Карен Хорни (1885-1952) относится
к числу наиболее выдающихся психоаналитических
мыслителей двадцатого столетия. Получив
медицинское образование в университетах
Фрайбурга, Геттингена и Берлина, она начала
свой персональный анализ у Карла Абрахама
в 1910 году, а в 1920 году стала
одним из основателей Берлинского психоаналитического
института. В двадцатые и в начале тридцатых
годов она пыталась модифицировать теорию
Зигмунда Фрейда о женской психологии,
оставаясь еще в рамках ортодоксальной
теории. Ее работы слишком
опережали свое время, чтобы привлечь
к себе то внимание, которого они заслуживали,
но со времени их повторной публикации
(1967) в виде сборника под общим названием
"Женская психология", Хорни считается
основополагающей фигурой феминистского
психоанализа.
Карен
Хорни (1885-1952) в философско-психологической
мысли XX века отведена
роль классика неофрейдизма,
возникшего на волне
критики и модернизации
учения Зигмунда Фрейда.
Постфрейдовское
развитие психоанализа
привело к появлению
нескольких ответвлений
в рамках учения, одно
из которых возглавила
Хорни. Сущность её концепции
сводилась к выявлению
значения культуры в
жизни общества и человека,
исследованию проблемы
личности и культуры,
влиянию культуры на
психическое здоровье
и зависимость типа
неврозов от особенностей
культуры. Таким образом,
культура является одним
из центральных понятий
в исследованиях Хорни,
что позволяет отнести
её к культурософской
традиции (традиции
философии культуры).
Анализ религии
по Хорни облегчает наше понимание психологических
потребностей и защит, находящих выражение
в различных доктринах и ритуалах, и делает
их для нас более осмысленными. Он помогает
нам ухватить суть: что религия дает человеку,
и какую муку он испытывает, когда его
вере угрожают. Лишенные в результате
крушения религии общей системы иллюзий,
многие наши современники вынуждены изобретать
личное невротическое решение, для которого
существует слишком мало условленных
оправданий и подтверждений. Хотя большинство
религий основано на магической сделке,
между ними существует серьезное различие,
о котором необходимо помнить: некоторые
религии поощряют, а некоторые запрещают
эмоциональное благополучие. Бог может
быть воображаемым добрым родителем, любящим
и заботливым, а может быть и невротическим
родителем, требующим, чтобы мы пожертвовали
своим подлинным я ради его славы.
Хорни подвергла критике
ориентацию Фрейда на
детское и патологическое,
отвергла универсальность
эдипова комплекса,
сексуальную теорию
неврозов, идеи женской
неполноценности и непреходящего
конфликта между природой
и культурой. "Большую
часть вины за наши несчастья
несет наша так называемая
культура; мы были бы
несравнимо счастливее,
если бы от неё отказались
и вернулись к первобытности.
Я называю это утверждение
поразительным, поскольку,
как бы мы ни определяли
понятие культуры, все
же не вызывает сомнений,
что все наши средства
защиты от угрожающих
страданий принадлежат
именно культуре".
Фрейд подчеркивал
природное начало в
человеке. Хорни - социальное.
Фрейд не допускал, что
человеческие общества
могут существенно отличаться
друг от друга: то, что
считается в одном обществе
неврозом, в другом выглядит
как ценное качество
характера.
Хорни приступила к
обновлению психоанализа
в контексте новых научных
данных. Открытия в этнографии,
социологии, истории
приводили к выводу
о множественности и
разнообразии культур,
при том, что человеческая
природа в разных культурах
оставалась единой.
Хорни раскрывает влияние
культуры на природу
человека. Культура
не позволяет полностью
раскрыться природе
человека, но создает
условия для самораскрытия,
поэтому культурные
факторы следует считать
относительными.
У Фрейда эдипов комплекс
считается сущностной
причиной неврозов.
У Хорни сам эдипов комплекс
есть порождение неврозов.
Развивая эту мысль,
Хорни снимает зависимость
взрослого от детского
опыта.
Главной причиной неврозов,
по Хорни, являются противоречия
самой культуры, конфликт
систем ценностей. Она
задается вопросом:
“Какие условия в нашей
культуре ответственны
за то, что неврозы сосредоточиваются
вокруг тех специфических
конфликтов, которые
я описала, а не вокруг
других? Фрейд лишь вскользь
коснулся данной проблемы”.
Согласно Хорни, завершиться
анализ не может никогда.
Жизнь человека предполагает
постоянную борьбу,
где психоанализ выступает
одним из способов помощи
человеку.
Работы Карен
Хорни написаны хорошим, легким языком.
Они всегда логичны и последовательны,
поэтому их можно рекомендовать даже не
искушенным в психологии читателям.