Кьеркегор Серен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:47, доклад

Описание

Одним из основоположников иррационализма XIX века был Серен Кьеркегор 1813-1855 - датский философ, теолог и писатель. Подлинная философия, согласно К., может быть только "экзистенциальной", т. е. носящей глубоко личный характер.

Работа состоит из  1 файл

Кьеркегор. философия.docx

— 18.82 Кб (Скачать документ)

 

Основной  принцип экзистенциализма - человек делает самого себя, обретает свою сущность, уже существуя. Он несет ответственность, если его превращение в человека не состоится.  Есть один способ постигнуть существование - пережить его. Различают два вида существования: неподлинное и подлинное бытие. Неподлинное бытие - пребывание человека среди других людей, когда он выступает как один из многих. Подлинное бытие (экзистенция) характеризует более глубокий смысл человеческого существования, его сущность, неповторимость, уникальность. Человек в состоянии выйти за рамки неподлинного существования. Путь к подлинному человеку лежит через пробуждение в нем до известной поры дремлющих возможностей. Различные трагические ситуации (моральные конфликты, смерть кого-либо из близких) могут пробудить человека от сна, показать чуждость окружающего его мира, его собственную одинокость. Эти ситуации называются пограничными.

Философия жизни. В центре этой философии лежит понятие жизни как абсолютного, бесконечного уникального начала мира, к-рое в отличие от материи и сознания активно, многообразно, вечно движется. Жизнь нельзя понять с помощью чувства или разума, она постигается только интуитивно, доступна лишь переживанию. В 20—30 гг. идеи Ф. ж. находят продолжение в творчестве Шпенглера и Э. Шпрангера, а также в работах Л. Клагеса, А. Боймлера. Нек-рые идеи Ф. ж. послужили истоками экзистенциализма.

 

В середине XIX века в философии складывались принципиально различные течения. Позитивисты так или иначе  обращались к научным, преимущественно  естественнонаучным данным, и использовали их в своей трактовке философии  и ее проблем. Не менее влиятельными были и течения, которые сознательно  противопоставляли себя естественнонаучному  познанию с господствующим в нем  рационализмом - иррационалистические течения. Они, вообще говоря, не отвергали  науку, ее практическое значение для  человеческой жизни, но отказывались видеть в ней адекватный способ познания окружающего мира и самого человека.

Одним из основоположников иррационализма XIX века был Серен Кьеркегор 1813-1855 - датский философ, теолог и писатель.  Подлинная философия, согласно К., может быть только "экзистенциальной", т. е. носящей глубоко личный характер. 

Человек, по утверждению  Кьеркегора, отличается от животного, прежде всего, тем, что он личность (а  не тем, что у него есть разум), тем, что он осознает себя неповторимой личностью. Животное же, напротив, если и может осознавать себя, то осознает себя только лишь как часть рода. Человек осознает себя выше рода, он всегда индивидуальность, личность. Реально  всегда существует либо личность, либо общество.

Общество и личность не могут быть едины. Объединение людей  — это всегда обезличивание, человек  теряет свое индивидуальное лицо в  обществе, поэтому стать человеком означает стать единичным, именно в этом состоит реализация человека. «Прочь от публики к единичному!» — восклицает Кьеркегор в одном из своих произведений. Современное общество с его культурой лишает людей индивидуальности, превращая их, по выражению Кьеркегора, в дрессированных обезьян. 

И, прежде всего, возражал Кьеркегор против демократии, которая уравнивает всех людей. Из всех тираний, по его мнению, тирания равенства самая опасная, а больше всего ведет к тирании  равенства коммунизм, именно с этим, в первую очередь, и пытался бороться Кьеркегор. Из этих положений Кьеркегора вырастают впоследствии идеи философов-экзистенциалистов  об истинном существовании человека в своей экзистенции и неистинном существовании в современной обезличивающей культуре.

Экзистенциальная  истина, в том смысле, как понимает ее Кьеркегор должна быть пережита, ее не познают, ее переживают. А для этого нужно существовать, т. е. жить экзистенциально, жить как личность, как индивидуальность.

Что такое существование человека, по Кьеркегору? Это всегда существование  человека как личности, которая противопоставляется  всему остальному. Человек чувствует себя затерянным в этом мире, чувствует себя чужаком, посторонним. Отсюда основные характеристики человеческого существования: страх, ужас, затерянность и т. п. В этих эмоциях и переживается истина, именно здесь, прежде всего, находится человек. Не познавать, но чувствовать: испытывать страх, ужас, испытывать страх перед смертью, страх перед бытием — именно в этом состоит переживание экзистенциальной истины. Поэтому к миру нужно относиться эмоционально, а не гносеологически.

Кьеркегор разработал категории экзистенциальной философии на примере одного своего знаменитого положения, которое  называется «три стадии на жизненном  пути». Это не три стадии Конта на жизненном пути всего человечества, это три стадии, которые может проделать на своем жизненном пути каждый человек, даже не вполне осознавая это. Эти три стадии необходимы для достижения экзистенциальной истины и экзистенциального бытия.

Первая стадия получила у Кьеркегора название эстетической. Олицетворением был Дон Жуан На эстетической стадии находятся люди, которые упиваются чувственными удовольствиями. Смысл жизни для этих людей в удовлетворении своих чувственных желаний. Но этот путь неизбежно ведет к страданиям. Человек все время чувствует себя не удовлетворенным настоящим, не удовлетворенным своим чувственным бытием. Поэтому человек начинает рефлектировать и переходит в своем развитии на вторую стадию — стадию этическую. Образ, олицетворяющий эту стадию, — Сократ.

Этическая жизнь. Человек, который вышел за пределы чувственного существования, начинает проводить разграничения между добром и злом не только как полезным или соответственно вредящим ему. Это уже совсем другой уровень восприятия действительности. Человек на второй стадии вынужден делать вывод о существовании чего-то общего, поддающегося не только эстетическому, чувственному познанию, но познанию другому». Этический человек считает, что в мире господствует необходимость, долг, которым надо повиноваться. И эти правила - общие для всех. Но, человек в первую очередь должен осознать себя как личность, понять что «есть только долг по отношению к себе, у каждого свой. Долг быть самим собой, обрести себя

Религиозная (символ библейский герой Авраам)  - И тогда человек переходит на эту стадию. На этой стадии, как утверждает Кьеркегор, происходит так называемое теологическое устранение этического: религиозность устраняет этическую стадию. Это парадокс, но это действительно так, потому что этика подразумевает существование объективных критериев нравственности, объективного добра и объективного зла.

Переход к религиозной  стадии происходит потому, что человек  испытывает разлад между осознанием себя личностью и существованием объективных этических ценностей. На этической стадии человек не ощущает  себя индивидуальностью, личностью. Переходя на религиозную стадию, человек прежде всего порывает с общим. Поэтому  религиозная вера у Кьеркегора это, прежде всего, вера индивида, личности, которая трактует мир как парадокс, т. е. порывает с этикой, со всеми  объективными ценностями, порывает с  разумом, со всем объективным.

Переход от одной стадии к другой совершается через кризис отчаяния, через страх, отказ от разума. Страх  как огонь пожирает все иллюзии, оставляет нас наедине с собой  и пробуждает в нас новые возможности. Отказавшись от разума, человек находит  свое спасение в вере.

«Главная задача человека не в обогащении своего ума различными познаниями, но в воспитании и совершенствовании  своей личности, своего Я.»

«Какие люди странные! Никогда не пользуясь присвоенной им свободой в одной области, они во что бы то ни стало требуют ее в другой: им дана свобода мысли, так нет, подавай им свободу слова!»

«Ничего не хочется... Ехать не хочется - слишком сильное движение: пешком идти не хочется - устанешь; лечь? - придется валяться попусту или снова вставать, а ни того, ни другого не хочется... Словом, ничего не хочется.»

«Есть насекомые, умирающие вслед за оплодотворением. Так и наши радости: момент самого полного наслаждения - и их уже нет!»

«Мой взгляд на жизнь лишен всякого  смысла, - мне кажется, что какой-то злой дух надел мне на нос очки, одно стекло которых увеличивает  все до чудовищных размеров, а другое до такой же степени уменьшает.»

 

 

 

 


Информация о работе Кьеркегор Серен