Классическая немецкая философия. Философия Канта: докритический и критический периоды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:09, реферат

Описание

Понятие «немецкая классическая философия», веденная Ф.Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины CUIII в. – первой половины XIXв., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по философии.docx

— 17.80 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 

Реферат 

По  дисциплине «Философия» 
 

Тема: Классическая немецкая философия. Философия Канта: докритический и критический периоды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие «немецкая классическая философия», веденная Ф.Энгельсом и утвердившееся  в марксистских работах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской  мысли второй половины CUIII в. – первой половины XIXв., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия. Следует отметить, что в учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гете, Фейербаха нашли выражения наиболее значительные идеи немецкой философской мысли рассматриваемого периода. К концу XYIII в. учения Канта, Фихте, Шеллинга, заняли ведущее место в западноевропейской философии, а потом в полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля и Фейербаха, немецкая классическая философия приобрела всемирно-историческое значение, состоящее прежде всего в том, что благодаря своим достижениям она явилась непосредственным теоретическим источником марксизма в области философии.

К числу крупнейших достижений немецких мыслителей от Канта  до Фейербаха относится уяснение того отнюдь не очевидного фактора, что  при всем многообразии проблем у  философии имеется основной вопрос и он состоит в определении  отношения между мышлением и  бытием.

Развитие немецкой классической философии было одним  из важнейших выражений эпохального  подъема духовной культуры, начавшегося  в германских государствах с середины XYIII в. и предвосхищало перспективы  прогрессивного развития Германии.

Немецкая классическая философия развивалась в эпоху  глубочайших изменений, которые  происходили в экономической, социально-политической и духовно-идеалогической жизни  всей Европы. Поиски адекватного понимания  происходящих изменений наиболее подготовленным к этому немецкими философами увенчалась успешным продвижением по пути разработки диалектого способа  мышления. Начиная с Канта, плеяда мыслителей первой величины придала  небывалую интенсивность и глубину  развития немецкой философской мысли. Немаловажно, что все мыслители  сами считали себя радикальными новаторами в философии.

"Докритический"  период. Это период в творческой  деятельности Иммануила Канта, начиная с окончания им Кенигсбергского университета и до 1770 г. Данное название не означает, что в этот период Кант не обращается к критике каких-то идей и взглядов. Напротив, он всегда стремился к критическому освоению самого различного мыслительного материала.

Для него характерно серьезное отношение к любому авторитету в науке и в философии, о чем свидетельствует одна из первых его печатных работ - "Мысли  об истинной оценке живых сил", написанная им еще в студенческие годы, в  которой он ставит вопрос: можно  ли критиковать великих ученых, великих  философов? Можно ли судить о том, что сделано Декартом и Лейбницем? И он приходит к выводу, что можно, если у исследователя есть аргументы, достойные аргументов оппонента .

Кант предлагает рассмотреть новую, до него не известную  немеханическую картину мира. В 1755 г. в работе "Всеобщая естественная история и теория неба" он пытается решить эту задачу. Все тела во Вселенной  состоят из материальных частиц - атомов, которые обладают внутренне присущими  им силами притяжения и отталкивания. Эта идея была положена Кантом в  основу его космогонической теории. В первоначальном состоянии, считал Кант. Вселенная представляла собой  хаос рассеянных в мировом пространстве разнообразных материальных частиц. Под влиянием присущей им силы притяжения они движутся (без внешнего, божественного  толчка!) по направлению друг к другу, причем "рассеянные элементы с большей  плотностью, благодаря притяжению, собирают вокруг себя всю материю  с меньшим удельным весом". На основе притяжения и отталкивания, различных форм движения материи  Кант строит свою космогоническую теорию. Он считал, что его гипотеза происхождения  Вселенной и планет объясняет  буквально все: и происхождение  их, и положение орбит, и происхождение  движений. Напоминая слова Декарта: "Дайте мне материю и движение, и я построю мир!", Кант считал, что ему лучше удалось осуществить  замысел: "Дайте мне материю, и  я построю из нее мир, т.е. дайте  мне материю, и я покажу вам, как  из нее должен возникнуть мир"

"Критический  период". Вторая половина философского  творчества И. Канта вошла в  историю философии под названием  "критического периода". Между  "докритическим" и "критическим"  периодами лежит период подготовки второго. Это период между 1770 г. и выходом в свет "Критики чистого разума" в 1781 г. В 1770 г. Кант опубликовал работу "О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира", ставшей своего рода прологом для его основных работ "критического периода": "Критики чистого разума" (1781), "Критики практического разума" (1788), "Критика способности суждения" (1790). В первой из этих книг Кант изложил учение о познании, во второй - этику, в третьей - эстетику и учение о целесообразности в природе. Основу всех этих работ составляет учение о "вещах в себе" и "явлениях"

Информация о работе Классическая немецкая философия. Философия Канта: докритический и критический периоды