Классическая и неклассические концепции научной истины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:34, доклад

Описание

В гносеологии понятие истины употребляется для характеристики не каких-либо вещей, предметов объективного мира, а знаний об этих предметах. Основные вопросы гносеологии включают проблемы соответствия м/у мыслью и ее предметом, выявление характера этого соответствия и обоснования результатов этого анализа. Истина – научное утверждение с обоснование и док-вом

Работа состоит из  1 файл

Классическая и неклассические концепции научной истины.doc

— 61.50 Кб (Скачать документ)

Сознательное и преднамеренное искажение истины характеризуется  понятием «ложь». Ложное высказывание говорит о вещах не то, что они есть в реальной действительности, и его можно отнести к высказыванию о несуществующих референтах. В отличие от лжи, которая есть аномалия сознания и результат сознательного выбора, заблуждение обусловлено исторически ограниченными возможностями познания.

Заблуждение есть компонент не только научного познания, но и оценки людьми происходящих социальных событий. Здесь  причинами заблуждения людей  выступают их необразованность, непросвещенность, косность, невежество, пристрастия, ограниченность общественно-исторической практики. Особый тип заблуждения детерминируется идеологией

 

КОГЕРЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ – концепция, сводящая проблему истинности к критерию когерентности (coherence) – самосогласованности, непротиворечивости: напр., предложение истинно, если оно является элементом логически взаимосвязанной и когерентной системы. В основании когерентной теории истины лежит восходящая к Античности (Парменид, элеаты, Аристотель) философская идея о том, что только непротиворечивое и согласованное знание может быть знанием о реальности, противоречивое же знание ничего не описывает и не объясняет. Поэтому истинность каждого отдельного фрагмента знания (предложения, теории, гипотезы и т.п.) может быть удостоверена его принадлежностью к непротиворечивой и согласованной системе. Эта идея была реставрирована в дискуссиях о применении принципа верификации: первоначальный вариант верификационизма, связанный с тезисом о конечном обосновании научного знания через редукцию к «протокольным предложениям» о наблюдениях (Карнап), был отвергнут, поскольку была показана невозможность такой редукции (см. Верификационизм); взамен был предложен вариант, предполагающий верификацию как способ установления непротиворечивости и согласованности системы предложений (Нейрат). В качестве методологического образца применения критерия когерентности были взяты логические и математические теории, допускающие высокую степень формализации.

 

 Когерентная  теория истины является попыткой  переформулировать условия применения классической теории истины (см. Истина, Корреспондентная теория истины) т.о., чтобы, с одной стороны, избежать трудностей этой теории (неясности относительно того, как можно установить соответствие между некоторым фрагментом знания и фрагментом реальности, описываемой или объясняемой этим знанием), а с другой стороны, придать ей такую форму, которая допускает методологический анализ с применением точных логических методов. Схема анализа состоит в следующем: всякое предложение p, входящее в эмпирически значимое множество М, может рассматриваться как истинное только в том случае, если удается найти подмножество N⊂M, непротиворечивость и логическая взаимосвязанность которого доказана, и p∈N. Т.о., чем в большее число когерентных подмножеств входит высказывание p, тем с большей вероятностью оно может считаться истинным (Решер). Эта схема объединяет логические и эмпирические методы анализа систем знаний с математической теорией вероятности.

 

 Имея  определенное значение как направление  методологического анализа, когерентная теория истины не может рассматриваться как альтернатива классической теории истины, являясь по существу вариантом последней.

 

С точки зрения польского  философа К. Айдучевич, все, так называемые неклассические истины, усматривают сущность истины не в соответствии с реальностью, а в соответствии с «конечным критерием». К концепции истины, как полезности, прагматизм приходит на основе следующего аргумента: «… наши убеждения не являются независимыми от нашей практической деятельности. Наши убеждения влияют на наши действия, дают им направления, указывают средства, ведущие к достижению намеченной цели» .

 Согласно  прагматизму, полезность не является  ни критерием, ни корректором  истины. Иначе говоря, нельзя утверждать, что знания, обладающие свойствами полезности, также оказываются соответствующими реальности.

 В настоящее  время имеются теории, которые  можно рассматривать как продолжение  и развитие прагматизма, например  операционализм. Основная его проблема  – значения. Операционализм рассматривает проблему истины как проблему существования. По выводам, вытекающим из операционализма, можно судить, что принесла науке прагматическая концепция. Бриджмен утверждал, что общая теория относительности не имеет физического смысла и неистинна, поскольку она пользуется неоперациональными понятиями. Операционализм требует устранения абстрактных систем, которые играют в современной физике важную роль.

 Прагматизм, суливший сделать науку более  «реалистической» оказывается концепцией, создающей для нее серьезную  угрозу.


Информация о работе Классическая и неклассические концепции научной истины