Континуалистская научная программа античной натурфило-софии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 23:57, контрольная работа

Описание

Античная натурфилософия. Очевидно, что эта философская школа всегда отражала современное ей состояние знаний о природе. В античности осмысление человеком явлений окружающего мира было представлено мифологией, а научный, то есть, критический подход, идеи о возможности постановки и повторения опытов – только зарождались.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….

ПРЕДСТАВИТЕЛИ АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ…………………………..

КОНТИНУАЛИСТСКАЯ ПРОГРАММА АРИСТОТЕЛЯ…………………………..

Бытие как объективная совокупность вещей……………………………………….

Основание физики…………………………………………………………………………

Прояснение сущности научного познания…………………………………………….

Разработка формальной логики как теории доказательства…………………………

Рационалистическая космология…………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Надя.docx

— 41.67 Кб (Скачать документ)

     Аристотель  выделяет четыре формы движения:

1) изменение в субстанции есть возникновение или разрушение;

2) изменение в качестве — превращение;

3) изменение в количестве — возрастание или убывание;

4) изменение по месту — перемещение.

Из рассмотренного следует, что движение можно определить  как изменение вообще.

     2. Понятие пространства  и времени. Объекты движутся не в небытии, которого не существует, но в некоем "где", т.е. месте. По Аристотелю, есть не просто место, но "место природное", к которому тяготеет всякая вещь, всякий элемент по своей натуре: огонь и воздух тяготеют "вверх", земля и вода — "вниз". Пространство — это граница, в котором находится тело, его вместилище. В принципе не существует пустоты, т.к. пустота — это пространство, ничем не заполненное. А этого по определению быть не может. Время также связано с движением. Это приводит к тому, что мы не замечаем самого времени. Движение, по общей характеристике, — это процесс, в котором различимы "сначала" и "потом". Но и время тесно связано с моментами "сначала" и "потом". Отсюда знаменитое определение: "время — это исчисление движения на "сначала" и "потом". Отметим, что у Аристотеля время связано с душой, поскольку восприятие "сначала" и "потом", а, значит, исчисление движения, предполагает необходимым образом душу. "Когда мы мыслим движение крайнее как отличное от среднего, а душа подсказывает, что моментов два, т.е. "сначала" и "потом", то мы говорим, что между двумя моментами есть время, поскольку время представляется тем, что определено мгновением, и это остается как основание". Однако, если душа — это духовное исчисляющее начало, а значит, условие различения сосчитанного и числа, то душа же выступает и непременным условием времени.

Прояснение  сущности научного познания

     Всякое  познание начинается с чувственного восприятия, со ступени, общей человеку с животными. Вторая ступень — ступень опыта, общая человеку и некоторым, хотя уже не всем, животным. Опыт возможен благодаря повторяемости чувственных восприятий и накоплению их в памяти. Аристотель так определяет опыт: это «ряд воспоминаний об одном и том же предмете». Как и первая ступень — чувственные восприятия, вторая ступень — опыт дает нам «знание индивидуальных вещей» Следующая ступень восхождения к знанию - ступень «искусства» (технэ). Это не изобразительное и не изящное искусство, а особая ступень познания, имеющая основу в практике, ибо «искусство» возникает на основе опыта («опыт создал искусство»). Если опыт — знание индивидуальных вещей, то «искусство» — знание общего и причин. Владеющие «искусством» люди являются более мудрыми, чем люди опыта, потому что «они владеют понятием и знают причины». Наконец, следует ступень наук.

     Сущность  научного познания. Как специфический род бытия научное знание отличается, по Аристотелю, тремя основными чертами. Эти черты: 1) доказательность — всеобщность и необходимость; 2) способность объяснения; 3) сочетание единства со степенями подчинения.

     Начнем  с первой черты науки — ее доказательности. По определению самого Аристотеля, наука есть вид бытия, способный доказывать. Само же доказательство состоит в получении заключения из истинных, необходимых и относящихся к предмету доказательства начал. Доказательство невозможно ни о случайном бытии, ни о том, что возникает и разрушается а лишь об общем. Если же общего нет налицо, то предмет доказательства — это, по крайней мере, то, что случается всего чаще. Из текстов видно, что общее сливается у Аристотеля с необходимым и что необходимость может быть даже в том, что встречается только часто и отнюдь не постоянно.

     Способность науки к определению сущности и всеобщность применения усматриваемых  ею положений обусловливает объяснительный характер знания. Задача научного знания заключается, во-первых, в фиксировании некоего обстоятельства, или факта. Во-вторых, задача науки — в выяснении причины. Знание предполагает, что известна причина, в силу которой вещь не только существует, но и не может существовать иначе, чем как она существует. В-третьих, знание есть исследование сущности факта. В плане бытия необходимая причина может быть только сущностью вещи. В плане познания или в логическом плане она может быть лишь началом (принципом) в отношении к его логическим следствиям. Собственно, доказательство и есть познание этой причины: «Если тот, кто при наличии доказательства не имеет понятия о том, почему есть, то он [предмета] не знает». Наконец, в-четвертых, знание есть исследование условий, от которых зависит существование или несуществование факта.

     Третья  черта знания — его единство, соединенное с подчинением одних знаний другим.

     Также добавим, что Аристотель утвердил своеобразный занон организации научного исследования, которое должно включать в себя следующие элементы: история вопроса, постановка проблемы, аргументы "за" и "против", обоснование решения.

     Разработка  формальной логики как  теории доказательства

     Аристотель  — отец формальной логики как систематизированной науки о мышлении и его законах. Аристотель занимал двоякую позицию по отношению к миру: он воспринял идеализм Платона, а по характеру был реалистом (т.е. рассматривал в качестве подлинного бытия чувственно данный мир). Из учения Платона (говорившего, что истинное бытие является идеальным, а истинное знание всеобщим) он воспринял только половину: сохранил теорию знания, но отбросил теорию бытия. Он отрицал, что существуют идеи вне единичных вещей; в то же время признавал, что знание содержится в общих понятиях. Аристотель основывался на том, что бытие единично, а знание обще.

     Платоновский  дуализм, делящий бытие на два  мира — мир идей и мир вещей, отходит на второй план; вместо него создается новый дуализм —  бытия и знания. Научные исследования разделились по двум направлениям: учение о знании и учение о бытии; логика, подразумевающая всеобщее знание, отделилась от метафизики, направленной на единичное бытие.

     Сам Аристотель называл свою науку о  мышлении аналитикой и его главные логические работы называются «Первая аналитика» и «Вторая аналитика». Необходимо подчеркнуть, что логика для Аристотеля — не самостоятельная специальная наука, а инструмент всякой науки. В качестве логика Аристотель формулирует основные законы мышления, определяет, что есть истина и что есть ложь, дает определение суждению и устанавливает виды суждений, определяет силлогизм (вид дедуктивного умозаключения), устанавливает три фигуры силлогизма и их модусы, исследует три вида доказательства, описывает типичные ошибки при доказательстве, как невольные (паралогизмы), так и намеренные (софизмы). Он исследует также индукцию и аналогию.

Рационалистическая  космология

     Основу  естественнонаучных воззрений Аристотеля составляет его учение о материи и форме. Мир состоит из вещей, каждая отдельная вещь является соединением материи и формы. Напомним, что материя сама по себе — бесформенное, хаотическое, пассивное начало: это материал, т.е. то, из чего возникает вещь, ее субстрат. Чтобы стать вещью, материя должна принять форму, некое идеальное, конструирующее, моделирующее начало, которое придает вещам определенность и конкретность. Как материя, так и форма вечны. По Аристотелю, каждая вещь — соединение материи и формы. При этом материя данной вещи является в свою очередь формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит. Переходя таким образом в глубь вещества, к все более простым телам (например, от здания к кирпичам, от глины к элементам, из которых она состоит, и т.д.), приходят к абстрактной «первоматерии». Первоматерия лишена всякой формы, всяких свойств и качеств. Это — субстанция, не имеющая определенности. Соединяясь с простейшими формами, она образует первые элементы, из которых состоят все вещи. Простейшие формы — теплое, холодное, сухое и влажное. Соединяясь с первоматерией, они образуют четыре первоэлемента: огонь, воздух, вода и земля. Первоэлементы в мире расположены в определенном порядке; который задает структуру Космоса.

     Каждый  первоэлемент имеет свое место. В  центре мира находится элемент земли,  который образует нашу планету. Земля является центром Вселенной, она неподвижна и имеет сферическую форму. Принцип центрального и неподвижного положения Земли во  Вселенной является краеугольным в аристотелизме и на много столетий определил господство геоцентрической системы в астрономии. Вокруг Земли распределена вода, затем воздух, затем огонь. Огонь простирается до орбиты Луны — первого небесного тела. Выше Луны — надлунный, божественный мир, который принципиально отличен от мира подлунного, действует по иным закономерностям. В этом мире все тела состоят из эфира. Эфир неизменен, он не превращается в остальные элементы.

     В божественном, надлунном небе существует лишь один вид движения — равномерное непрерывное круговое движение небесных тел. Небесные тела вращаются вокруг Земли по круговым орбитам, они прикреплены к материальным, сделанным из эфира, вращающимся сферам. Существуют сферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна и сфера неподвижных звезд. За последней находится перводвигатель — Бог, который и придает движение сферам. Космос — конечен и вечен; он никогда не родился и никогда не погибнет, никогда не возникал и принципиально неуничтожим. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В натурфилософии Аристотеля важное место  принадлежит целевой причине, которая была устранена из физики, начиная с XVII в. Согласно Аристотелю, всякое движение и изменение имеет в качестве своей причины в конечном счете стремление тела к некоторой объективно данной цели, которая всегда есть нечто другое, чем само движущееся тело, нечто высшее по отношению к нему. Это равно относится как к живой, так и к неживой природе: всякое сущее стремится к тому, чтобы обрести высшее из возможных для него состояний. Для небесных тел - это круговое движение, определяемое другим по отношению к небесному телу, а именно тем центром, вокруг которого, стремясь уподобиться его неподвижности, небесные тела совершают равномерное движение. Для природных стихий - это их естественные места, к которым они, будучи предоставлены самим себе, влекутся, чтобы обрести там желанный покой. Иерархическая структура, определяющая порядок космоса, в качестве своей вершины имеет вечный неподвижный двигатель; в конечном счете он и есть та высшая цель, к которой - каждое по-своему, в зависимости от его природы - устремлено все сущее. Чем ближе существо к цели, ради которой оно существует, тем более оно переходит из состояния потенциальности к актуальности, а стало быть к самотождественности и покою, ибо блаженство, с точки зрения Аристотеля, есть обретение внутренней полноты и совершенства, а значит покой не есть покой смерти, но, напротив, приобщение к полноте актуального блага, коем всегда преисполнена высшая сущность - Бог. Таким образом, в перипатетической физике все сущее стремится но столько к собственному самосохранению, сколько к соединению с тем, что выше его и что составляет предмет его стремлений - бессознательных, как в неорганической и органической природе, или сознательных, как у человека. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абишев К.А. Философия. - А., 2001.
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия – М., 1999.
  3. Антология мировой философии. - М., 1969.
  4. История философии в кратком изложении. - М., 1991.
  5. Кемеров В.Е. Введение в социальную философии. - М., 1996.
  6. Крапивинский С.Э. Социальная философия. - Волгоград, 1995.
  7. Лавриненко   Социальная философия - М. 1992.
  8. Мукашев З.А. Опыт дисциплинарной философии. - А, 1996.
  9. Рассел Б. История западной философии. - М.,1999.
  10. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.
  11. Философия./Под ред. Кохановского В.А. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  12. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  13. Хрестоматия по философии – М., 1997.

Информация о работе Континуалистская научная программа античной натурфило-софии