Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:54, реферат
Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями.
1. Введение………………………………………………………………………3
2. Концепция идеального человека у Конфуция.……………………………..4
3. Заключение ……………………………………………………………….… 10
4. Список литературы………………………………………………………… 11
КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ МУРМАНСКОГО
ОБЛПОТРЕБСОЮЗА
Филиал
п. Ревда
080501
«Менеджмент»
По
дисциплине: «Философия»
Реферат
на тему: « Концепция идеального человека у Конфуция ».
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение…………………………………………………………
2. Концепция идеального человека у Конфуция.……………………………..4
3. Заключение ……………………………………………………………….… 10
4. Список литературы……………………………………………………
Введение.
Бытие человека, человечества представляется нам единым, идущим общей дорогой, той, по которой движется человек европейского миропонимания. Китай, в силу географических и исторических причин, находится, словно в стороне от этой дороги.
Учение Конфуция по европейскому восприятию даже не назовешь философской системой - настолько оно просто и как будто незначительно. Лев Толстой, излагая учение Конфуция, свел его почти к одной фразе: «Достигнув спокойствия и постоянства, следовать своей природе».
Конфуций открыл простой, универсальный закон бытия людей. «Правитель должен быть правителем, работник - работником, отец - отцом, сын - сыном. Младшие должны беспрекословно подчиняться старшим, но старшие должны требовать от подчиненных и младших только то, что могут подтвердить своим примером».
Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями.
Концепция идеального человека у Конфуция.
Конфуций - Китайский философ, политолог, великий учитель, политический деятель, один из величайших умов Восточной Азии, основоположник философского учения, ставшего впоследствии религией целого государства.
Конфуций (по китайскому Кун фу-цзы), родился 27 августа 551 года до нашей эры в области Лу, современная провинция Шандунг, в Китае. Его жизнь была примером того, как человек сам себя познает, открывает в себе новые грани, сам строит свое будущее. Вера в способность обыкновенного человека стать "притчей во языцех", легендой и даже полубогом, а также абсолютная уверенность в том, что любой человек может стать лучше, умнее и прекраснее, являются основными постулатами философии.
Конфуцианство- это, прежде всего морально-этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в мире. В этом и важность этого учения, поскольку, на учении Конфуции строилось жизнь каждой китайской семьи на протяжении почти двадцати веков.
Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со временем падают. Разбил людей на три группы:
1) Распущенные;
2) Сдержанные;
3) Глупцы.
Приводя примеры, характеризующие поведение людей, принадлежащих к определенной группе, доказал это утверждение и попытался найти причины данного явления, и, как следствие, силы, движущие людьми в процессе жизнедеятельности. Анализируя и делая выводы, Конфуций пришел к мысли, выраженной в одном изречении: " Богатство и знатность - вот к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао (Дао - предел человеческих стремлений) в достижении этого, они этого не достигнут. Бедность и презренность - вот что ненавидят все люди. Если не установить для них Дао в избавлении от этого, они от этого не избавятся ". Эти два, основные, стремления Конфуций считал заложенными в человеке от рождения, то есть биологически предопределенными. Поэтому эти факторы, по мнению Конфуция, определяют как поведение отдельных индивидуумов, так и поведение больших коллективов, то есть и этноса в целом. К природным факторам Конфуций относился отрицательно, и высказывания его на этот счет очень пессимистичны: " Я никогда не встречал человека, который, заметив свою ошибку, решился бы сам осудить себя. " На основе далеко не идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с древнекитайскими учениями, принимавшими идеальность природных творений за аксиому Конфуций.
Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории:
1) Цзюнь
- цзы (благородный муж) - занимает одно
из центральных мест во всем учении. Ему
отведена роль идеального человека, примера
для подражания двум остальным категориям.
2) Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь.
3) Сло
Жэнь (ничтожный человек) - в учении
используется в основном в
сочетании с Цзюнь-цзы, только
в отрицательном значении.
Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке, написав: "Благородный муж думает, прежде всего, о девяти вещах:
Смысл
жизни благородного человека заключается
в достижении Дао, материальное благополучие
отходит на второй план: “Благородный
муж беспокоится лишь о том, что не может
постичь Дао, его не волнует нищета”. Какими
же качествами должен обладать Цзюнь-цзы?
Конфуций выделяет два фактора: “жэнь”
и “вэнь”. Иероглиф, обозначающий первый
фактор, можно перевести как “благорасположенность”.
По мнению Конфуция, благородный человек
должен относиться к людям очень гуманно,
ведь гуманность по отношению друг к другу
является одним из основных положений
учения Конфуция. Составленная им космогоническая
схема рассматривает жизнь как подвиг
самопожертвования, в результате которого
и возникает этически полноценное общество.
Еще один вариант перевода - “человечность”.
Благородный человек всегда правдив, не
подстраивается под других людей. “Человечность
редко сочетается с искусными речами и
умильным выражением лица” Конфуций.
Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно, практически невозможно со стороны. Как считал Конфуций, стремиться к достижению “жэнь”, человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он этого или нет, может также лишь он сам.
“Вэнь” - “культура”, “литература”. Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным, это нереально. Но в то же время Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения “вэнь”: “Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, получается дикость, когда образованность - одна ученость. ” Конфуций понимал, что общество не может состоять из одних “жэнь” - оно потеряет жизнеспособность, не будет развиваться, и, в конце концов, регрессирует. Однако нереально и общество, включающее в себя одних “вэнь” - прогресса не будет и в этом случае. По мнению Конфуция, человек должен сочетать в себе естественные страсти (т. е. природные качества) и приобретенную ученость. Это дано не каждому, и добиться этого может лишь идеальная личность.
Как же узнать, определить принадлежность человека к определенной категории? В качестве индикатора здесь используется принцип “хэ” и противоположного ему “тун”. Этот принцип можно назвать принципом правдивости, искренности, независимости во взглядах.
“Благородный муж стремится к хэ, но не стремится к тун, маленький человек напротив, стремится к тун, но не стремится к хэ”. Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений Конфуция: “Благородный человек вежлив, но не льстив. Маленький человек льстив, но не вежлив”. “Благородный муж стремится к справедливости, поэтому он не может следовать тун. Маленький человек стремится к выгоде, поэтому он не может следовать хэ. Обладатель хэ - человек, лишенный жесткого сердца, обладатель неотъемлемую часть теории управления государством.
В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека, он просто говорит о разделе сфер их деятельности. Сло жэнь, по мнению Конфуция, должны выполнять неподобающие благородным людям функции, заниматься черновой работой. Одновременно Конфуций использовал образ маленького человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные человеческие свойства, он сделал Сло Жэнь примером того, к чему скатится человек, не пытающийся совладать со своими природными страстями, примером, подражания которому все должны избегать.
Во многих изречениях Конфуция фигурирует Дао. Что это такое? Дао - одна из основных категорий древнекитайской философии и этико-политической мысли. Лучше всех это понятие попытался раскрыть знаменитый русский ученый-востоковед Алексеев: " Дао - есть сущность, есть нечто статически абсолютное, есть центр круга, вечная точка вне познаваний и измерений, нечто единственно правое и истинное. Оно - самопроизвольное естество Оно для мира вещей, поэта и наития есть Истинный Владыка... Небесный станок, лепящий формы... Высшая Гармония, Магнит, притягивающий не противящуюся ему человеческую душу.
Таково Дао как высшая субстанция, инертный центр всех идей и всех вещей ". Таким образом, Дао - предел человеческих стремлений, но достичь, его дано не каждому. Но Конфуций не считал, что достичь Дао невозможно. По его мнению, люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от ненавистных состояний, если будут неуклонно следовать “установленному для них Дао”. Сопоставляя Дао и человека, Конфуций подчеркивал, что человек - центр всего его учения.
В своём учении Конфуций дал следующее определение человека и его обязанностей: «Человек отличается от прочих существ разумом, дарованным ему от Неба. Частицы отца и матери, соединяясь в предназначенном для того органе, - суть причины нашего бытия, ибо соединение двух начал - источник тун - человек, обуреваемый льстивыми намерениями. Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим собой, ему чуждо быть со своей компанией. Маленький человек стремится быть заодно со своей компанией, ему чужды гармония и согласие”. Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного Мужа. Приобретая хэ, он приобретал все то, что не могли дать ему вэнь и жэнь,а это самостоятельность мышления, активность и т. д. Именно это превращало его в важную, всего сущего. Новорожденный не есть человек в настоящем смысле этого слова, он делается человеком тогда, когда Небо одарит его разумом и способностью мыслить. Пока это разумное существо пользуется своими телесными и умственными способностями, оно живет, но как только оба начала (духовное и телесное) разъединяются - оно умирает. Постепенно развивается человек, также постепенно и разрушается. Но это разрушение не конечно, оно есть только разложение тела на составные части, из которых каждая возвращается к своему началу: разум возвращается к своему источнику, душа сливается с воздухом, твердые и жидкие частицы тела обращаются в землю и в воду. Человек, как учили древние мудрецы, есть существо особенное, совмещающее в себе качества всех прочих существ. Между прочим, он обладает способностью совершенствоваться или развращаться, смотря по доброму или злому употреблению своей воли. За злые деяния он заслуживает наказания, за добрые - награды.
Заключение.
Учение Конфуция, появившись на основе древнекитайских религиозных и философских учений. Предметом первостепенной важности у Конфуция считается человеческое общество, и, как его составная часть, конкретный живой человек. Одним из первых Конфуций дал свое объяснение силам, движущим человеком. Давая это объяснение, он ввел ряд совершенно новых понятий, неизвестных ранее. Некоторые из них, такие как Цзюнь-цзы и Сло Жэнь, на долгое время определили не только параметры развития политической культуры, но во многом и судьбу духовной культуры всей китайской нации. Впервые в истории культуры была создана реальная модель идеального человека, оказавшая огромное воздействие на форму национального характера и духовной жизни китайской нации. В противоречие предыдущим ему восточным учениям Конфуций высказал мысль о том, что главное в жизни, то есть то, к чему должен стремиться человек, не замыкается на достижении личной гармонии с природой, а включает в себя, прежде всего достижение гармонии с самим собой и гармонии с обществом. Именно Конфуций первым на Востоке высказал мысль о том, что главное для человека - гармония себе подобным.
Информация о работе Концепция идеального человека у Конфуция