Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:59, контрольная работа
1. Можно ли дать четкое определение понятию «философия»?
2. Можно ли определить столь темный и ускользающий предмет, как мудрость?
3. Что такое философская мудрость, ее особенности?
Чтобы правильно раскрыть заданную мне тему, я решила, ответить на три вопроса, которые считаю основными.
1. Можно ли дать четкое определение понятию «философия»?
2. Можно ли определить столь темный и ускользающий предмет, как мудрость?
3. Что такое философская мудрость, ее особенности?
Итак, что же такое философия?
“Философия” (φιλοσοφια) – это прежде всего слово, происходящее из древнегреческого языка и обозначающее любовь к мудрости, стремление к познанию, к наукам. Первая часть слова, “фило”, происходит от “филео”, “люблю”, и встречается во многих словах, обозначающих привязанность, любовь, дружеское расположение, влечение к чему-нибудь. “София” – слово, обозначающее мудрость, знание, понимание. “Философос”, соответственно, – это человек, стремящийся к мудрости, к знанию, к пониманию сути вещей.
Согласно сообщениям древних писателей, первым человеком, который назвал себя философом, был Пифагор. Он создал религиозно-философский союз, целью которого было очищение души и приобщение её к вечному, совершенному, божественному. И когда тиран Леонт назвал его мудрецом, он ответил: мудры только боги, я же – человек, который может лишь стремиться к божественному, совершенному знанию, но никогда не достигает его.
Обдумаем эту простую, но вместе с тем исходную, основополагающую мысль.
Тиран, вероятно, связывал понятие мудрости с такими людьми, которые наделялись особым статусом посвящённых в некое тайное, эзотерическое знание, полученное от богов или от единого Бога, и дающее им особую силу и власть над другими людьми. Этой мудростью и силой человек сам по себе обладать не может. Он может лишь получить их от более совершенных и могущественных существ и получает их в силу своей избранности ими и причастности к таинственному миру сверхъестественного, чудесного, божественного. Такими людьми считались тогда, например, египетские жрецы или древнееврейские пророки. Называя себя “философом”, Пифагор, не желая, видимо, становиться объектом своеобразного идолослужения, слепого обожания и подражания, давал понять, что его знание о мире – обыкновенное, естественное, т. е. такое, которое человек может создать сам, своими собственными силами, опираясь на присущую всем людям способность чувственного восприятия – зрение, слух и т. д., – на свой жизненный опыт, на свою естественную и присущую всем людям способность мыслить, думать, размышлять.
“Философия” – лишь то знание, которое человек добывает своими собственными силами, опираясь на свои собственные самостоятельные размышления. Но поскольку “мудрость” – это далеко не всякое знание, а знание самого важного и существенного в мире и в жизни человека, поэтому то и философия – это не все размышления вообще, а самостоятельное размышление над наиболее важными для всех людей вопросами. Философия – размышления над такими вопросами, которые одинаково важны и равно интересны для всех разумных существ, обладающих способностью свободного самоопределения.
Философия – это стремление человека, как разумного, мыслящего существа, преодолеть свою конечность, свою ограниченность и смертность, своё несовершенство, и постичь абсолютное, “божественное”, совершенное, вечное и бесконечное.
Философия и есть определенный этап в процессе расширения и углубления миропознания, богопознания и самопознания, а именно, его высший этап, на котором человек приходит к необходимости осмыслить всё познанное, перечувствованное и пережитое, свести всё это воедино, в целостное представление о мире и смысле своей жизни.
Платон, опираясь на мысль Пифагора, даёт такое замечательное определение: философия – это уподобление Богу в меру человеческих сил. Бог – не философ, он не “философствует”. Бог просто знает. Бог, согласно одному из классических, традиционных определений, есть существо бесконечное и абсолютно совершенное, а потому, в частности, – всеведущее. Его знание о себе, о мире и человеке абсолютно истинно, совершенно. Собственно, лишь один Бог мудр в точном и полном смысле этого слова. Человек – не Бог, он – конечен, несовершенен. Его знание несовершенно. Именно поэтому он “философствует”. Философия – это то, что отличает человека от Бога и от животного. Животные, как и Бог, не философствуют. Они, как и человек, конечны, и их представление о мире тоже несовершенно, но они не сознают этого. Они не сознают своего существования и своей конечности.
Способность сознавать своё существование, свою конечность и своё несовершенство – основа и источник философии. Сознание конечности своего существования – это и знание о своей смертности. Сознание неизбежности смерти побуждает задуматься о “смысле” жизни, о важном и существенном в ней, о том, что будет “после смерти” или “после жизни”.
Философствование – это способность человека сознавать дистанцию, “зазор” между миром, как он есть поистине, сам по себе, и нашими представлениями о нем, двигаться по краю нашего знания, по границе между известным и неведомым. Это – попытка понять мир “заново”, “с начала”.
Философствуя, человек выходит из состояния связанности и ограниченности привычным, он пытается мыслить свободно. “Философами” впервые и назвали в Древней Греции тех людей, которые поражали других своей способностью рассуждать, причем рассуждать о вещах, которые всем известны, но о которых никто не задумывался, не мог или не смел поставить вопрос. Почему летом тепло, а зимой холодно? Почему солнце не падает на землю? Почему вода жидкая, а камень твёрдый? Философы поражали своей духовной самостоятельностью, независимостью от традиции, общепринятых мнений и верований, от общественных установлений, от властей, от общепринятых религиозных верований, стремлением думать самому и жить своим умом. Философы побуждали и других доверять собственному уму, самостоятельно поразмыслить над тем, действительно ли мир устроен так, как принято думать, существуют ли на самом деле боги и загробная жизнь, бессмертна ли душа и действительно ли благо человека и цель его жизни состоят в том, к чему обычно люди стремятся
Что есть мудрость?
Очень сложно составить список критериев, по которым можно было бы отличить мудреца, потому что мудрость проявляется в большом количестве разных ситуаций.
Есть один замечательный афоризм насчет мудрости - "Дайте мне безмятежность, чтобы принять неизбежное; смелость, чтобы изменить то, что может быть изменено; и мудрость, чтобы различать их".
То есть мудрость - это, когда человек видит, распознает и различает истинные значения и ценности бытия, когда он понимает ради чего вообще стоит "дергаться" и сотрясать воздух, а ради чего нет; что истинно существенно, а что всего лишь человеческие амбиции, принципы и упрямство.
Мудрец порой промолчит, когда другой будет орать, визжать и рвать на себе волосы; мудрец иной раз даст себя пинать одному, в то время как одним словом, а порой одним только своим видом, может приструнить армию.
Мудрость – это умение выбрать среди многих мнений наилучшее, не основываясь на твердом знании. Не удавшись как наука, как дисциплина объективного знания, философия возвращается к тому, что составляло ее основу, ее корень – к «софии», мудрости.
Мудрость определяется не знанием фактов, как они есть, а взаимодействием с людьми, какими они могут быть. Мудрый не делает другим того, чего не хотел бы для себя, но вместе с тем он старается делать для других то, чего никто не мог бы сделать вместо него. Он стремится достичь общности с людьми и принести им пользу именно в том, что наиболее отличает его от других. Если судьба вручила ему смычок скрипача, он не променяет его на топор дровосека. Но если нужно спасти замерзающих, он отложит смычок и возьмется за топор. Он умеет находить кратчайший путь от своих наибольших способностей к наибольшим потребностям других людей. Он знает меру, соотносящую уникальный дар человека с универсальными нуждами человечества.
Мудрость – это умение возвыситься над своими текущими, сиюминутными интересами ради интересов более дальних, в перспективе – простирающихся за пределы индивидуальной жизни. Мудрый не променяет радости дня на удовольствие минуты, не променяет счастья жизни на радости дня, не променяет вечного блага на счастье жизни.
Мудрость – это умение воздавать каждой вещи по ее мере, отделяя меру минуты от меры дня, меру пути от меры дома и меру любви от меры дружбы.
Мудрый старается быть соразмерным тем условиям, в которых застал себя на земле, воспринимая жизнь как дар и как аксиому, из которой следует исходить и с которой бессмысленно спорить. В поисках наибольшего блага для себя и для других он не упускает случая изменить то, что поддается изменению, но и не борется с тем, что считает необоримым.
Открытие для людей путей к мудрости, укоренение ее в сознании, в мировоззрении, в навыках и привычках человеческого характера, поможет излечить людей от глупости эгоизма: творить зло, насилие, несправедливость, то есть приносить другим и себе страдания и т.п.
Решить эту проблему
и просто, и бесконечно сложно:
надо научить человека думать
сердцем, то есть видеть себя,
людей и природу глазами
Другими словами мудрость представляет собой благородный сплав способов духовного, интеллектуального, ценностного, интуитивного и практического постижения действительности.
Для практического разума необычайно важно осознать и уметь применять в повседневной жизни следующие критерии мудрости и ее отличия от глупости.
1. Всеобъемлющая бытийная Любовь;
2. Благоговение перед жизнью;
3. Соответствие человеческой жизни принципам и законам Космической Мудрости;
4. Неукоснительное следование высшему закону мудрости: «Делай другим то, чего ты желаешь себе» (Конфуций);
5. Способность предвидеть будущее, умение прогнозировать ход событий;
6. Соблюдение принципа единства слова и дела, мысли и поступка, идеала и образа жизни;
7. Искусство обретения на основе мудрости высших человеческих совершенств: крепкого здоровья, гармонии духовного и материального богатства и полноты жизненного счастья;
8. Овладение методами, способами, духовными законами достигать успеха в жизни на основе мудрости;
9. Стремись к согласию с другими людьми, относись с уважением к его мнению;
10. Постигай Целостную
Истину, откажись от уверенности,
что ты всегда прав, и только
ты являешься носителем истины
11. Соблюдай меру во всем;
12. Умей отличать добро от зла, правду от лжи и поступать в соответствии с правдой, во имя добра и справедливости.
13. В триумвирате воли,
разума и сердца научись
14. Живи по совести (Шакарим).
Первым,
как мы помним, употребил слово "философ" Пифагор. Он не отважился назвать себя мудрецом,
поскольку истинный мудрец, в его понимании,
- это только Бог. Философия как бы соединяет
нас с божественной мудростью. Отсюда
и один из первых символов философии-мудрости
- Ирида, радуга как мостик
между землей людей и небом богов.
Среди других богов на небе у древних греков
жила богиня мудрости - Афина (у римлян Минерва).
Главный храм Афины - на Акрополе в Афинах,
где до сих пор обитает множество сов.
Греки постепенно привыкли связывать
Афину и сову и часто изображали их вместе,
на монетах, в статуях. Так сова стала культовым
животным, символом Афины, а значит и мудрости.
У совы есть два очень примечательных,
поистине символических качества: всегда
блестящие ("сгорает от любознательности")
и раскрытые ("открытые миру, бытию")
глаза. В высшей степени символична и ночная
зоркость совы. За ней стоит способность
философии видеть в "темноте" повседневного
существования человека, проникать в самые
темные, отдаленные и потаенные, сферы
бытия.
Если считать, что философия имеет дело
с загадками человеческого бытия, то тогда
ее символ - Сфинкс, чудовище с ликом
женщины, телом льва, хвостом змеи и крыльями
орла. А еще говорят, что не женское это
дело - философствовать.
Овод - еще один образ-символ
философской мудрости. На его нам указал
в своей защитительной речи на суде Сократ
- сам живой символ философии. Обращаясь
к присяжным, своим обвинителям, всем мужам
афинянам, он сказал следующее проникновенные
слова: "...Если вы меня убьете, то вам
нелегко будет найти еще такого человека,
который, смешно сказать, приставлен к
городу как овод к лошади, большой и благородной,
но обленившейся от тучности и нуждающейся
в том, чтобы ее подгоняли. В самом деле,
мне кажется, что Бог послал меня городу
как такового, который целый день, не переставая,
всюду садится и каждого из вас будит,
уговаривает, упрекает. Другого такого
вам нелегко будет найти, о мужи, а меня
вы можете сохранить, если вы мне поверите.
Но очень может статься, что вы, как люди,
которых будят во время сна, ударите меня
и с легкостью убьете, <...> и тогда всю
остальную вашу жизнь проведете во сне,
если только Бог, жалея вас, не пошлет вам
еще кого-нибудь". Увы, афиняне не вняли
голосу сократовской мудрости. Оводу-философу
был вынесен обвинительный приговор, он
выпил чашу цикуты и отошел в мир иной.
Заключение
Философия, одна из самых увлекательнейших областей человеческого
знания, духовной культуры. Философия представляет собой синтез и обобщение самых разнородных знаний. Она опирается на предельно широкий и разнообразный опыт, черпает из всех форм материальной и духовной жизни человека.
Философия объединяет в одно целое, логически упорядоченное, продуманное, теоретически обоснованное, те знания, которые наиболее важны для понимания мира в целом и места в нем человека, важны для определения смысложизненной позиции, универсальной ориентации, генеральной стратегии жизни. Философ не тот, кто просто много знает, имеет многочисленные сведения и многое повидал, философ – тот, кто сумел увидеть единое во всём этом многообразии, всеобщую связь, проявление одного начала во всём кажущемся разрозненным многообразии.
Вопросы мудрого, разумного, правильного образа жизни, цели и смысла жизни (или её бессмысленности), путей достижения счастья (или трагизма существования ), свободы, долга – все это вечные проблемы философии.
Список использованной литературы