать движущимся при определенном условии: «Требуется,.. чтобы оно изменило свое расположение или расстояние относительно кого-либо другого тела, поскольку невозможно различать или измерить какое- либо движение без помощи ощущаемых предметов». (1, С. 336)
Размышления Беркли и его концепцию Карл Р. Поппер комментирует в своем очерке «Заметка о Беркли как предшественнике Маха и Эйнштейна» (1953): «Они не могут пролить свет, потому что говорить об «истинной и реальной природе» о «внутренних качествах» или о «реальной сущности» тел означает пустопорожнюю болтовню. Нет ничего физического, что было бы помещено за физическими телами, никакой скрытой физической реальности. Все представляет собой поверхность; физические тела сводятся к их свойствам. Их реальностью является способ, каким они сочетаются между собой». (3)
Разумеется,
Беркли отнюдь не отрицал факта, что
механика Ньютона приводит к конкретным
результатам и что она в
состоянии делать точные предположения.
Он отрицает тот факт, что теория
Ньютона годится для
Критические
выступления Беркли против Ньютона
«удивительно похожи… на философию
физики, которую в течение нескольких
лет преподавал Эрнест Мах, убежденный
в ее новизне и революционном
характере. <…> Самое поразительное
заключается в том, что Беркли
и Мах – оба большие почитатели
Ньютона – критикуют понятия
абсолютного времени, абсолютного
пространства и абсолютного движения,
пользуясь очень сходными критериями.
Критические выступления, как Маха,
так и Беркли завершаются призывом
не принимать во внимание аргументов
в поддержку абсолютного
Заключение
Джордж Беркли - один из наиболее заметных мыслителей XVIII века. Он жил и работал в эпоху промышленной революции, технического прогресса и великих научных открытий, проливавших свет на природу мира, в эпоху, когда религия начала сдавать свои многовековые позиции в сознании людей, уступая место научному и философскому мировоззрению.
В
историю философской мысли
Для
этих целей он использовал номиналистические
принципы, установленные Уильямом Оккамом.
Идеалистически переработав номинализм
и сенсуализм, Беркли пришел к выводу
о несуществовании материи. Для
него нет более отвлеченного, более
абстрактного (а потому менее оправданного)
понятия, чем бытие как таковое,
чем понятие носителя качеств
как чего-то отличного от самих
качеств как субстанции. Основой
берклианского отрицания
Основное положение философии Беркли состоит в полном отождествлении свойств предметов с ощущениями этих свойств человеком. Объекты внешнего мира рассматриваются им как некие комбинации различных ощущений, идей, существующих только в сознании человека. Существовать для вещей значит быть воспринимаемыми - esse est percipi. В основе своей критики материализма Беркли опирается на концепцию абстрактных идей. По его мнению, абстракции, как нечто отвлеченное, не могут существовать вообще.
В целом, картину мира, согласно берклианской философии можно представить следующим образом: абсолютно существует только бог, дух существует относительно бога, ощущения - относительно духа, а вещественные объекты - относительно ощущений, причем существование последних постоянно ставится им под сомнение. (9)
Суммируя вышесказанное, можно сказать, что учение Беркли о бытии есть идеалистический монизм, полагающий единство мира в его духовности.
Какую
же роль сыграл Беркли и его учение
в истории философии? Прежде всего,
он стал одним из основоположников
идеализма, приняв активное участие
в борьбе двух философских лагерей,
он сформулировал все основные доводы,
которые могут быть направлены идеалистами
против материализма, он очень четко
поставил вопрос о соотношении объективного
и субъективного в ощущениях,
о причинности и видах
В
своих работах он критикует материалистов.
Но касается существования или
Информация о работе Эволюция взглядов Д. Беркли от субъективного идеализма к объективному