Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:16, контрольная работа

Описание

1. Каково определение общественного сознания? Какие формы общественного сознания принято выделять?
2. Каково взаимоотношение между общественным и индивидуальным ти-пами сознания?

Работа состоит из  1 файл

Общественное сознание.docx

— 27.96 Кб (Скачать документ)

1. Каково определение общественного сознания? Какие формы общественного сознания принято выделять?

различные стороны, каждая из которых представляет  собой относительно самостоятельное  духовное Общественное сознание представляет собой довольно сложное явление. В нем можно выделить образование и в то же время связана  с другими его сторонами как прямо, непосредственно, так и косвенно.

В современной социальной философии выделяют такие формы  общественного сознания, как политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, научное и философское сознание. Каждая из них отражает соответствующие  стороны общественной жизни и  как бы воспроизводит их духовно. При этом сохраняется относительная  самостоятельность всех форм общественного  сознания, которые в той или  иной мере воздействуют на происходящие в обществе политические,  экономические   и   другие процессы.

2. Каково взаимоотношение  между общественным и индивидуальным ти-пами сознания?

Общественное сознание — в марксизме. отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознание как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной частью надстройки и выражает его духовную сторону.

3. В чем специфика  дескриптивного и прескриптивного знания, каково их взаимоотношение?

Содержание всех форм общественного сознания является соответствующее  значение. При этом важно различать 2 основных типа знания: дескриптивное и прескриптивное. Дескриптивное знание (от лат. дескрипция - описание) - это описательное, фактуальное знание, которое задает определенную модель мира и выражается суждениями со связкой «есть». Например, «дерево есть зеленое» или «собака бежит по улице». В обоих случаях соответствующим высказыванием задается определенная ситуация, определенная модель мира, в обоих случаях используется суждения со связкой «есть».    

Прескриптивное знание (от лат. прескрипция - предписание) - это предписывающее, нормативное знание, которое задает определенную модель поведения и выражается суждениями со связкой «должен». Например «Сергей должен бросить курить».

Дескриптивное знание - это знание, которое подлежит оценке по параметру «истинность - ложность». Если модель мира, задаваемая данной дескрипцией, соответствует реальной ситуации в  мире, то дескриптивное выказывание  считается истинным, если - нет, то - ложным. В отличие от дескриптивного, прескриптивное знание не подлежит оценке по параметру «истинность - ложность». Модель поведения не является сама по себе ни истинной, ни ложной. Важно таким образом, отметить, что далеко не любое знание может быть подвергнуто оценке с точки зрения истинности.

4. Что позволяет  выделить такие группы форм  общественного сознания как религия,  философия, наука, искусство, с  одной стороны, и, с другой стороны, мораль и право.

     Формы общественного сознания зависят  от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и  т. д. Поэтому они всегда тесно  связаны с определенного типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др.

     Функция  познания  мира,  основная  для   науки,  свойственна  также   и

искусству, но направлена она преимущественно  на  познание  духовного  мира.

    Однако  искусство  выполняет  и   множество  других,  разительно  отличающихся

мужду собой функций.  Они являются  следствием  одной “суперфункции”  или

“метафункции”, носящей более абстрактный характер  и определяющей  основное

назначение  искусства  как  метода:  утверждение  интуитивного  суждения   в

противовес  логике.  Это  необходимо  человечеству,  ибо  только  совместное

использование обоих методов  может обеспечить  полноту  познания и  выбор

решения  в  необозримом  множестве  проблем  во  всех  сферах   человеческой

деятельности,  от  личных  бытовых до  широкомасштабных,  “стратегических”,

общесоциальных.   Противопоставление   науки   и   искусства   имеет   чисто

психологическую природу. В действительности они  взаимодополняют  друг  друга

и их сосуществование  естественно. Сложнее вопрос о взаимоотношениях науки  и

искусства   с   религией.

Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством, им же отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права; правотворчество - его исключительная прерогатива. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

Конечно, процесс  правообразования идет не только «сверху», но и «снизу», вырастает из народных глубин, обычаев, традиций, юридической практики, прецедентов, но в конечном счете правовые нормы «преподносятся» обществу все же затем от имени государства как его официального представителя.

5. В чем  специфика искусства как формы  общественного сознания?

Искусство играет значительную роль в духовном развитии общества. Оно представляет собой одну из основных форм общественного  сознания. Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни. Формами существования и развития общественного сознания являются и правосознание, и идеология, и мораль, и религия, и философия, и наука вообще. И, разумеется, искусство.

Специфика искусства как формы общественного  сознания определяется его предметом, художественно-образной формой отражения  действительности и выполняемыми им функциями в обществе.

6. Чем объединяются  и чем различаются философия  и наука как формы общественного  сознания?

Философское сознание — это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи.

Научное сознание — это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях.

здесь без знания философии, идеологии и политики не обойтись. В общественных науках о сущности и значении этих понятий с момента их возникновения существуют различные толкования и мнения. Но нам целесообразнее начать анализ поставленной проблемы с философии. Это оправдано не столько тем, что по времени появления философия предшествует всем другим наукам, сколько тем — и это является определяющим, — что философия выступает тем фундаментом, основой, на которые опираются все другие социальные, т.е. занимающиеся изучением общества, науки. 

7. В  чем заключается определяющая  функция философии как формы  общественного сознания? Каковы  основные вопросы философии?

общественного сознания, в частности с наукой, нужно хотя бы в приблизительной  форме попытаться определить, что  же представляет собой предмет философии  самой но себе, без сравнения с  другими формами духовной активности человека. Ведь не начинаем же мы описание, например, физики с выяснения вопроса о ее соотношении с философией, но попытаемся, прежде всего, установить специфику предмета и метода физического познания, и лишь затем закономерно возникает вопрос и о его соотношении с философской проблематикой.

Философия - это такая область духовной деятельности человека, которая основывается и на особом, философском типе мышления, лежащем в основе именно философского познания (о котором мы уже частично говорили), и на самостоятельности предмета философии. Причем если специфика философского типа мышления практически ни у кого не вызывала сомнения (даже противники философии признают за ней свой тип мышления, который, впрочем, активно ими критикуется,-- но это уже другой вопрос), то наличие у философии своего особого предмета познания оспаривалось и до сих пор оспаривается многими исследователями, особенно теми, кто абсолютизирует значение

Основные вопросы  философии онтологический и гносеологический аспекты. Марксизм выделяет два основных варианта решения основного вопроса философии:

  • материализм — примат материи над сознанием,
  • идеализм — примат идеи над материей.

 метафилософская и историко- философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной, если не единственной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе. 

8. Что собой представляют такие понятия в системе философского знания как: монизм, дуализм, плюрализм, онтология, гносеология, аксиология, материализм (вульгарный, метафизический, диалектический), идеализм (объективный, субъективный), агностицизм?

Мони́зм (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью

Дуализм — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру.

Плюрализм — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму.

        Онтоло́гия Бытие как тема философии. Изменчивость и устойчивость бытия. Понятие     материи, "первоначала", "существования" и "присутствия". Существование и структура   вещи. Платоновская модель соотношения устойчивости и изменчивости бытия. Жизнь как реальность

Гносеоло́гия "Живое созерцание" или чувственное познание, его особенности, формы и роль в процессе познания. Роль чувственного отражения действительности в обеспечении всего человеческого познания. Абстрактно-мысленное постижение мира, его формы и роль в познании. 

Аксиология  изучает вопросы, связанные с  природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей  между собой, с социальными и  культурными факторами и структурой личности.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"