Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 21:47, контрольная работа

Описание

Мировоззрение- это предельно обобщённая упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нём, а так же совокупность убеждений, взглядов, ориентиров и регуляторов его поведения. По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно- практический и теоретический уровни мировоззрения. Жизненно-теоретический уровень или обыденное мировоззрение- это стихийно складывающийся тип мировоззрения складывающийся у каждого человека в процессе его жизнедеятельности, включающий в себя не систематизированное обобщённое представление о мире и месте человека в этом мире. На этом уровне мировоззрение базируется на здравом смысле и на многообразном повседневном опыте.

Содержание

1.Мировоззрение и духовный мир человека. Структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
2.Генезис философии. Функции философии.
3.Философия как наука.
Рецензия.

Работа состоит из  1 файл

философия..docx

— 24.79 Кб (Скачать документ)

                                                                        

                                         Содержание

1.Мировоззрение и духовный мир  человека. Структура    мировоззрения.  Исторические типы мировоззрения:  миф, религия, философия.

2.Генезис философии. Функции  философии.

3.Философия как наука.    

   Рецензия.          

 

 

      1.    Мировоззрение и духовный мир человека. Структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

               Мировоззрение и духовный мир  человека.

Мировоззрение- это предельно обобщённая упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нём, а так же совокупность убеждений, взглядов, ориентиров и регуляторов его поведения.

По характеру формирования и  способу функционирования можно  выделить жизненно- практический  и  теоретический уровни мировоззрения.

Жизненно-теоретический уровень  или обыденное мировоззрение- это  стихийно складывающийся тип мировоззрения  складывающийся у каждого человека в процессе его жизнедеятельности, включающий в себя не систематизированное  обобщённое представление о мире и месте человека в этом мире. На этом уровне мировоззрение базируется на здравом смысле и на многообразном  повседневном опыте.

Обыденное мировоззрение включает в себя навыки, обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколения, и познанный опыт каждого конкретного человека.

Духовный мир человека- это совокупность его внутренних, душевных процессов ( ощущения, восприятия, эмоции, воля, память). Духовный мир человека- это то, что определяет его уникальность и неповторимость, делает его личностью. Основой духовного мира человека, является мировоззрение. Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определённым духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

                                     Структура мировоззрения.

Структура мировоззрения имеет  определение:

Мироощущение – сенсорная или  эмоциональная сторона, где представление  об окружающей действительности формируются, как на основе образов полученных при помощи пяти чувств, так и  тех переживаний, настроений, эмоций, которые вызывает у человека объект или ситуация.

Мировосприятие – категориально  – классификационная сторона, здесь  происходит фиксация и распределение  информации о действительности на основе определённых классов категорий.

Миропонимание – это познавательно  – интеллектуальная сторона, в которой  данные обобщаются, и формируется  целостный  образ жизни в реальном и иррациональном  виде на основе рассуждения человека.

Миропредставление – вытекает из первых трёх, и отчасти содержится в них. Накопленный опыт позволяет  формировать модели и подходы, направляющие дальнейшие исследования и оценки возможных  состояний объектов.

Данные объекты структуры мировоззрения  неразрывно взаимосвязаны, представляют целостный процесс, влияют на течение  друг друга, и в определённом виде, запечатлеваются друг в друге.

     Исторические типы  мировоззрения: миф, религия, философия.

Миф (mythos - сказание)- это самая первая форма (раньше религии), но сейчас миф тоже играет немаловажную роль. Современный миф является регулятором поведения людей, их взаимоотношений.

Миф- это:

- общественное сознание, способ  самовыражения древнего общества;

- наиболее ранняя форма духовной  культуры человечества, в которой  соединены зачатки знаний, элементы верований. Политических взглядов, различных видов искусства.

- единая, синкретическая форма  сознания, выражающая миропонимание  и мировосприятие тогдашней эпохи.

Религия - (от лат, religio - благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем мире человека и конкретно в судьбе каждого из нас. Миф и религия  взаимосвязанны.

Религия опирается на образно- эмоциональную, чувственно- наглядную форму восприятия. Верующий человек- субъект религиозного религиозного сознания. Такой человек  переживает в реальных эмоциях своё видения Бога, различных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления.

Философия - относится к рефлекторному типу мировоззрения ,в котором содержатся размышления над собственными представлениями и мире и месте человека в этом мире. Взгляд на  своё мышление, своё сознание со стороны - одна из черт философского сознания.

Философия формировалась в борьбе с религиозно- мифологическим сознанием, она рационально объяснила мир. Исходные типы мировоззрения сохраняются  на протяжении всей истории.

 

 

          2. Генезис  философии. Функции философии.

                                Генезис философии.

    Генезис - возникновение, становление (генезис от греч.- рождение, происхождение) философии - сложный для историко - философского анализа процесс. В философской литературе родословная философии давно уже получила определение «от мифа к логосу». Но за этим линейным движением стоит множество вопросов проблемного характера, главный из которых - что такое философия. Очевидный факт, что философские истины не единственные в мире. С древности и до сегодняшнего дня нигде в мире философия не была той формой истины и мышления, которой живёт большинство людей. С древности и до сегодняшнего дня нигде в мире философия не была такой формой истины и мышления, которой живёт большинство людей. Философия существует более двух с половиной тысяч лет, являясь неотъемлемой частью человеческой духовности, культуры, познания.

  Возникновение философии связанно  с особенностями как развития  индивидуального человеческого  бытия и сознания, так и с  историческим развитием общественного  бытия. Поэтому необходимо назвать  те предпосылки, благодаря которым  стало возможным появление философии  и философского сознания. Речь  идёт об источниках философии.

Первый из них – психологический - удивление. Сущность его кратко можно выразить, как знание о незнании. Только там и тогда, где и когда человек чётко определил и отделил то, что он знает, от того, что он не знает, возникает основание для движения в познании, для сопричастности к чему - то удивительному. Знание о незнании – это не только источник удивления, но и источник принципиально нового отношения к действительности, к знанию.

Второй источник – теоретический. Однако среди философов нет единодушия по поводу того, какой именно является определяющим в развитии философии. Часть философов придерживается мифогенной концепции генезиса философии (философия произошла из мифологии), другая гносеогенной концепции (философия возникла из накопившихся знаний о  природе, мире, пришедших в конфликт с религиозно – мифологической верой).

                                Функции философии.

  Функции  философии – основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначения.

Принято выделять следующие функции философии:

- мировоззренческую;

- методологическую;

- гносеологическую;

- критическую;

- аксиологическую;

- социальную;

- воспитательно  – гуманитарную;

- прогнозическую.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая  функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая  функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно – логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих  функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности.

Критическая функция – подвергает сомнению окружающий мир и существующее  знание, искать их новые черты, качества, искать противоречия. Конечная задача  данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии( в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрений различных ценностей – морально – нравственных, этических, социальных, идеологических. Цель аксиологической функции быть «сито», через которое пропускать всё нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

Социальная  функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы, вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно – гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных  процессов, человека, природы и общества.

 

 

 

                             Философия – как наука.

   Непосредственной целью  науки является описание, объяснения  и предсказание процессов и  явлений действительности, составляющих  предмет её изучения, на основе  открываемых ею законов. Философия  всегда в той или иной степени  выполняла по отношению к науке  функции методологии  познания  и мировоззренческой интерпретации  её результатов. Философию объединяет  с наукой также стремление  к теоретической форме построения  знания, к логической  доказательности  своих выводов.

    Европейская традиция, восходящая  к античности, высоко ценившая  единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связала  философию с наукой. Ещё греческие  мыслители  придавали  большое  значение подлинному знанию  и  компетентности в отличие от  менее научного , а порой и просто  легкомысленного  мнения. Такое  различие имеет принципиальный  характер для многих форм  человеческой  деятельности, в том числе и  для философии.

    Первую попытку обрисовать  круг задач философии, перед  лицом  присутствующих и только  начинающих формироваться конкретных  наук, в своё время предпринял  Аристотель. В отличие от частных  наук, которая из которых занята  исследованием своей области  явлений он определил философию  как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Её теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями теоретических наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания « госпожой наук», считая что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против. В размышлениях Аристотеля надёжно утвердился в сознании философов титулами «королева наук» и «наука наук».

 В Древней Греции философия зародилась в качестве объёмной науки – само слово « философия» означает «наука». Эта наука была направлена на всё, что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания. Будучи с начало единой и не разделимой наукой, философия, при дифференцированном  состоянии отдельных наук, становилась отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук  и  одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни.

  На основе общих  принципов рационального понимания  философская мысль группирует  житейские, практические наблюдения  различных явлений, формирует  общие предположения о их природе  и возможных способах развития. Философия выполняет функцию  интеллектуальной разведки, которая  также служит для заполнения  познавательных пробелов, постоянно  возникающих в связи с неполной, разной степень изученности тех  или иных явлений, наличием  «белых пятен» познавательной  картины мира. Философия же заполняет  их силой логического мышления.

  Философия и наука  довольно сильно взаимосвязаны,  у них есть много общего, но  есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя причислять  к науке и, наоборот, нельзя  отрицать её научность. Философия  - отдельная форма познания, имеющая  научные  основы, проявляющая  себя в те моменты и в  тех областях научного знания, когда теоретический потенциал   в этих областях либо мал,  либо вообще отсутствует.

 

 

                             

 

 

 

                                                 Список литературы:

1.На переломе. Философские дискуссии  20-х годов. Философия и мировоззрение.1990г.

2.Франк С.Н. Понятие Философии.  Взаимоотношение философии и  науки.1996г.

3.Лосев А.Ф. Философия. Мифология.  Культура. 1991г.

4.Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"