Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:59, контрольная работа

Описание

1. Можно ли дать четкое определение понятию «философия»?
2. Можно ли определить столь темный и ускользающий предмет, как мудрость?
3. Что такое философская мудрость, ее особенности?

Работа состоит из  1 файл

работа.doc

— 67.00 Кб (Скачать документ)

Чтобы правильно раскрыть заданную мне тему, я решила, ответить на три вопроса, которые считаю основными.

1. Можно ли дать четкое определение понятию «философия»?

2. Можно ли определить столь темный и ускользающий предмет, как мудрость?

3. Что такое философская мудрость, ее особенности?

 

Итак, что же такое философия?

“Философия” (φιλοσοφια) – это прежде всего слово, происходящее из древнегреческого языка и обозначающее любовь к мудрости, стремление к познанию, к наукам. Первая часть слова, “фило”, происходит от “филео”, “люблю”, и встречается во многих словах, обозначающих привязанность, любовь, дружеское расположение, влечение к чему-нибудь. “София” – слово, обозначающее мудрость, знание, понимание. “Философос”, соответственно, – это человек, стремящийся к мудрости, к знанию, к пониманию сути вещей.

Согласно сообщениям древних писателей, первым человеком, который назвал себя философом, был Пифагор. Он создал религиозно-философский союз, целью которого было очищение души и приобщение её к вечному, совершенному, божественному. И когда тиран Леонт назвал его мудрецом, он ответил: мудры только боги, я же – человек, который может лишь стремиться к божественному, совершенному знанию, но никогда не достигает его.

Обдумаем эту простую, но вместе с тем исходную, основополагающую мысль.

Тиран, вероятно, связывал понятие мудрости с такими людьми, которые наделялись особым статусом посвящённых в некое тайное, эзотерическое знание, полученное от богов или от единого Бога, и дающее им особую силу и власть над другими людьми. Этой мудростью и силой человек сам по себе обладать не может. Он может лишь получить их от более совершенных и могущественных существ и получает их в силу своей избранности ими и причастности к таинственному миру сверхъестественного, чудесного, божественного. Такими людьми считались тогда, например, египетские жрецы или древнееврейские пророки. Называя себя “философом”, Пифагор, не желая, видимо, становиться объектом своеобразного идолослужения, слепого обожания и подражания, давал понять, что его знание о мире – обыкновенное, естественное, т. е. такое, которое человек может создать сам, своими собственными силами, опираясь на присущую всем людям способность чувственного восприятия – зрение, слух и т. д., – на свой жизненный опыт, на свою естественную и присущую всем людям способность мыслить, думать, размышлять.

“Философия” – лишь то знание, которое человек добывает своими собственными силами, опираясь на свои собственные самостоятельные размышления. Но поскольку “мудрость” – это далеко не всякое знание, а знание самого важного и существенного в мире и в жизни человека, поэтому то и философия – это не все размышления вообще, а самостоятельное размышление над наиболее важными для всех людей вопросами. Философия – размышления над такими вопросами, которые одинаково важны и равно интересны для всех разумных существ, обладающих способностью свободного самоопределения.

Философия – это стремление человека, как разумного, мыслящего существа, преодолеть свою конечность, свою ограниченность и смертность, своё несовершенство, и постичь абсолютное, “божественное”, совершенное, вечное и бесконечное.

Философия и есть определенный этап в процессе расширения и углубления миропознания, богопознания и самопознания, а именно, его высший этап, на котором  человек приходит к необходимости осмыслить всё познанное, перечувствованное и пережитое, свести всё это воедино, в целостное представление о мире и смысле своей жизни.

Платон, опираясь на мысль  Пифагора, даёт такое замечательное  определение: философия – это уподобление Богу в меру человеческих сил. Бог – не философ, он не “философствует”. Бог просто знает. Бог, согласно одному из классических, традиционных определений, есть существо бесконечное и абсолютно совершенное, а потому, в частности, – всеведущее. Его знание о себе, о мире и человеке абсолютно истинно, совершенно. Собственно, лишь один Бог мудр в точном и полном смысле этого слова. Человек – не Бог, он – конечен, несовершенен. Его знание несовершенно. Именно поэтому он “философствует”. Философия – это то, что отличает человека от Бога и от животного. Животные, как и Бог, не философствуют. Они, как и человек, конечны, и их представление о мире тоже несовершенно, но они не сознают этого. Они не сознают своего существования и своей конечности.

Способность сознавать своё существование, свою конечность и своё несовершенство – основа и источник философии. Сознание конечности своего существования – это и знание о своей смертности. Сознание неизбежности смерти побуждает задуматься о “смысле” жизни, о важном и существенном в ней, о том, что будет “после смерти” или “после жизни”.

Философствование –  это способность человека сознавать  дистанцию, “зазор” между миром, как он есть поистине, сам по себе, и нашими представлениями о нем, двигаться по краю нашего знания, по границе между известным и неведомым. Это – попытка понять мир “заново”, “с начала”.

Философствуя, человек  выходит из состояния связанности  и ограниченности привычным, он пытается мыслить свободно. “Философами” впервые и назвали в Древней Греции тех людей, которые поражали других своей способностью рассуждать, причем рассуждать о вещах, которые всем известны, но о которых никто не задумывался, не мог или не смел поставить вопрос. Почему летом тепло, а зимой холодно? Почему солнце не падает на землю? Почему вода жидкая, а камень твёрдый? Философы поражали своей духовной самостоятельностью, независимостью от традиции, общепринятых мнений и верований, от общественных установлений, от властей, от общепринятых религиозных верований, стремлением думать самому и жить своим умом. Философы побуждали и других доверять собственному уму, самостоятельно поразмыслить над тем, действительно ли мир устроен так, как принято думать, существуют ли на самом деле боги и загробная жизнь, бессмертна ли душа и действительно ли благо человека и цель его жизни состоят в том, к чему обычно люди стремятся

 

Что есть мудрость?

Очень сложно составить  список критериев, по которым можно  было бы отличить мудреца, потому что  мудрость проявляется в большом  количестве разных ситуаций.

Есть один замечательный  афоризм насчет мудрости - "Дайте мне безмятежность, чтобы принять неизбежное; смелость, чтобы изменить то, что может быть изменено; и мудрость, чтобы различать их".

То есть мудрость - это, когда человек видит, распознает и различает истинные значения и ценности бытия, когда он понимает ради чего вообще стоит "дергаться" и сотрясать воздух, а ради чего нет; что истинно существенно, а что всего лишь человеческие амбиции, принципы и упрямство.

Мудрец порой промолчит, когда другой будет орать, визжать  и рвать на себе волосы; мудрец иной раз даст себя пинать одному, в то время как одним словом, а порой одним только своим видом, может приструнить армию.

Мудрость – это  умение выбрать среди многих мнений наилучшее, не основываясь на твердом  знании. Не удавшись как наука, как дисциплина объективного знания, философия возвращается к тому, что составляло ее основу, ее корень – к «софии», мудрости.

Мудрость определяется не знанием фактов, как они есть, а взаимодействием с людьми, какими они могут быть. Мудрый не делает другим того, чего не хотел бы для себя, но вместе с тем он старается делать для других то, чего никто не мог бы сделать вместо него. Он стремится достичь общности с людьми и принести им пользу именно в том, что наиболее отличает его от других. Если судьба вручила ему смычок скрипача, он не променяет его на топор дровосека. Но если нужно спасти замерзающих, он отложит смычок и возьмется за топор. Он умеет находить кратчайший путь от своих наибольших способностей к наибольшим потребностям других людей. Он знает меру, соотносящую уникальный дар человека с универсальными нуждами человечества.

Мудрость – это  умение возвыситься над своими текущими, сиюминутными интересами ради интересов  более дальних, в перспективе  – простирающихся за пределы индивидуальной жизни. Мудрый не променяет радости дня на удовольствие минуты, не променяет счастья жизни на радости дня, не променяет вечного блага на счастье жизни.

Мудрость – это  умение воздавать каждой вещи по ее мере, отделяя меру минуты от меры дня, меру пути от меры дома и меру любви от меры дружбы.

Мудрый старается быть соразмерным тем условиям, в которых  застал себя на земле, воспринимая жизнь  как дар и как аксиому, из которой  следует исходить и с которой бессмысленно спорить. В поисках наибольшего блага для себя и для других он не упускает случая изменить то, что поддается изменению, но и не борется с тем, что считает необоримым.

Открытие для людей  путей к мудрости, укоренение ее в сознании, в мировоззрении, в навыках и привычках человеческого характера, поможет излечить людей от глупости эгоизма: творить зло, насилие,  несправедливость, то есть приносить другим и себе страдания и т.п.

 Решить эту проблему  и просто, и бесконечно сложно: надо научить человека думать  сердцем, то есть видеть себя, людей и природу глазами понимающей  и любящей души. А для этого  надо, как утверждал Шакарим, научить  людей жить по совести. Философская  мудрость это целостная форма  восприятия себя и мира. В ней органически сливаются духовный опыт  любви и добра с истинностью знаний человека, высокая степень развития его разума и интуиции, вера,  высшая правда  и ранимая совесть,  здравый смысл  и стремление  к справедливости, совпадение мыслей, идеалов с поступками, с образом жизни.

Другими словами мудрость представляет собой благородный  сплав способов духовного, интеллектуального, ценностного, интуитивного и практического  постижения действительности.

Для практического разума необычайно важно осознать и уметь применять в повседневной жизни следующие критерии мудрости и ее отличия от глупости.

1. Всеобъемлющая бытийная Любовь; 

2. Благоговение перед жизнью; 

3. Соответствие человеческой  жизни принципам и законам  Космической Мудрости;

4. Неукоснительное следование  высшему закону мудрости: «Делай другим то, чего ты желаешь себе» (Конфуций);

5. Способность  предвидеть будущее,  умение прогнозировать ход событий;

6. Соблюдение принципа  единства слова и дела, мысли  и поступка, идеала и образа  жизни; 

7. Искусство  обретения на основе мудрости высших человеческих совершенств: крепкого здоровья, гармонии духовного и материального богатства и полноты жизненного счастья;

8. Овладение методами, способами, духовными законами достигать успеха в жизни на основе мудрости;

9. Стремись к согласию  с другими людьми, относись с  уважением к его мнению;

10. Постигай Целостную  Истину, откажись от уверенности,  что ты всегда прав, и только  ты являешься носителем истины в последней инстанции;

11. Соблюдай меру  во всем;

12. Умей отличать добро  от зла, правду от лжи и поступать в соответствии с правдой, во имя добра и справедливости.

13. В триумвирате воли, разума и сердца научись таланту  прислушаться к велениям сердца  (Абай), научись «думать сердцем».

14. Живи по совести  (Шакарим).

Символы философской  мудрости

 

 Первым, как мы помним, употребил слово "философ" Пифагор. Он не отважился назвать себя мудрецом, поскольку истинный мудрец, в его понимании, - это только Бог. Философия как бы соединяет нас с божественной мудростью. Отсюда и один из первых символов философии-мудрости - Ирида, радуга как мостик между землей людей и небом богов. 
     Среди других богов на небе у древних греков жила богиня мудрости - Афина (у римлян Минерва). Главный храм Афины - на Акрополе в Афинах, где до сих пор обитает множество сов. Греки постепенно привыкли связывать Афину и сову и часто изображали их вместе, на монетах, в статуях. Так сова стала культовым животным, символом Афины, а значит и мудрости. У совы есть два очень примечательных, поистине символических качества: всегда блестящие ("сгорает от любознательности") и раскрытые ("открытые миру, бытию") глаза. В высшей степени символична и ночная зоркость совы. За ней стоит способность философии видеть в "темноте" повседневного существования человека, проникать в самые темные, отдаленные и потаенные, сферы бытия. 
     Если считать, что философия имеет дело с загадками человеческого бытия, то тогда ее символ - Сфинкс, чудовище с ликом женщины, телом льва, хвостом змеи и крыльями орла. А еще говорят, что не женское это дело - философствовать. 
     Овод - еще один образ-символ философской мудрости. На его нам указал в своей защитительной речи на суде Сократ - сам живой символ философии. Обращаясь к присяжным, своим обвинителям, всем мужам афинянам, он сказал следующее проникновенные слова: "...Если вы меня убьете, то вам нелегко будет найти еще такого человека, который, смешно сказать, приставлен к городу как овод к лошади, большой и благородной, но обленившейся от тучности и нуждающейся в том, чтобы ее подгоняли. В самом деле, мне кажется, что Бог послал меня городу как такового, который целый день, не переставая, всюду садится и каждого из вас будит, уговаривает, упрекает. Другого такого вам нелегко будет найти, о мужи, а меня вы можете сохранить, если вы мне поверите. Но очень может статься, что вы, как люди, которых будят во время сна, ударите меня и с легкостью убьете, <...> и тогда всю остальную вашу жизнь проведете во сне, если только Бог, жалея вас, не пошлет вам еще кого-нибудь". Увы, афиняне не вняли голосу сократовской мудрости. Оводу-философу был вынесен обвинительный приговор, он выпил чашу цикуты и отошел в мир иной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Философия, одна  из  самых увлекательнейших  областей  человеческого

знания, духовной культуры. Философия представляет собой синтез и обобщение самых разнородных знаний. Она опирается на предельно широкий и разнообразный опыт, черпает из всех форм материальной и духовной жизни человека.

Философия объединяет в  одно целое, логически упорядоченное, продуманное, теоретически обоснованное, те знания, которые наиболее важны для понимания мира в целом и места в нем человека, важны для определения смысложизненной позиции, универсальной ориентации, генеральной стратегии жизни. Философ не тот, кто просто много знает, имеет многочисленные сведения и многое повидал, философ – тот, кто сумел увидеть единое во всём этом многообразии, всеобщую связь, проявление одного начала во всём кажущемся разрозненным многообразии.

 

Вопросы мудрого, разумного, правильного образа жизни, цели и  смысла жизни (или её бессмысленности), путей достижения счастья (или трагизма существования ), свободы, долга – все это  вечные проблемы философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Платон. Федон // Соч. В 4 т. М.: Мысль, 1993. Т.2. 
  2. Платон. Государство // Соч. В 4 т. М.: 1994. Т.4.
  3. Аристотель. Метафизика // Соч. В 4 т. М.: Мысль, 1975. Т.1.
  4. http://ich.tsu.tomsk.su/~imaks/lek1.html.
  5. http://www.bankreferatov.ru/search.html.
  6. http://www.5balov.ru/referats/referats.shtml?section=10036&type=&pos=366.

 

 




Информация о работе Контрольная работа по "Философии"