Концепция ноосферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:03, реферат

Описание

Ноосфера (от греч. noos — разум) — сфера разума, буквально «мыслящая оболочка». Термин введен в науку в конце 20-х годов нашего века. Однако до сих пор представления о ноосфере остаются крайне противоречивыми. Ноосферное учение признается, с одной стороны, как величайшее научное достижение, более того, как основной закон социальной экологии, с другой — как светлая, но зыбкая мечта об управляемой человеческим разумом окружающей среде или даже утопия. Велики различия и в понимании ноосферного времени.

Содержание

Введение
1. Понятие ноосферы
2. Понятие ноосферной личности
3. Концепция ноосферы В.И. Вернадского
4. Концепция ноосферы Тейяра де Шардена
5. Ноосфера как утопия
6. Реальность ноосферы
7. Ноосфера – сфера разума
8.Человек и ноосферы
Заключение
Список литературы
Список цитируемых произведений

Работа состоит из  1 файл

Концепция ноосферы и её научное обоснование.docx

— 43.94 Кб (Скачать документ)

Такое состояние культурного человечества связано с его духовным ростом и на первом месте с ростом, основанным не на бессознательном массовом творчестве, как это было раньше, но на технике, тесно связанной с наукой»[6]. Термина  «ноосфера» пока нет в арсенале В. И. Вернадского. Речь идет о культуре и новой культурной природе. 

В 1922—1923 гг. эти идеи, подкрепленные исследованиями по биогеохимии очеловеченной природы, прозвучали на лекциях В.И. Вернадского  в Сорбонне. В статье, опубликованной в Париже в 1925 г., суть концепции изложена предельно ясно: «В биосфере существует велйкая геологическая, быть может космическая, сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе... 

Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как  существа общественного...»[7]. 

«...Появление  в биосфере разума, сознания, направляющей воли — -тих основных проявлений человека — не может быть случайным»[8]. «...Человек уничтожил «девственную» природу. Он внес в нее массу неизвестных, новых химических соединений и новых форм жизни — культурных пород животных и растений. 

Он изменил  течение всех геохимических реакций. Лик планеты стал новым и пришел в состояние непрерывных потрясений»[9]. 

Ключевые  положения концепции В.И. Вернадского: а) человечество—великая геологическая  сила; б) эта сила есть разум и  воля человека как существа социально  организованного; в) лик планеты изменен человеком настолько глубоко, что оказался затронутым ее биогеохимический метаболизм; г) человечество эволюционирует в сторону обособления от остальной биосферы. Последний тезис служит оправданием целесообразности перехода человечества на позиции автотрофности, что «...даст ему доселе отсутствующие возможности использования его вековых духовных стремлений... реально откроет перед ним пути лучшей жизни»[10]. Здесь В.И. Вернадский выступает заодно с рядом других российских космистов, мечтавших о человеке, свободном от земных материальных оков. 

Изложенные  идеи тогда же в Париже были горячо восприняты французскими коллегами  — математиком, философом Е. Леруа и геологом, палеоантропологом, теологом П. Тейяром де Шарденом. Для обозначения «очеловеченной биосферы» ими был предложен термин «ноосфера», впервые появившийся в печати в 1925—1927 гг. В.И. Вернадский принял и поддержал его, стал широко использовать в своих последующих трудах. В 1937—1938 гг. он работает над философским и научно-историческим введением к «главной книге жизни» о химическом строении биосферы. Введение вылилось в самостоятельную фундаментальную монографию «Научная мысль как планетное явление». К сожалению, долгие годы она оставалась в черновой рукописи. И только в 1977 г. благодаря усилиям учеников и последователей великого ученого увидела свет. В названной, итоговой для В. И. Вернадского, работе ноосфера чаще всего определяется как «царство разума». 

Идеальная составляющая — лишь одна сторона  ноосферы. Другая — материальная — представлена биосферой, преобразованной человеческим трудом и волей. Научная мысль «...строит и направляет техническую работу человечества»[11]. Под воздействием «культурной биогеохимической» энергии глубоко трансформируются природные режимы энерго и массообмена. Ноосфера оказывается насыщенной разнообразным техновеществом и новыми видами антропогенной энергии. 

Если  синтезировать все характеристики ноосферы, данные В. И. Вернадским, то она  представляется как сфера человеческой культуры с широким спектром духовных и материальных проявлений. Цивилизация  «...культурного человечества... является формой организации новой геологической  силы, создавшейся в биосфере»[12]. Как и в ранних работах, автор  учения о ноосфере связывает ее возникновение и развитие с процессом культурогенеза. 

4. Концепция  ноосферы Тейяра де Шардена 
 

Примерно  в то же время, когда В.И. Вернадский трудился над итоговой «книгой жизни», П. Тейяр де Шарден создал удивительно  своеобразный научно- философский и вместе с тем религиозно-мистический трактат «Феномен человека», основное содержание которого составляет его видение ноосферы. Книга была написана в Пекине, где ее автор оказался не случайно, так как в течение ряда лет вел археологические исследования в Китае. Он один из первооткрывателей синантропа, ставшего важным звеном в эволюционной цепи гоминидов. 
 

По мнению П. Тейяра де Шардена, в ходе развития живой природы «...с гоминизацией начинается новая эра. Земля «меняет кожу». Более того, она обретает душу»[13]. Поэтические образы ноосферы как «мыслящего пласта», «духа Земли», «покрова сознания» пронизывают всю работу ученого и философа, члена ордена иезуитов. В то же время ноосфера — неразрывная часть единой природы, ее закономерное эволюционное производное. Она «...коллективный... продукт... мышления»[14] и «...неодолимый разлив полей и заводов», «эра промышленности, нефти, электричества и атома, эра машин»[15]. 

Так же, как и В.И. Вернадский, Тейяр де Шарден видит в ноосфере взаимозависимые  материальную и идеальную стороны. Оба они отстаивают монистическое  понимание ноосферы. Согласно материалистическому  монизму, мыслящий дух признается как  «высший цвет» материи [16, с. 363]. Существенные расхождения между названными учеными возникают в видении будущего ноосферы. 

5. Ноосфера  как утопия 

 Основоположники  учения о ноосфере верили, что  ее становление ведет к упорядочению  природной и социальной действительности, к более совершенным формам  бытия. Ноосфера возникает как  результат планомерного, сознательного  преобразования биосферы, ее превращения  в качественно новое состояние.  Этот процесс рассматривался  как несомненное благо, несущее  человечеству разрешение трудных  проблем. В.И. Вернадский и даже  Т. де Шарден связывали его  с социалистической организацией  жизни людей, расширяя задачу  преодоления стихийности природы  до общества. В некоторых случаях  ноосфера рассматривалась как  полное устранение зла, как  всеобщая гармония, что особенно  типично для ее космических  вариантов.  

Некоторые направления мысли, близко стоявшие к учению о ноосфере или являющиеся его предпосылками, например, «русский космизм», фактически вообще не подвергаются трезвому анализу. Критический взгляд на них как бы свидетельствует об отсутствии возвышенности духа.  

 Экологические  тенденции современности, однако, столь тревожны, что требуют мыслить  и действовать, несмотря на  теоретические стереотипы. Нужна  коренная перемена представлений  о ноогенезе. Ее исходные посылки: учение о ноосфере с самого начала несло в себе элементы утопии.  

Под общую  закономерность жизни и смерти утопий подпадает учение о ноосфере в  той его части, где оно действительно  утопично. Отсюда же следует, что если на первом этапе становления ноосферы трудно, неоправданно ожидать критического отношения к теоретическомувыражению происходящих процессов, то на этапе их развертывания, когда обнаруживаются дотоле скрытые противоречия, мы обязаны обратиться к рефлексии над теорией.  

 Сейчас  ноосфера находится в стадии  интенсивного развития и по  масштабам присущих ей процессов  соперничает с «чистой» биосферой.  Появилась угроза существованию  природы в качестве самостоятельной  целостности. Между тем отношение  к ноосфере продолжает быть  преимущественно восторженным, будто  ее развитие не стоит ни  в какой связи с кризисом  современной цивилизации. «По мысли В.И. Вернадского, ноосфера – это гармоническое соединение природы и общества, это торжество разума и гуманизма, это слитые воедино наука, общественное развитие и государственная политика на благо человека, это – мир без оружия, войн и экологических проблем, это – мечта, цель, стоящая перед людьми доброй воли, это – вера в великую миссию науки и человечества, вооруженного наукой». Подобное некритическое отношение к ноосфере господствует и в нашем повседневном сознании, в науке и философии.  

6. Реальность  ноосферы 

Каждый  более или менее образованный человек нашего времени, к какой  бы среде деятельности он ни был  причастен, слышал это несколько  таинственное и манящее какими-то глубинными смыслами и надеждой слово: ноосфера. Широким сознанием оно  опознается особой новинкой ХХ века, пожалуй, такой, как для публики прошлого столетия была теория эволюции. Ноосфера для второй половины нашего века –  нередко такая же премудрая и  туманная знаменитость, вызывающая некоторый  трепет, как для первой половины была теория относительности.  

 Суть  идей Леруа и Т. де Шардена заключалась в том, что эволюция в человеке произвела принципиально новое орудие своего дальнейшего развития, подготовленное длительным процессом совершенствования нервной системы; это особая духовно-психическая способность, какой до тогов природе не существовало: разум рефлективного типа, обладающий самосознанием, возможностью глубинно познавать самого себя и мир.  

Каково  же действительное содержание процессов  в «области планеты, охваченной разумной человеческой деятельностью? Становление  ноосферы и возникновение кризисных  ситуаций, угрожающих самому существованию  людского рода – один и тот же процесс. Ноосфера как реальность является искусственной средой, которая теснит и подавляет ареал биологического бытия. Формирование искусственной  среды открыло перед людьми небывалые  возможности для роста материальной обеспеченности, комфорта и безопасности, подняло новую ступень культурное развитие, но оно же ведет к загрязнению  воды и воздуха, опустыниванию почвы, общей деградации естественной среды  обитания. По последствиям для человека чрезмерное разрастание искусственного явления оказываетсясугубо противоречивым, с неясными перспективами.  

 Содержание  разума должно быть нечто, что  воплощаясь, дает орудие. Так как  содержание разума – термины  и их отношения, то можно  сказать: орудия – не что  иное, как материализованные термины,  и потому между законами мышления  и техническими достижениями  могут быть усматриваемы постоянные  параллели. Не случайно, потребность  в обновлении мировоззрения, идеологии,  психологии мы сужаем до потребности  в «новом мышлении». Духовность  начали называть менталитетом, культура  сциентизируется. Поэтому, приходится признать, подлинным денотатом ноосферы является искусственная реальность, образующий фактор которой, в широком смысле слово – технология. Основное глобальное противоречие, между естественным и искусственным, между универсумом природы и универсумом деятельности. Оно существовало с момента появления человечества, в настоящее время обострилось до критического состояния.  

 Мир  переполнен нагнетанием различных  угроз человеку как биологическому  виду. Не будем их приращивать.  Все они обобщаются в возможности  нарушения экологического баланса  планеты, после чего начнутся  необратимые хаотические процессы. Наиболее вероятным пусковым  фактором может стать истощение  озонового слоя атмосферы. Количество  фторсодержащих углеводородов в  ней продолжает увеличиваться,  угрожая здоровью всего живого  на земле, в том числе растений. Как бы в ответ на эту  и другие угрозы человек уже  сейчас старается «защититься»  от среды, где он должен жить: в быт входят установки искусственного  климата, кондиционеры, ионизаторы  и прочие очистители, вплоть до  противогазов. Доведение подобных  тенденций до логического конца  означает замыкание человека  в своей квартире или рабочем  помещении как в кабине космического  корабля. Улицу он перебегает  как вражескую территорию.  

 Ноосферакак гармония – аналог политической утопии коммунизма и прочих, более ранимых мечтаний о рае. В соответствии с духом времени она опирается на науку. Так к ней и надо относится, хотя против надежд и утопий вообще выступать нет смысла. Они полезны в той мере, насколько, смягчая трагические реалии, помогают жить. Когда же утопия мешает трезвому взгляду на вещи, то она может стать опаснее того, от чего спасает. Нужны реалистические надежды, функциональные утопии, надежды, что возможно длительное совместное развитие биосферы и ноосферы, при которой скорость преобразования окружающей среды будет не выше скорости нашего приспособления к ней. За эти надежды надо бороться, так как они – условие выживания человечества.

7. Ноосфера  – сфера разума 

 Название  ноосфера происходит от греческого  «ноос» – разум и обозначает, таким образом, сферу разума. Однако представление о ноосфере в настоящее время не является однозначным.  

 В.И.  Вернадский,развивая учение о биосфере, придавал понятию ноосферы глубоко научное содержание, которое должно учитываться в процессе перестройки среды и общества.В этом отношении ноосферу следует рассматривать как высшую стадию развития биосферы, связанную развитием в ней человеческого общества, которое, познавая законы природы и развития и развивая технику до самого высокого уровня ее возможностей, становится крупной планетарной силой, превышающей по своим масштабам все известные геологические процессы вместе взятые. При этом человечество оказывает решающее влияние на протекание всех процессов в биосфере, глубоко изменяя ее своим трудом. Научное и практическое значение деятельности В.И. Вернадского – основателя учения о биосфере состоит в том, что он впервые во всеоружии знаний глубоко обосновал единства человека и биосферы.Сама живая материя как носитель разума составляет небольшую часть биосферы по весу. Возникновение человека и человеческого общества явилось результатом живого вещества в пределах биосферы.  

Информация о работе Концепция ноосферы