Классический позитивизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:36, реферат

Описание

Принято выделять три основные формы позитивизма: классический позитивизм, эмпириокритицизм и неопозитивизм. В каждой из этих форм выделяются еще и различные варианты, порой существенно различающиеся между собой. И, тем не менее, все формы и варианты позитивизма объединяет одна общая идея, а именно: подлинное положительное знание о действительности, основано на опыте и фактах, может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их синтетического объединения, а философия, претендующая на самостоятельное содержательное исследование реальности, не имеет права на существование.

Содержание

I Вступление


II РАННИЙ (КЛАССИЧЕСКИЙ) ПОЗИТИВИЗМ

Позитивизм О. Конта


Всеиндуктивизм Д.С. Милля


Эволюционизм Г. Спенсера

Работа состоит из  1 файл

Мой Реферат.docx

— 27.33 Кб (Скачать документ)

Реферат 
 
 
Тема: КЛАССИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ 
 
 
План: 
 
 
I Вступление 
 
 
II РАННИЙ (КЛАССИЧЕСКИЙ) ПОЗИТИВИЗМ

  1.  
    Позитивизм О. Конта

 

  1.  
    Всеиндуктивизм Д.С. Милля

 

  1.  
    Эволюционизм Г. Спенсера

 
 
 
III Заключение 
 
 
Литература 
 

 

Введение 
Позитивизм (от лат. positivus — положительный) – направление в философии, сформировавшиеся в 30-е – 40-е годы XIX века. Оно исходит из тезиса о том, что все подлинное, «положительное» знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения, а философия как наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

(см. 9 стр.6 «позитивизм выступил…»)

Понятие позитивизм следует  рассматривать в двух смыслах:

    1. общая установка западноевропейского сознания, складывающаяся в период становления индустриальной цивилизации. Тогда утверждался приоритет земного начала, практического, материального интереса, производственной деятельности перед духовной.
    2. достижение позитивного (научного) знания о природе. Только такие знания рассматриваются как подлинная наука, призванная сменить теологию и метафизику.

Принято выделять три основные формы позитивизма: классический позитивизм, эмпириокритицизм и неопозитивизм. В каждой из этих форм выделяются еще  и различные варианты, порой существенно  различающиеся между собой. И, тем не менее, все формы и варианты позитивизма объединяет одна общая идея, а именно: подлинное положительное знание о действительности, основано на опыте и фактах, может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их синтетического объединения, а философия, претендующая на самостоятельное содержательное исследование реальности, не имеет права на существование. 
 

Классический  позитивизм

  1. Позитивизм О. Конта

 
Родоначальником позитивизма явился французский философ Огюст Конт (1798-1857). Его главный труд – «Курс позитивной философии» в шести томах издавался в течение 1830-18442 годов. Продолжая традиции Просвещения, Конт решительно восстает против всякого рода систем, построенных на абстрактных, умозрительных, отвлеченных принципах. Главным методом познания он считал наблюдение, опыт. «Мы не можем ничего узнать относительно какого-либо предмета, если не прибегнем к опыту. Поэтому из положительной философии по необходимости должны быть исключены все умозаключения a priori, основанные на природе вещей». (10, с. 189)

Он правильно констатировал, что все усилия философии нового времени создать метод, одинаково  пригодный и для исследования общих начал всего сущего, и  для конкретных наук, не увенчались успехом. С другой стороны, развитие опытного естествознания убедительно  доказывало несостоятельность претензий  традиционной философии стоять над  науками. И Конт выдвигает основополагающий тезис позитивизма: наука заменит  собой философию. 
 
Однако Конт не собирался совершенно упразднять философию. Конт был одним из первых мыслителей, кто составил классификацию наук. Он располагает науки в ряд по убывающей степени общности (сначала идет математика, затем механика и т.д.). Завершает этот ряд социология – опытная наука об обществе. Философия в этой классификации занимает особое место. Она есть некая общая наука, призванная раскрывать связь наук и осуществлять синтез научного знания. Эта философия пользуется теми же методами, что и конкретные науки, и не ищет дело с традиционными философскими проблемами. Она не имеет первопричин и сущностей явлений и как все науки лишь описывает явления, т.е. отвечает на вопрос «Как?» и отбрасывает вопрос «Почему?» 

Доминирующее положение  в концепции Конта занимает закон  трех стадий развития человеческого  мышления и, по сути, человеческой истории. По его мнению, чтобы объяснить  надлежащим образом истинную природу и особый характер позитивной философии, необходимо, прежде всего, бросить общий взгляд на поступательный ход человеческого разума, рассматривая его во всей совокупности, ибо никакая идея не может быть хорошо понята без знакомства с ее историей. (до конца абзаца) (10, с. 189-190) 
 
Трем стадиям развития познания подчиняется и человеческая история. Теологической стадии отвечает феодально - монархический период развития человечества; метафизической – этап подъема средних классов и возвышения роли юристов; а позитивной – общество промышленников, т.е. капиталистическое. Это общество, считает О.Конт, будет постоянно перестраиваться на основе позитивного знания. Позитивная философия сумеет заставить промышленников избавиться от безудержного стремления к прибыли и сделаться хранителями общественных капиталов. Руководителями этого общества должны стать банкиры. В их руках должна быть сосредоточена и политическая власть. Главным принципом функционирования этого общества станет «всеобщая социальная солидарность», потому что общество – это социальный организм, подобный биологическому и между его частями, как между органами организма должна существовать солидарность. 
 
В завершающий период своей деятельности Конт поставил своей целью переделать религию в философию. В розовых тонах он описывает средневековую социальную иерархию, пытается реабилитировать теократию, католический мистицизм и деятельность инквизиции. Фому Аквинского он объявляет величайшим философом всех времен. Такой итог философской эволюции Конта не случаен. Это – плата за признание религии как начальной стадии научного знания и за его постоянное стремление искать «постоянного соглашения между консервативным и прогрессивным направлениями, одинаково свойственными нормальному состоянию человечества»1
 
Переход Конта к религиозным славословиям обескуражил некоторых его последователей. Контизм раскололся. Одни во главе с Полем Лафитом объявили себя правоверными учениками Конта и стали относиться к его сочинениям как к «Библии». Они принялись за организацию позитивистских церковных общин, сохранившихся до сих пор кое – где во Франции и в особенности в Бразилии. Другие, во главе с Эмилем Литрэ, отвергли учение Конта о новой церкви, но приняли все остальные его взгляды. 

  1. Всеиндуктивизм Д.С. Милля

Почти одновременно с возникновением позитивизма во Франции позитивистские идеи стали развиваться в Англии. Первым крупным английским позитивистом был Д.С. Милль (1806 - 1873). (см. 10, стр. 196 «Милль – основатель…)

По Миллю, моральные принципы, как и логические правила, должны быть эмпирически обоснованы. А это можно сделать, считает он, исходя из утилитаризма, т.е. из положения, что моральная ценность поступка определяется его пользой. Но Милль не хочет морального оправдания поведения человека, стремящегося из всего извлекать пользу или выгоду. Чтобы сгладить эгоистические моменты этики утилитаризма, он вводит в качестве критерия нравственности принцип альтруизма: высшей целью человеческой деятельности должно быть содействие «счастью человечества или , скорее, всех чувствующих существ»2.  
 
Свое социологическое учение Милль стремится построить исходя из признания неизменной «природы человека». У каждого человека, полагал он, имеются основные черты (элементы) его личности, «которые вытекают из законов природы отдельного человека и могут быть к ним сведены»3. Эти законы устанавливаются психологией и социологией. Поэтому результаты этих наук должны использоваться для нормативных выводов. Общество, по его мнению, представляет собой агрегат отдельных индивидуумов, мышление которых на протяжении истории претерпевает процесс постепенного развития. Вместе с этим постепенно развивается и общество. Государство не должно вмешиваться в частную жизнь граждан. Оно должно предоставить максимальные возможности для развития экономической инициативы предпринимателей.  
 
(см.10 стр.196-197) 
Идеи Милля в особенности об отношении логики и философии, о том, что формальная логика – это главное философское знание «Наука о самой науке»4 были возрождены в XX в. неопозитивизмом. 

  1. Эволюционизм Г. Спенсера

Главным представителем английского  позитивизма второй половины XIX в. был  Г. Спенсер (1820 - 1903). Он также как и  Конт провозглашает необходимость  создания новой философии. Но ее предмет  и ее задачи он видит иначе, чем  Конт. Спенсер подобно Конту располагает  науки в ряд, но не по принципу убывания общности и простоты, а по принципу возрастания конкретности. Открывает  этот ряд наук логика, за нею следует  математика, механика и т.д. Завершается  ряд конкретными науками, такими как социология и др. « Все науки  одинаково общие, если их рассматривать  как группы»5.

«Философии осталась та же область, которая принадлежит науке»6. Но в отличии от других она есть объединенное знание, высший теоретический синтез. (см. 10 стр. 197 «Под синтетической…)«Основной характер позитивной философии выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам. Их открытие и сведение до минимума и составляет цель наших усилий»7
 
Мир, по Спенсеру, делится на Познаваемое и Непознаваемое. Познаваемое – это «мир явлений» Канта, Непознаваемое – «вещи в себе». Наука, по мнению Спенсера, способна познавать лишь сходство или несходство и другие отношения между чувственными восприятиями, но не может проникнуть в сущность явлений. С этой точки зрения «…материя, движение и сила лишь символы неведомого реального»8. Непознаваемое выступает у Спенсера как первоначальная причина, в признании которой, якобы, сходятся наука и религия. 
 
Существование Непознаваемого или неведомой реальности открывается человеку интуицией. Рациональному познанию доступно лишь проявления Непознаваемого во всеобщем изменении предметов и явлений или всеобщей эволюции.  
 
(см. 10 стр 198)

 Спенсер является основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и выделение в его рамках органов Спенсер понимал как аналог разделения функций между органами живого тела. Выделяя, вслед за Сен – Симоном и Контом, военный и промышленный типы организации общества, Спенсер считал, что эволюция идет от первого ко второму. Основным законом общественной жизни является закон выживания наиболее приспособленных. Революции и прочие потрясения, по Спенсеру, являются противоестественными. Биологическим законам подчиняется и мораль. В ее основе лежит утилитаризм, а ее принципы закрепляются в итоге естественного отбора, передаются по наследству и в дальнейшем определяются пользой, которую они приносят социальным организмам в их борьбе за существование. В рамках совершенного общества понятия счастье и нравственного долга совпадут, а между индивидами восторжествует равенство, состоящее в равной для каждого свободе добиваться личного преуспевания. 
 
Человеческая история, с точки зрения спенсеровской теории эволюции, оказывается процессом конденсации людей и одновременно расширения занимаемой ими территории. Общество изменяется в сторону уравновешивания численности жителей и количества средств поддержания жизни, в политической жизни устанавливается равновесие, сосуществования противоположностей и вообще равновесие прогрессивных и консервативных сил. 
 
Философия Спенсера выступала как бы резюме естествознания первой половины XIX в. Общедоступность и близость к обыденному сознанию, созвучность эпохе великих побед естественных наук обусловили огромную популярность философии Спенсера. В последствии революция естествознания конца XIX – начале XX вв. подорвала веру во всесилие механицизма, влияние спенсерианства резко упало и фактически было сведено на нет.  

 

Заключение

Позитивизм оказал значительное влияние на методологию естественных и общественных наук. Он провозглашает своей главной задачей изучение явлений, т.е. прежде всего того, что дано нам в ощущениях, что наблюдается, что есть, существует. В конце 19 века позитивизм переживает кризис, вызванный прогрессом естественнонаучного знания. Основной внешний конфликт позитивизма — борьба с метафизикой, которая манипулирует терминами, которым ничего не соответствовало в реальности, например, энтелехия, эфир и т. п. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивисты считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно-ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения должны использоваться особые «протокольные предложения». Мориц Шлик писал: «первоначально под «протокольными предложениями» понимались — как это видно из самого наименования — те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо ещё, — факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно говорить о недостоверных фактах. Только утверждения, только наше знание могут быть недостоверными. Поэтому если нам удается выразить факты в „протокольных предложениях“, без какого-либо искажения, то они станут, наверное, абсолютно несомненными отправными точками знания»8

  

 

 
 
Литература: 

  1.  
    Конт О. Дух позитивной философии. – СПб.: 1910.

 

  1.  
    Милль Д.С. Система логики. – М.: 1914.

 

  1.  
    Спенсер Г. Классификация наук. – М.:1897.

 

  1.  
    Спенсер Г. Основные начала. СПб.: 1897.

 

  1.  
    Спенсер Г. Курс позитивной философии. «Родоначальники позитивизма», впк. 4. – Скб.:1902.

 

  1.  
    Философия: курс лекций для студентов, магистров и аспирантов. В.Н. Чекер, Н.Н. Каськов. Луганск, 2003

 

 
1 Конт О. Дух позитивной философии.  – СПб.: 1910, с. 42 – 43.

 
2 Милль Д.С. Система логики. –  М.: 1914, с. 867.

 
3 Милль Д.С. Система логики…, с. 798.

 
4 Там же, с. 7.

 
5 Спенсер Г. Классификация наук. – М.:1897, с. 15.

 
6 Спенсер Г. Основные начала. СПб.: 1897, с.75.

 
7 Спенсер Г. Курс позитивной  философии. «Родоначальники позитивизма», впк. 4. – Скб.:1902, с. 6.

8 Шлик М. О фундаменте познания // Аналитическая философия: Избр. тексты. — М., 1993. — С. 34.

10. Б.Н.Бессонов История  и философия 


Информация о работе Классический позитивизм