Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:20, реферат
Целью настоящей работы является определение понятия и сущности, а так же истоков развития юридического позитивизма, достоинства и недостатки данного подхода.
Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются: выявление понятия и анализ истории развития юридического позитивизма, изучение творчества его основоположников, определить перспективы развития позитивного права в России.
Введение
Понятие и истоки развития юридического позитивизма
Основоположники идеи юридического позитивизма
3.1 Иеремия (Джереми) Бентам
3.2 Джон Остин
3.3 Рудольф фон Иеринг
3.4 Карл Бергбом
3.5 Адемар Эсмен
Юридический позитивизм в России
Заключение
Список использованной литературы
Намного
чаще возникновение юридического позитивизма
связывают с творчеством
В творчестве английского правоведа совместились методологические приемы исследования современного ему утилитаризма и позитивизма, для которых был характерным акцент на эмпирических особенностях права (право как факт).
Право, по Остину, относительно определенная, обозреваемая совокупность правил. Если, по представлениям Бентама, право следует воспринимать как совокупность законов, изданных или одобренных сувереном для регулирования поведения класса лиц, находящихся под ее властью, то согласно Остину, такого суверена можно представить в виде не только лица, но и учреждения, которое формально является сувереном для подвластных в политическом обществе. Источником права, таким образом, является суверенная власть, причем важнейшей гарантией нормального функционирования права и самой суверенной власти выступает привычка большинства к повиновению. В конструкции Дж. Остина суверен предстает воплощением всевластного учреждения, а норма права – нормой властного принуждения, или, говоря словами самого Остина, «правилом, установленным одним разумным существом, имеющим власть над другим разумным существом, для руководства им». Так, приказ суверена, снабженный санкцией, и есть, по сути дела, правовая норма – норма позитивного закона.
Санкции, установленные позитивным законом, имеют характер юридический и политический одновременно, поскольку реализуются на практике данным политическим сообществом в принудительном порядке. В этом смысле право является приказом суверена, устанавливающим обязанность и находящим гарантии их реализации в политических (государственных) санкциях и принуждении.
Джон
Остин не признавал естественно-правовые
элементы и принципы обоснования
и признания прав личности. Суть
юридико-позитивистского
В соответствии с концепцией Остина право в строгом смысле устанавливается для разумных существ другим разумным существом или существами – таковы законы, установленные Богом, и законы, установленные людьми.
Правда,
среди законов, установленных людьми
не все можно безоговорочно
Право в широком смысле включает в себя естественное право, позитивное право и позитивную мораль. Дж. Остин читает, что противоречие между позитивным правом и моралью не лишает право его свойств и качеств. Право обособляется от морали, так как юриспруденция – это исключительно позитивное право, вне всякой зависимости от того, хорошее это право или плохое.
Обращаясь к правотворческой роли суда и судей Остин склонялся к тому, что решения суда следует воспринимать как часть права в том случае, когда они признаются в качестве таковых сувереном (с молчаливого согласия).
Связав
природу права с приказом (волей)
фактически правящей в обществе группы
лиц или одного правителя, Остин
тем самым легитимировал
3.3
Рудольф фон Иеринг
Одной из самых заметных фигур в европейской юриспруденции второй половины XIX столетия был германский правовед Рудольф фон Иеринг (1818-1892).
Однозначную характеристику его творчества дать трудно, т.к. оно делится на два этапа:
Методология познания права и государства опирается на описание, классификацию, и анализ фактов. Работы «Дух римского права на различных ступенях его развития», «Цель в праве» и «Борьба за право» отражают оба периода.
В работе Иеринга рассматриваются истоки и общее понятие права. Отправной пункт рассуждений таков: «Цель есть творец всего права». Теологическая трактовка права приводит к Р. Иеринга к постановке вопроса о субъекте целеполагания. Демиургом права, по Иерингу, выступает не всякое, а лишь государственно-организованное общество. Без каких бы то ни было околичностей Иеринг заявляет: «Государство – единственный источник права».
Право, по Иерингу, характеризуется со стороны:
Теоретического
разграничения права и закона
не существует. Он считает, что право
первоначально имеет
3.4
Карл Бергбом
Юридический позитивизм получил наиболее широкое обоснование в работе немецкого юриста Карла Бергбома (1849 - 1927). В своей книге “Юриспруденция и философия права” (1892 г.) он выступает против “метаюридических” принципов и идей, вносимых в юриспруденцию теорией естественного права, учением о “народном духе” исторической школы права, всеми теми доктринами, которые пытаются исследовать не реальное, а предполагаемое или желательное право.
В соответствии с теорией К. Бергбома, наука должна изучать, а не оценивать или требовать; она должна иметь дело только с реальными предметами и исследовать их методом опыта, а теория права должна заниматься только объективно существующим правом, основанным на правотворческих фактах, т.е. законодательной (и вообще правотворческой) деятельности государства.
Именно
действующее, позитивное право обеспечивает
порядок, гармонию и безопасность в
государстве, создает прочный правопорядок,
стоящий над гражданами, над властью,
над государством. Так, естественное право
представляет собой не более чем предположение,
нечто субъективное и фиктивное, оно, если
его всерьез принимать за явление правового
порядка, влечет за собой разрушение правопорядка
и анархию. Единственно реальное право
лишь то, которое выражено в законе. «Сущность
любого права состоит в том, что оно действует».
Норма – альфа и омега права, его начало
и конец, за пределами закона нет никакого
другого права.
3.5
Адемар Эсмен
На началах юридического позитивизма строились также концепции ряда либеральных государствоведов, анализирующих и комментирующих институты публичного права на основе формально-догматической методологии. Характерным представителем такого направления был французский государствовед Адемар Эсмен (1848 – 1913 гг.). Он являлся представителем юридической школы государствоведения, суть которой сводится к выведению государства из конституции формально-правовыми способами, к отождествлению государства с правопорядком, с системой государственно-правовых норм, к принципиальному отрыву государствоведения от социологии.
В своей книге «Общие основания конституционного права» (1895 г.) Эсмен утверждал, что конституционное право и социология имеют абсолютно различные области знания, у каждой из них есть свой предмет и свои методы исследования.
Соответственно этому Эсмен дает абстрактное определение государства: «Государство есть юридическое олицетворение нации; оно является субъектом и воплощением общественной власти». Обращая внимание исключительно на формально-правовую сторону, Эсмен утверждал, что современное представительное государство, где провозглашено равенство всех перед законом, служит не какому-либо одному классу или сословию, а всему обществу: «Национальный суверенитет – это, в правовом смысле, отрицание всякой классовой системы».
Эсмен
определял, что национальный суверенитет
находит наилучшее выражение в представительном
и парламентском правлении, которое может
осуществляться как при республике, так
и при конституционной монархии.
4. Юридический позитивизм
в России
Для
правовой теории русского юридического
позитивизма характерна чрезвычайно
тесная связь с философским
Видными представителями юридического позитивизма, оказавшими большое влияние на формирование общей теории права в России, были Е. В. Васьковский, Д. Д. Гримм, М. Н. Капустин, Н. И. Палиенко, С. В. Пахман, Н. К. Ренненкамф, А. А. Рождественский. Многие из них не довольствовались «чистым» позитивизмом и, пытаясь избежать его крайностей, стремились использовать в правовой теории также некоторые социологические идеи и принципыисторизма.
Многими
исследователями закон
Несмотря на некоторые различия точек зрения этих авторов, все они, рассматривали анализ, синтез, классификацию, юридическую конструкцию и создание определений как основные приемы при разработке правового материала. По существу они тем самым стремились доказать, что догматический метод изучения правовых явлений должен быть ведущим в юриспруденции. Ведь стремление к логико-математическим операциям при анализе нормативного материала, отвлечение от конкретно-исторического анализа и составляют содержание этого метода.
Важно отметить, что позитивная теория, основанная на философии позитивизма, с момента своего рождения была ориентирована на интегральную (синтезированную) юриспруденцию, учитывающую последние достижения в областях знаний о человеке, природе и обществе. Так «для правовой теории российского юридического позитивизма, – писала С.А. Пяткина, об отечественной научной школе, сформировавшейся к началу 80-х годов XIX века, – характерна чрезвычайно тесная связь с философским позитивизмом».
В России на протяжении веков формировался тип правовой культуры, при которой не индивидуалистические права выдвигались на первый план, а права в единстве с обязанностями и ответственностью. Поэтому начиная с XIX века приобщение российской юриспруденции к западной правовой традиции вылилось в восприятие прежде всего позитивистских концепций, которые и сегодня доминируют в отечественной теории права.
Между
тем, действующая Конституция
Однако большинство российских теоретиков игнорируют принципы идеологии естественных и неотчуждаемых прав человека. Так, например, О. Мартышкин считает едва ли не самым негативным явлением в юридической науке утверждение приоритета прав личности, которые, по его мнению, на самом деле находятся в одном ряду с благом народа, интересами государства и т.п. ценностями.