Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:17, реферат
В данном реферате были представлены основные положения теории цивилизаций английского историка Арнольда Тойнби. Его теория является циклической в том смысле, что она не рассматривает историю как единое поступательное движение всех народов к одной общей цели. В то же время она и не трактует историю как бесцельный круговорот различных культур и цивилизаций. В противоположность жизненному циклу культуры по Шпенглеру цикл цивилизации по Тойнби не является таковым в строгом смысле этого слова.
Введение
1. Циклический путь развития цивилизации
2. Стадии цикла
2.1. Генезис
2.2. Рост
2.3. Надлом
2.4. Распад
Заключение
Список литературы
«Концепция цикличности цивилизаций в философии истории Арнольда Тойнби»
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
На пороге XXI века перед человечеством все острее встают вопросы: куда мы идем, где мы сейчас и каковы вообще перспективы развития земной цивилизации. Фантастические темпы развития новейших технологий и перспективы, открывающиеся благодаря им, прогрессирующая «вестернизация» экономических и политических аспектов жизни многих стран мира позволяют многим делать предположения о стремительном приближении человечества к идеалам западной демократии. Звучат даже слова о конце истории человечества. Вот, например, как отреагировал американский историк Фрэнсис Фукуяма на реформы в бывшем Советском Союзе: «Возможно, что то, что мы наблюдаем, это не просто конец холодной войны или своеобразного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой: это означает конечный пункт идеологической эволюции человека и превращение западной либеральной демократии в универсальную, в конечную форму государственного управления человечества»[1]. Используя экономические показатели, политики и экономисты ранжируют страны по степени их «прогрессивности», начисто отметая такие неотъемлемые характеристики человеческого бытия как нравственность, самобытность культуры, или обуславливая их экономическим и политическим развитием. По сути все, что не вписывается в «прокрустово ложе» менталитета среднего европейского (или американского) потребителя, объясняется «дикостью» народов 3-го мира, до которых, к сожалению, не дошел еще свет западной культуры. Но как можно всю неповторимость и многообразие различных культур сводить к двум-трем числовым показателям типа валового национального продукта на душу населения? И вообще, правомерно ли сравнение различных культур между собой, выстраивание их в какую бы то ни было иерархическую структуру по степени приближения к единому для всех идеалу? Не слишком ли мы увлекаемся, принимая явления, присущие отдельным культурам за
характеристики всех культур?
Циклический путь развития цивилизации
Методика
исследования - эмпирический анализ.
и во времени, чем национальные
государства, города-государства или
любые другие политические союзы»[4];
b) Именно цивилизации должны рассматриваться
историками; c) Цивилизации сопоставимы
друг с другом; d) Ни одна из цивилизаций
не охватывает всего человечества; e) Преемственность
в развитии цивилизаций гораздо меньше,
чем преемственность между фазами развития
одной цивилизации.
Проводя анализ истории, Тойнби выделяет
двадцать одну цивилизацию, когда-либо
существовавшую на Земле.
Стадии цикла
Каков же жизненный
цикл цивилизаций в концепции
Тойнби? Предопределены ли сроки их
жизни или ничто не запрещает
развиваться цивилизации сколь
угодно долго? Вот как отвечает Тойнби
на эти вопросы. Каждая цивилизация
проходит на своем жизненном пути
следующие стадии: Стадия зарождения
- генезис. Цивилизация может возникнуть
либо в результате мутации примитивного
общества либо на развалинах «материнской»
цивилизации. За стадией генезиса следует
стадия роста, на которой цивилизация
из зародыша развивается в полноценную
социальную структуру. Во время роста
цивилизацию постоянно
вопросах развития цивилизации,
считая, что последнее слово всегда остается
за человеком. Выделив основные стадии
развития цивилизации, необходимо ответить
на вопрос: что же является «мотором» цивилизации,
что заставляет примитивное общество,
жившее стационарно на протяжении многих
тысяч лет, однажды проснуться и начать
непрерывное поступательное движение;
есть ли что-либо единое, стоящее за всеми
стадиями развития цивилизаций? В поисках
этого первопринципа Тойнби приходит
к концепции Вызова-и-Ответа. Не найдя
детерминированных, «неодушевленных»
причин зарождения и развития цивилизаций,
Тойнби вводит через миф об искушении
твари Божьей Дьяволом и последующем преображении
искушаемого через творение Господне
противоречие в качестве основного движущего
механизма истории. На первом этапе Дьявол
(Вызов) выводит систему из равновесного
и пассивного состояния Инь в возбужденное
и активное состояние Ян. Ответом на вызов
должен быть либо рост - «переход в более
высокое и более совершенное с точки зрения
усложнения структуры»[8] состояние, либо
смерть, проигрыш. Выйдя на новую ступень,
система вновь выводится из равновесия
и так далее до тех пор, пока на очередной
вызов не последует адекватного ответа.
Вызовы могут быть как внешними (стимулы,
необходимые для генезиса цивилизации)
так и внутренними (творческий порыв гения,
развитие науки). Причем системе требуется
лишь первоначальное наличие внешних
стимулов, которые затем по мере развития
системы превращаются во внутренние вызовы.
Именно такое динамическое, прогрессирующее
противоречие и является залогом развития
цивилизации и индивидуумов, ее составляющих.
воздействие оказывает вызов средней силы. Слабый вызов не может заставить систему перейти на качественно новый уровень, в то время как чрезмерно сильный вызов может просто-напросто ее разрушить. Как же выглядит концепция Вызова-и-Ответа в применении к цивилизации и к анализу ее развития? Кому предназначается вызов - обществу в целом, либо каждому человеку в отдельности? Как уже упоминалось, система Тойнби антропоцентрична в том смысле, что в ней обществу отводится место поля действия, а не носителя созидательной силы. Поэтому и вызовы предназначаются прежде всего людям. Здесь Тойнби стоит на позиции французского философа Анри Бергсона: «Мы не верим в «бессознательный» фактор Истории, так называемые «великие подземные течения мысли», на которые так часто ссылаются, возможно лишь потому, что большие массы людей оказались увлеченными кем-то одним, личностью, выдвинутой из общего числа. Нет надобности повторять, что социальный прогресс обусловливается прежде всего духовной средой общества. Скачок совершается тогда, когда общество решается на эксперимент; это означает, что общество или поддалось убеждению, или было протрясено кем-то, но именно кем-то»[9]. Однако большинство членов общества инертно и пассивно и неспособно дать достойный ответ на удары судьбы. Чтобы общество смогло ответить на вызов, в нем необходимо наличие Личностей, сверхлюдей. Именно они способны дать ответ, именно они способны повести за собой всех остальных. Кто они - эти сверхлюди? Тойнби указывает, что ими могут быть как отдельные люди (Иисус, Мухаммед, Будда) так и социальные группы (английские нонконформисты). В любом случае общество раскалывается на две взаимодействующие части: на творческое, несущее в себе потенциал меньшинство и основную инертную массу. Каким же образом способность творческого меньшинства дать ответ на вызов превращается в ответ всего общества? По утверждению Бергсона, «требуется двойное усилие. Прежде всего со стороны отдельных личностей, нацеленных на новаторский путь, и наряду с этим - всех остальных, готовых
воспринять эту новацию и приспособиться к ней. Цивилизованным можно назвать лишь то общество, в котором эти встречные усилия слились воедино. В сущности, второе условие более трудно для исполнения. Наличие в обществе творческой личности - фактор необходимый и достаточный для зарождения процесса... Однако для ответного движения нужны определенные условия, при которых творческая личность может увлечь за собой остальных»[10]. Каков механизм взаимодействия творческого меньшинства и пассивного большинства? Тойнби назвал этот механизм «мимесис» - социальное подражание. Мимесис появляется у человека задолго до вступления общества в фазу развития. Его можно видеть и в обществах с примитивным укладом и в развитых цивилизациях. Однако действие мимесиса в этих двух случаях прямо противоположно: если в примитивных обществах мимесис, выражаясь в обычаях и подражании старейшинам, направлен в прошлое и является гарантом стабильности общества, то при вступлении общества на путь цивилизации мимесис в основном направлен на творческое меньшинство, являясь таким образом связующим звеном между активными и пассивными его членами. Следовательно, для успешного ответа на вызов необходимо наличие в обществе следующих факторов:
1. в обществе
должны присутствовать люди, способные
понять вызов и дать на него
ответ;
Генезис
Как уже упоминалось, Тойнби выделяет два пути возникновения цивилизаций: через мутацию примитивного общества и через
отчуждениепролетариата от правящего меньшинства ранее существовавших цивилизаций. Как и следовало ожидать, в обоих случаях Тойнби объясняет генезис с помощью концепции Вызов-и-Ответ, отвергая при этом как расовые теории, постулирующие различную «государствообразующую» силу разных рас, так и благоприятные природные условия, якобы являющиеся залогом возникновения цивилизаций. Замечая, что природные условия могут влиять на характер цивилизации, он однако говорит, что для успешного зарождения необходимо появление Вызова - стимула. Тойнби выделяет пять основных стимулов, которые могут положительным образом повлиять на успешный генезис цивилизации.
1. Стимул природной среды a) Стимул бесплодной земли b) Стимул новой земли.
Информация о работе Концепция цикличности цивилизаций в философии истории Арнольда Тойнби