Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:28, контрольная работа

Описание

Многовековой опыт развития философии убеждает, что существует центральная философская тема, вокруг которой группируются все другие темы, проблеммы, вопросы философии. Это тема о человеке.
Философы постоянно возвращались к тому сознанию, что разгадать тайну о человеке и значит разгадать тайну бытия. Познай самого себя и через это познаешь мир. Все попытки внешнего познания мира, без погружения в глубь человека, давали лишь знание поверхности вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке.

Содержание

Почему проблема человека является центральной в философии?…………………..2
Разъясните смысл понятий «дух», «душа», «тело» и их взаимосвязь……………….5
Что такое отчуждение, каковы его причины?………………………………………...9
Можно ли преодолеть отчуждение и как?…………………………………………...11
В чем заключается сущность творчества?…………………………………………...13
Список используемой литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

Душа неотделима от тела; ясно также, что неотделима какая- либо часть ее, если душа по природе  имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей. Но

конечно, ничто  не мешает, чтобы некоторые части  души были отделимы от  тела, так  как они не энтелехия какого-либо тела в том же смысле, в каком  корабельник есть энтелехия судна.

     Человек, занимающий высшее место в природе, отличается от других животных наличием разум (разумной души). И структура его души, и  строение тела соответствуют этому более высокому положению. Оно сказывается в прямохождении, наличии органов труда и речи, в наибольшем отношении объема мозга к телу, в обилии “жизненной теплоты” и т.д. познание выступает деятельностью ощущающей и разумной души человека. Ощущение или восприятие - это изменение, которое производится воспринимаемым телом в душе через посредство тела воспринимающего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 3.

    ОТЧУЖДЕНИЕ  – процесс превращения своего в чужое. Отчуждение связано с тем, что в процессе деятельности человек вынужден фиксировать результаты своей деятельности предметно или в языке. Впоследствии эти предметы начинают жить самостоятельной жизнью и выступать по отношению к своему автору и создателю, как чужие. К.Маркс видел причины отчуждения в наличии частной собственности и противоречиях труда, полагая, что в коммунистическом сообществе отчуждение возможно преодолеть. В марксизме отчуждению противостоит освоение и распредмечивание.  

    Отчужденный труд К.Маркс рассматривает  в 4 аспектах:

    1. Рабочий использует материалы, взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты труда. Ни исходные материалы, ни продукты ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше рабочий работает, тем больше мир предметов, не принадлежащих ему. Природа делается для рабочего только средством труда, а предметы, которые создаются в производстве - средством жизни, физического существования. Рабочий полностью от них зависит.

    2. Процесс труда для рабочего принудителен. Но такой труд - это не удовлетворяет потребности в труде, а только средство для удовлетворения других потребностей. Только вне труда рабочий распоряжается собой - т.е. свободен. Таким образом, он свободен только осуществляя жизненные функции, общие у человека с животными. А труд - форма деятельности, специфическая для человека, для рабочего представляется унижением в себе человека.

    3. Труд подневольный отнимает у человека его “родовую” жизнь. Род человека живет в природе. Жизнь человека неразрывно связана с природой. Эта связь - деятельный контакт с природой, в которой главное - труд, производство: ”...производственная жизнь и есть родовая жизнь”. Но для рабочего труд - лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Рабочий относится к прир оде и производству не как свободный человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь и человеческая сущность.

    4. Подневольный труд порождает отчуждённость между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться. Непосредственным следствием того, что человек отчужден от продукта своего труда, от своей жизнедеятельности, от своей родовой сущности, является отчуждение Человека от человека. Когда человек противостоит самому себе, то ему противостоит другой человек. То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, к продукту своего труда и к самому себе, то же можно сказать и об отношении человека к другому человеку, а также к труду и к предмету труда другого человека.3

       

     Вторым  фактом является  существование  частной собственности. Частная  собственность - основа экономической  жизни. На частнособственической экономике  держится вся история. Это значит, что экономическая история - ключ к пониманию человеческой жизни как таковой. “Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство... суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону”. Жизнь людей в условиях отчуждения калечит их, делает “частичными индивидами” или неразвитыми, недочеловеческими существами. “Частная собственность сделала нас настолько глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь когда мы обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем - употребляем... Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 4.

     Различные философские школы по разному  предлагают решать проблему отчуждения: через художественное творчество, через соавторство произведению и тексту, через «выход за пределы человека», через революционную (в том числе «шизофреническую» и «маргинальную» деятельности). Религиозное решение проблемы отчуждения решается ответом на вопрос о спасении души человека, т.е. возможностью восстановления единства с Богом.

     Человек есть существо противоречивое и находится в конфликте с самим собой. Человек ищет свободы, в нем есть огромный порыв к свободе, и он не только легко попадает в рабство, но и он любит рабство... Экономическое рабство человека бесспорно означает отчуждение человеческой природы и превращение человека в вещь. В этом Маркс прав. Но для освобождения человека его духовная природа должна ему быть возвращена, он должен сознавать себя свободным и духовным существом материальным и экономическим, духовная же его природа признается иллюзией сознания, обманной идеологией, то человек остается рабом и раб по природе. Человек в мире объективированном может быть только относительно, а не абсолютно свободным, и свобода его предполагает борьбу и сопротивление необходимости, которую он должен преодолевать. Но свобода предполагает духовное начало в человеке, сопротивляющееся порабощающей необходимости. Свобода, которая будет результатом необходимости, не будет подлинной свободой.

      Устранение  отчуждения. Универсальный  человек. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение человеку собственной подлинной сущности. Маркс связывает его с общими преобразованиями, с освобождением которое в основе имеет уничтожение отчужденческого труда. Что будет, если человек начнет производить как человек, т.е. не подневольно.  В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших сторон.

      Характеристика  присвоения человеком собственной сущности, или превращение труда из принудительного в человеческий рассматривает Маркс по тем же параметрам, что и процесс отчуждения:

  1. по присвоению предмета труда и его результата
  2. по освобождению самой деятельности
  3. присвоение человеком труда общей родовой сущности
  4. гармонизации отношений между людьми.

      Здесь Маркс создает грандиозную по своему пафосу картину человека, живущего в единстве с природой, преобразующего природу в соответствии с ее законами. Гармония с внешней природой осуществляется в деятельности, в которой человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по законам красоты. Внутренняя природа человека так же преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть гармоничный результат всей истории человеческого общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музыкально развитое ухо, художественно развитый глаз) - творческие способности.

        Универсально развитый, жив в  единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человек - таков идеальный философский образ, рисующийся Марксом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 5.

   ТВОРЧЕСТВО – продуктивность человеческой деятельности; способность создавать новое, ранее не бывшее, удовлетворяющее потребности общества и развивающее сущностные силы человека, его способности и мастерство.

   Творчество  не есть переход мощи творящего в  иное состояние и тем ослабление прежнего состояния – творчество есть создание новой мощи из небывшей, до того не сущей. И всякий творческий акт по существу своему есть творчество из ничего, т.е. создание новой силы, а не изменение и перераспределение старой. Во всяком творческом акте есть абсолютная прибыль, прирост.4

   Проникновение в тварность бытия приводит к  осознанию противоположности между творчеством и эманацией. Если мир творится Богом, то есть творческий акт и творчество оправдано. Если мир лишь эманирует из Бога, то творческого акта нет и творчество не оправдано.

   В подлинном  творчестве ничто не убывает, а всё лишь прибывает, подобно тому как в Божьем творчестве мира не убывает Божественная мощь от своего перехода в мир, а прибывает мощь новая, не бывшая.

   Творчество  неотрывно от свободы. Лишь свободный  творит. Из необходимости рождается  лишь эволюция; творчество рождается лишь из свободы. Когда мы говорим на нашем несовершенном человеческом языке о творчестве из ничего, то мы говорим о творчестве из свободы.

   Творчество  – необъяснимо. Творчество – тайна. Тайна творчества есть тайна свободы. Тайна свободы – бездонна и неизъяснима, она – бездна. Так же бездонна и неизъяснима тайна творчества.5  В творческой свободе есть неизъяснимая и таинственная мощь созидать из ничего, недетерминированно, прибавляя энергию к мировому круговороту энергии.

   Творчество  есть то, что идёт изнутри, из бездонной и неизъяснимой глубины, а не извне, не из мировой необходимости. Само желание сделать понятным творческий акт, найти для него основание есть уже непонимание его. Понять творческий акт и значит признать его неизъяснимость и безосновность. Желание рационализировать творчество связано с желанием рационализировать свободу. 

   Первичный акт творчества – зарождение идеи в глубине сознания, вторичный  акт – искусство, то есть социализация гения, это охлаждение того первозданного  творческого огня внутри творца.

    Стремление  к развитию у человека –  это первородный творческий процесс,  который не зависит от социальных  наслоений. Каждый человек –  творец, индивидуальность, а значит  и гений, поэтому разделение  людей на даровитых, гениальных  и простых в корне своем неправильно, поскольку отрицает индивидуальность.

  Творчество всегда предпологает жертву, сомоотречение творца от себя, от мира сего. Только творчество говорит о призвании и назначении человека в этом мире.

Пробуждение  творческой энергии человека есть внутреннее освобождение и сопровождается  чувством свободы. Творчество  есть путь освобождения, но освобождение человека не только от чего-то, но и для чего-то, и это для есть творчество, оно предпологает восхождение вверх, в высоту, а значит к Богу, творчество стремится  в вечность.6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

  1. А.С Богомолов. Античная философия Москва 1985г.
  2. Словарь – минимум. УрАГС, составители: Ю.Г.Ершов, д-р филос. Наук, профессор, Л.С.Чернов. Екатеринбург 1999г
  3. Н.А Бердяев «О назначении человека»
  4. Н.А Бердяев «Смысл творчества»
  5. С.И Ожегов и Н.Ю Шведова Толковый словарь 1995г.
  6. В.Ф Шаповалов «Основы философии» 1998г.
  7. П.В Алексеев, А.В Панин «Философия» 3-е издание 2003г.
  8. Г. Скирбекк, Н. Гилье «История философии» 2000г.
  9. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Собрание сочинений. Т. 42. — С. 92—94. (электронный вариант)

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"