Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:16, контрольная работа
1. Каково определение общественного сознания? Какие формы общественного сознания принято выделять?
2. Каково взаимоотношение между общественным и индивидуальным ти-пами сознания?
1. Каково определение общественного сознания? Какие формы общественного сознания принято выделять?
различные стороны, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельное духовное Общественное сознание представляет собой довольно сложное явление. В нем можно выделить образование и в то же время связана с другими его сторонами как прямо, непосредственно, так и косвенно.
В современной социальной
философии выделяют такие формы
общественного сознания, как политическое,
правовое, моральное, эстетическое, религиозное,
научное и философское
2. Каково взаимоотношение между общественным и индивидуальным ти-пами сознания?
Общественное сознание — в марксизме. отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознание как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной частью надстройки и выражает его духовную сторону.
3. В чем специфика
дескриптивного и прескриптивно
Содержание всех форм общественного сознания является соответствующее значение. При этом важно различать 2 основных типа знания: дескриптивное и прескриптивное. Дескриптивное знание (от лат. дескрипция - описание) - это описательное, фактуальное знание, которое задает определенную модель мира и выражается суждениями со связкой «есть». Например, «дерево есть зеленое» или «собака бежит по улице». В обоих случаях соответствующим высказыванием задается определенная ситуация, определенная модель мира, в обоих случаях используется суждения со связкой «есть».
Прескриптивное знание (от лат. прескрипция - предписание) - это предписывающее, нормативное знание, которое задает определенную модель поведения и выражается суждениями со связкой «должен». Например «Сергей должен бросить курить».
Дескриптивное знание - это знание, которое подлежит оценке по параметру «истинность - ложность». Если модель мира, задаваемая данной дескрипцией, соответствует реальной ситуации в мире, то дескриптивное выказывание считается истинным, если - нет, то - ложным. В отличие от дескриптивного, прескриптивное знание не подлежит оценке по параметру «истинность - ложность». Модель поведения не является сама по себе ни истинной, ни ложной. Важно таким образом, отметить, что далеко не любое знание может быть подвергнуто оценке с точки зрения истинности.
4. Что позволяет
выделить такие группы форм
общественного сознания как
Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определенного типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др.
Функция познания мира, основная для науки, свойственна также и
искусству, но направлена она преимущественно на познание духовного мира.
Однако искусство выполняет и множество других, разительно отличающихся
мужду собой функций. Они являются следствием одной “суперфункции” или
“метафункции”, носящей более абстрактный характер и определяющей основное
назначение искусства как метода: утверждение интуитивного суждения в
противовес логике. Это необходимо человечеству, ибо только совместное
использование обоих методов может обеспечить полноту познания и выбор
решения в необозримом множестве проблем во всех сферах человеческой
деятельности, от личных бытовых до широкомасштабных, “стратегических”,
общесоциальных. Противопоставление науки и искусства имеет чисто
психологическую природу. В действительности они взаимодополняют друг друга
и их сосуществование естественно. Сложнее вопрос о взаимоотношениях науки и
искусства с религией.
Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством, им же отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права; правотворчество - его исключительная прерогатива. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.
Конечно, процесс правообразования идет не только «сверху», но и «снизу», вырастает из народных глубин, обычаев, традиций, юридической практики, прецедентов, но в конечном счете правовые нормы «преподносятся» обществу все же затем от имени государства как его официального представителя.
5. В чем специфика искусства как формы общественного сознания?
Искусство играет значительную роль в духовном развитии общества. Оно представляет собой одну из основных форм общественного сознания. Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни. Формами существования и развития общественного сознания являются и правосознание, и идеология, и мораль, и религия, и философия, и наука вообще. И, разумеется, искусство.
Специфика
искусства как формы
6. Чем объединяются
и чем различаются философия
и наука как формы
Философское сознание — это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи.
Научное сознание — это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях.
здесь
без знания философии, идеологии
и политики не обойтись. В общественных
науках о сущности и значении этих понятий
с момента их возникновения существуют
различные толкования и мнения. Но нам
целесообразнее начать анализ поставленной
проблемы с философии. Это оправдано не
столько тем, что по времени появления
философия предшествует всем другим наукам,
сколько тем — и это является определяющим,
— что философия выступает тем фундаментом,
основой, на которые опираются все другие
социальные, т.е. занимающиеся изучением
общества, науки.
7. В чем заключается определяющая функция философии как формы общественного сознания? Каковы основные вопросы философии?
общественного сознания, в частности с наукой, нужно хотя бы в приблизительной форме попытаться определить, что же представляет собой предмет философии самой но себе, без сравнения с другими формами духовной активности человека. Ведь не начинаем же мы описание, например, физики с выяснения вопроса о ее соотношении с философией, но попытаемся, прежде всего, установить специфику предмета и метода физического познания, и лишь затем закономерно возникает вопрос и о его соотношении с философской проблематикой.
Философия - это такая область духовной деятельности человека, которая основывается и на особом, философском типе мышления, лежащем в основе именно философского познания (о котором мы уже частично говорили), и на самостоятельности предмета философии. Причем если специфика философского типа мышления практически ни у кого не вызывала сомнения (даже противники философии признают за ней свой тип мышления, который, впрочем, активно ими критикуется,-- но это уже другой вопрос), то наличие у философии своего особого предмета познания оспаривалось и до сих пор оспаривается многими исследователями, особенно теми, кто абсолютизирует значение
Основные вопросы философии онтологический и гносеологический аспекты. Марксизм выделяет два основных варианта решения основного вопроса философии:
метафилософская и историко-
философская
концепция в философии марксизма, согласно которой основной,
если не единственной проблемой философии
на протяжении всей её истории является
вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа
к природе.
8. Что собой представляют такие понятия в системе философского знания как: монизм, дуализм, плюрализм, онтология, гносеология, аксиология, материализм (вульгарный, метафизический, диалектический), идеализм (объективный, субъективный), агностицизм?
Мони́зм (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью
Дуализм — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру.
Плюрализм — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму.
Онтоло́гия Бытие как тема философии. Изменчивость и устойчивость бытия. Понятие материи, "первоначала", "существования" и "присутствия". Существование и структура вещи. Платоновская модель соотношения устойчивости и изменчивости бытия. Жизнь как реальность
Гносеоло́гия "Живое созерцание" или чувственное познание, его особенности, формы и роль в процессе познания. Роль чувственного отражения действительности в обеспечении всего человеческого познания. Абстрактно-мысленное постижение мира, его формы и роль в познании.
Аксиология
изучает вопросы, связанные с
природой ценностей, их местом в реальности
и структурой ценностного мира, то
есть о связи различных ценностей
между собой, с социальными и
культурными факторами и