Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 07:14, сочинение
В традиционном обществе выделяли разные виды смерти: ритуальную, жертвенную, смерть в сражении и т.д. Смерть может быть естественной и искусственной, она может быть славной и позорной, бессмысленной и во имя чего-либо. Например, Гомер, описывает гибель Аякса как пример героической смерти со смыслом. Древние греки мечтали о славной смерти, о подвиге во имя великой цели.
У каждого народа свое отношение к смерти, это можно объяснить тем, что определяющим фактором человеческого понимания этого определения, является культура. Во многих традиционных культурах смерть – очень важный этап в жизни. Как ни странно, но в большинстве древних ритуалов, описывается именно опыт смерти, как нечто дарующее мудрость и просветление, как некое начало нравственности и т.д. Это связано с тем, что перед лицом смерти приобретают ценность и смысл многие творения человека: искусство, философия, музыка, любовь. Жизнь обретает вкус. Не было бы смерти, не было бы и жизни, было бы только жалкое существование. Все проходит, тем самым заставляя нас ценить каждое мгновение. Если бы люди были бессмертны, их жизнь была бы скучной и лишенной остроты.
В традиционном обществе выделяли разные виды смерти: ритуальную, жертвенную, смерть в сражении и т.д. Смерть может быть естественной и искусственной, она может быть славной и позорной, бессмысленной и во имя чего-либо. Например, Гомер, описывает гибель Аякса как пример героической смерти со смыслом. Древние греки мечтали о славной смерти, о подвиге во имя великой цели. Религии мира, используя понятие смерти, пытаются донести до человечества исход грешной жизни, обещая спасение всем прихожанам. В буддизме главная задача бодхисатв - правильно умереть, то есть угасание всех жизненных функций, потеря собственной идентичности и слияние с высшим абсолютом - нирвана - является высшей целью. Жизнь христианина - подготовка к вечному посмертному бессмертию. В христианстве ценится естественная смерть в кругу семьи, с исповедью и причащением. Человек не одинок, он прощается с семьей, разговаривает с Богом. Смерть человека остается в рамках ритуала [3].
Смерть, как таковая, служит мощнейшим источником нравственности. Она порождает чувства: печали, жалости, совести, милосердия, сострадания и многие другие. Осознание смертности, как некого неизбежного и неотъемлемого жизненного этапа, и связанные с этим духовные искания присущи лишь человеку. Само происхождение нравственности определяется необходимостью постоянно бороться с опасностью смерти [5].
Проблема смерти получила новое освещение в контексте биоэтики, более того, она стала ключевой, легла в основу многих других этических проблем, прежде всего, понимания человека, значения жизни, критерия живого и неживого. Эвтаназия входит в число самых сложных и противоречивых вопросов биоэтики связанных с проблемой смерти.
Термин
биоэтика был введен в 1969 году американским онкологом и
Существует множество принципов, которым следует биоэтика, но основные из них не относятся к обязанностям врача, а формулируются исходя из прав пациента:
Так же, биоэтика предлагает несколько критериев смерти [2]:
Философский анализ этого состояния позволил пересмотреть многие традиционные представления о жизни и смерти, а также по-новому оценить некоторые старые религиозные взгляды. Рассматривая проблему смерти, мы вновь обращаемся к вопросу, что это значит - быть человеком, быть личностью. Страх перед смертью - это также страх того растительного состояния, от которого желательно было бы себя избавить и спасти. Даже если средством спасения явится смерть. Страшна не смерть, а недостойная человека жизнь, которая может быть хуже смерти [4].
Более глубокий анализ современной цивилизации позволил сравнить ее с состоянием «после смерти» (когда человек уже почти умер, но, в результате медицинских манипуляций, продолжает жить), которое было открыто биоэтикой. Постмодерн - это имитация жизни, жизнь после апокалипсиса (уже пережитого виртуально), жизнь, якобы победившая смерть, а на самом деле, пронизанная ею насквозь.
Биоэтика поставила вопрос о
необходимости предоставить
Выделяют определенные типы эвтаназии:
Каждая из перечисленных позиций не лишена противоречий. Если мы будем утверждать, что ни один вид эвтаназии недопустим, мы не решим проблему. Если мы примем противоположную точку зрения, допускающую все виды эвтаназии, наша позиция будет отдавать антропофагией и заслужит аналогию с фашизмом. Между тем количество и разнообразие ситуаций предполагает индивидуальный ситуативный подход. Кроме того, можно проанализировать проблемы эвтаназии путем соотнесения их с категориями этики: справедливостью, милосердием и т.д.
Что
касается лично моего мнения по этому
вопросу, то я считаю что эвтаназию запрещать
нельзя так как есть случаи когда она просто
необходима, нельзя обрекать больного
на невыносимые страдания и боль в надежде
на так называемое «чудесное выздоровление»,
хотя отступать и терять надежду тоже
нельзя ни в коем случае, несомненно, нужен
очень опытный врач который будет понимать
где находиться та тонкая грань, после
которой следует сделать открытым вопрос
об эвтаназии. Другими словами, самым продуктивным
является ситуативный подход, предполагающий
принятие решения в каждом конкретном
случае.
Используемая литература: