Кальвинизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:26, доклад

Описание

Вождем Реформации в Швейцарии в середине XVI в. стал француз Жан (Иоанн) Кальвин. В вероучении и в учении о нравственности, в учении о Церкви и церковных обрядах Кальвин пошел гораздо дальше Лютера. Главной особенностью его учения является учение о безусловном предопределении, согласно которому Бог от вечности предопределил одних людей ко спасению, а других к погибели. Это учение легло в основу второй после лютеранства ветви протестантизма — кальвинизма.

Работа состоит из  1 файл

Вождем Реформации в Швейцарии в середине XVI в.doc

— 72.50 Кб (Скачать документ)

Вождем Реформации в Швейцарии в середине XVI в. стал француз Жан (Иоанн) Кальвин. В вероучении и в учении о нравственности, в учении о Церкви и церковных обрядах Кальвин пошел гораздо дальше Лютера. Главной особенностью его учения является учение о безусловном предопределении, согласно которому Бог от вечности предопределил одних людей ко спасению, а других к погибели. Это учение легло в основу второй после лютеранства ветви протестантизма — кальвинизма. 

Кальвинисты называют себя реформатами, а свое общество Реформатской или Евангелическо-реформатской церковью. 

Однако за последователями  учения Кальвина, которое распространилось на многие страны Европы, исторически  закрепились и другие названия, характерные  для национальных исповеданий этого  учения (см. раздел "Распространение и развитие кальвинизма. Гугеноты. Пуритане"). 

Жан Кальвин 

Жан Кальвин (1509–1564) родился на севере Франции в семье  податного чиновника, состоящего также  должностным лицом при епископе.

Отец готовил сына к духовной карьере. Юноша получил тонзуру, то есть был причислен к клиру Римско-католической Церкви, но имел ли он сан католического пресвитера — неизвестно. В молодые годы Кальвин изучал юридические науки, римско-католическое богословие и философию. Помимо латинского языка, хорошо знал греческий, немного еврейский.

В 30-х гг. XVI в., проникшись сочувствием к протестантизму, Кальвин  порвал с Римско-католической Церковью и вынужден был бежать из Франции, где новое учение жестоко преследовалось. Кальвин поселяется в Женевском  кантоне, который незадолго до этого вступил на путь Реформации, и возглавил реформационное движение в Швейцарии. 

В 1536 г. он опубликовал  свой основной труд — "Наставление  в христианской вере" ("Institutio religionis christianae") на латинском и французском  языках, где изложил основы нового богословия. Учение о пассивности человека в деле спасения и о безусловном предопределении, изложенное в "Наставлении", стало отличительной чертой его богословия. В своем учении Кальвин показал себя еще большим рационалистом, чем Лютер и Цвингли. В том же году он издал так называемый "Первый катехизис" и в дополнение к нему — "Исповедание веры". В "Исповедании", написанном по-французски, излагалось реформатское вероучение, которое предписывалось Кальвином "гражданам и жителям Женевы" как обязательное. Не желающие принимать его должны были покинуть пределы Женевы. 

Женева приняла  Кальвина в качестве своего духовного  руководителя. В этом качестве он проявил  себя человеком чрезвычайно требовательным, строгим и суровым до жестокости. Характерно, что, заявив себя непримиримым врагом Римско-католической церкви, Кальвин не только не осуждал средневековых инквизиционных методов борьбы с инакомыслящими, но сам первым в протестантизме применял в своей теократической общине пытки и кару смертью за ересь. Кальвин был сторонником слияния Церкви с государством и осуществлял эту идею на практике в Женевском кантоне, абсолютным повелителем которого он стал. Религиозно-нравственная жизнь женевцев была поставлена под наблюдение особого трибунала — "консистории". Были запрещены танцы, песни, развлечения, яркие наряды. Из храмов вместе с живописью и другими видами искусства была изъята всякая пышность ритуала и обстановки. 

Личность Кальвина резко отличается от большинства  реформаторов: это ученый, теоретик — и в то же время организатор, политик, умело направлявший массы. Обладая слабым здоровьем, он тем не менее всю жизнь вел исключительно активную деятельность по формированию догматических основ нового вероучения, защите своего учения и распространению его в европейских державах — Англии, Шотландии, Нидерландах, Германии, Польше. Он отстаивал свое учение в борьбе с германскими лютеранами и французскими протестантами, положив начало эпохе кровавых столкновений за веру. Кальвин является признанным авторитетом в вопросах богословия и деятельным участником во всех делах, связанных с общеевропейской Реформацией. При Кальвине Женева становится центром подготовки образованного протестантского духовенства и проповедников для романских земель, издателем и распространителем Библии во Франции и приобретает репутацию "святого города". 

Вероучение кальвинистов. Символические книги кальвинистов 

В кальвинизме вероучительных книг очень много. Собственные символические  книги имеют не только разные ветви  кальвинизма, но даже и отдельные поместные толки одного и того же исповедания. 

Главнейшими символическими книгами кальвинистов являются следующие:

"Первый катехизис"  Кальвина (1536) является переработкой  основного богословского труда  Кальвина "Наставления в христианской  вере"; положен также в основу упоминавшегося выше "Исповедания веры".

Целью написания "Наставления" было систематизировать изложение  уже определившихся идей протестантизма и положить конец беспорядочности  учения и строя среди единомышленников. В этом Кальвин далеко превзошел попытки своих предшественников по ясности, сжатости, силе изложения. В его учении протестантизм принимает сухой, рационалистический характер с четкими логическими рассуждениями и ссылками на текст Писания.

"Наставление"  несколько раз переделывалось и расширялось автором и в наиболее известном последнем издании 1559 г. явилось суммой всего догматического и церковного учения кальвинизма. 

"Женевский катехизис"  Кальвина (1545) отличается от "Первого  катехизиса" вопросе-ответной формой  изложения. 

"Женевское соглашение" (1551) составлено Кальвином, содержит  особо заостренную редакцию учения  о предопределении. Принято кантональным  советом Женевы. 

"Галликанское  исповедание", иначе "Исповедание  веры французских Церквей" (1559) принято кальвинистами Франции. В основе своей оно тоже является произведением самого Кальвина. 

Перечисленные вероопределения  публиковались на французском и  латинском языках. 

Большим уважением  у реформатов пользуется также "Гейдельбергский  катехизис" (1563), составленный кальвинистами Германии на немецком языке. 

Учение кальвинизма  о Церкви и таинствах 

Кальвинизм, как и  лютеранство, является плодом реформационных движений XVI в. Так же, как лютеране, кальвинисты представляют собой  религиозное общество, лишенное непрерывной  апостольской преемственности в историческом и сакраментальном смысле, поэтому в учении кальвинистов о Церкви тоже не может быть твердой веры в непрерывное пребывание Церкви на земле и в непрерывное стояние исторической Церкви в истине. 

Согласно учению Кальвина, всякое соединение людей, в котором раздается проповедь слова Бытия и совершаются таинства (Крещение и Причащение), есть Церковь. 

Несмотря на непримиримую вражду с католицизмом учение Кальвина о Церкви приближается к средневековому и заключает в себе много элементов теократии. 

В то же время Кальвин  принял основные положения лютеранской  экклезиологии. Но картина анархии, в которую повергло протестантизм  учение Лютера о всеобщем пастырстве, заставила Кальвина подумать о необходимости  поднять авторитет и значение пастырей и церковной организации. Кальвин даже стремился государство втянуть в орбиту Церкви (Лютер скорее готов был допустить обратное: подчинить Церковь государству). 

"Галликанское  исповедание" всячески старается  поднять авторитет новообразовавшейся Церкви и укрепить церковную дисциплину.

Таким образом, в  ответе на вопрос, что же такое Церковь, Кальвин не поднимается выше Лютера. "Следуя слову Божию, мы говорим, что она есть общество верующих, согласившихся следовать этому  слову" (ст. 27).

О таинствах кальвинисты учат, подобно лютеранам, в туманных выражениях, как о "знаках", "печатях" и "свидетельствах". 

В учении о Евхаристии Кальвин занимает среднее, колеблющееся, положение между Лютером, который  признавал телесное присутствие  Христа в Евхаристии, и Цвингли, который такое присутствие отвергал. Кальвин учил, что хлеб и вино — лишь знаки нашего духовного общения с Телом и Кровью Христа, но что в действительности вкушает их лишь избранник, благословенный истинной верой.

Покаяние не имеет  в кальвинизме сакраментального значения. Пренебрегая вместе с лютеранами учительной ролью Церкви, Кальвин считал библейские книги единственным правилом веры. "Ни указы, ни декреты, ни видения, ни чудеса не должны быть противопоставлены этому Священному Писанию" ("Галликанское исповедание", ст. 5) 

Впрочем, кальвинисты  придают некое значение и церковной  традиции: древним символам веры (в  частности, Никео-Цареградскому). Соборам  и отцам Церкви. "Признаем то, что  было определено древними Соборами и  отвращаемся от всех сект и ересей, отвергнутых святыми учителями, как-то св. Иларием, св. Афанасием, св. Амвросием, св. Кириллом" (там же, ст. 6). 

Учение Кальвина о спасении и безусловном предопределении 

В основе учения Кальвина о предопределении (предестина-ции) лежит идея безусловного господства воли Божией, избирающей людей лишь орудиями своими. Это полностью исключает мысль о человеческих заслугах, даже само представление о возможности свободы выбора в решениях людей. Сама по себе эта идея не нова и была развита еще блаженным Августином в начале V — конце IV в. и в основном разделялась всеми реформаторами XVI в., но в учении Кальвина она получила наиболее четкое и глубокое выражение. По его учению, предназначенные к вечному спасению составляют небольшую группу, избранную Богом в силу непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто осужден на вечную гибель. 

Здесь небезынтересно проследить ход рассуждений, приведших  Кальвина к его учению о безусловном  предопределении. 

В вопросах сотериологии Кальвин согласен с Лютером в  том, что природа падшего человека совершенно искажена грехом. Все дела человека, даже лучшие, внутренне являются злом. "Все, что исходит от него, совершенно справедливо осуждается (Богом) и вменяется в грех ("Наставление"). Человек потерял свободу воли. После падения он творит зло не свободно, а по необходимости. 

Последовательно развивая таким образом эти положения, Кальвин дошел до учения о безусловном  предопределении Богом — одних  людей к вечному спасению, других к вечной гибели — главному положению своей сотериологии. Учение о предопределении носит на себе печать особенного духовного склада самого Кальвина, его сурового и жестокого характера, холодного и рационалистического подхода к богословским вопросам. 

Сотериологическое учение Православной Церкви коренным образом отличается от взглядов Кальвина и Лютера. Оно исходит из изложенного  в Священном Писании Божественного  предопределения, вытекающего из Божественного  предведения (Их же предуведе, тех и предустави. — Рим. 8, 29). 

Кальвин же учит о  предопределении безусловном, которое  совершается независимо от духовного  состояния человека и его образа жизни, и говорит о нем в  самых решительных выражениях. Отвергнув  свободу человека, он доходит до утверждения, что зло совершается по воле Божией, и в своих высказываниях на эту тему иногда производит впечатление одержимого. 

"Когда мы не  понимаем, как это Бог хочет,  чтобы происходило то, что Он  же запрещает, вспомним о своем  бессилии и ничтожестве, а также  о том, что свет, в котором живет Бог, не напрасно назван неприступным, ибо он окружен тьмою" ("Наставление", кн. I). И далее: "Что бы ни предпринимали люди и даже диавол, Бог всегда держит в руках руль". 

Закон Бога предписывает безвольному человеку "непосильное  для него, чтобы убедить человека в его собственном бессилии" ("Наставление"). 

Кальвин сожалеет, что  святые отцы (исключая Августина) не учат о потере человеком свободы воли. Кальвин недоволен, в частности, тем, что Иоанн Златоуст "возвеличивает силы человеческие". 

По природе человек  способен только на зло. Добро —  дело благодати. Не от нашего усмотрения, по словам Кальвина, зависит повиноваться действию благодати или противиться. 

Так же, как Лютер, Кальвин отвергает участие человека в деле своего спасения (синергизм). Так же, как Лютер, он учит, что человек оправдывается верой в свое спасение. 

О добрых делах в "Наставлении" говорится следующее:

"Хотя Бог, совершая  наше спасение, возрождает нас  для благотворения, мы исповедуем, что добрые дела, которые мы совершаем под водительством Св. Духа, не играют роли в нашем оправдании". 

Информация о работе Кальвинизм