Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:22, контрольная работа
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность - способ самоосуществления личности, ее самоуправления и упорядочения отношений между людьми на основе обобщенных представлений о нормах, принципах и идеалах, возводящих к «ценности добра».
Правда, с возникновением две тысячи лет назад христианства появилось и другое представление о справедливости. Человек мог получить вознаграждение за личные заслуги перед Богом и церковью. Однако, это вознаграждение во-первых, ожидалось лишь за гробом, а во-вторых божественная благодать настолько превосходила мерную человеческую справедливость, что награжденным и спасенным мог оказаться и однажды раскаявшийся грешник, в то время как аскет-праведник не получал никаких гарантий награды, сообразной его подвигу.
Будучи традиционно неравны, люди становились неравны и перед законом. За один и тот же проступок крестьянина и барина карали совершенно по-разному. С барина брали штраф, а крестьянина могли запороть насмерть. И это не вызывало массового нравственного возмущения, потому что считалось «в порядке вещей». Лишь Новое время приносит в Европу представление о том, что есть сферы жизни, в которых все должны быть равны, только тогда восторжествует настоящая справедливость.
Для общественного сознания XVII—XVIII веков характерная идея правового равенства граждан и справедливости как соблюдения соглашений. Все должны быть равны перед законом, ни для кого здесь нет привилегий. Одновременно каждый обязан соблюдать данное им слово. Обман, предательство, необязательность должны получать достойную отповедь. Центральная идея воздающей справедливости: «добро за добро и зло за зло» продолжает оставаться ведущей, хотя по мере развития человечества наказания все меньше соответствуют преступлениям по своему содержанию: Принцип «око за око, зуб за зуб» уже не действует в числом виде, и за выбитый зуб никому не выбивают зуб в ответ. Лишение свободы, каторжные работы становятся формой расплаты за самые разные преступления, в том числе и за нанесении телесных увечий.
В наши дни справедливость действует в обществе одновременно в двух направлениях: равенства и воздаяния. Современное общество ориентировано на защиту прав личности, на создание условий для развития индивидуальности, и все это последовательно приводит к утверждению социального равенства в целом ряде сфер. Все люди имеют право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, могут объединяться с другими для создания организаций, защищающих их интересы, все имеют право на защиту со стороны закона, и никто не должен находиться в рабстве, подвергаться принуждению и бесчеловечному обращению. Кроме того, современные развитые страны создают реальные условия для того, чтобы представители всех социальных групп могли получать образование, медицинское обслуживание определенного уровня, различные формы социальной помощи и поддержки. Это создает относительно равные условия для того, чтобы могли развиться индивидуальные таланты человека, из какого бы слоя общества они ни происходили и к какой расе и религии ни принадлежали бы.
В то же время
современный мир считает справе
Разумеется, воздаяние и вознаграждение не всегда бывают справедливыми. Рынок порой оставляет без внимания истинных писателей и глубоких ученых. Он реализует свою справедливость стихийно, и она не всегда совпадает с человеческими нравственными критериями. Да и в человеческих оценках нередко не все справедливо, особенно там, где у оценок нет твердых эталонов, а все решает интуиция (как в науке при оценке нового направления) или вкус (как в искусстве). Но сам принцип воздаяния остается в силе.
Это касается и наказаний. Здесь разработана очень сложная и различная для разных стран система законов, определяющих, какая кара следует за какое преступление. Человек, в мирное время насильственно отнявший жизнь другого человека или людей, должен поплатиться тем же — своей жизнью. Сохранение жизни преступника-маньяка плодит зло, множит смерти невиновных, оставляет жертвы несчастными калеками. Никакое пожизненное заключение не может быть равной расплатой за это. Отмена смертной казни для злостных убийц нарушает принцип справедливости. Другой вопрос, что кроме справедливости есть иной, превосходящий ее принцип — принцип великодушия. При великодушии прощается порой даже самое ужасное преступление. Великодушие не может быть массовым, без разбора применимым. Это дело сугубо личное, тонкое. Простить врага и мучителя может только сам пострадавший, только он может быть великодушен — если захочет. Это совсем не дело суда, который не страдал и не подвергался издевательству. Суд обязан быть справедлив.
Вопрос № 3: Как быть справедливым педагогом.
Ответ:
Я считаю, что справедливость играет важнейшую роль в педагогике.
Главная задача каждого педагога, кто желает не только рассуждать о справедливости, но и быть справедливым – научиться смотреть на себя и на других объективно, беспристрастно и правдиво. Надо стремиться поменьше примешивать к своим суждениям о ситуации собственные страсти и амбиции: они создают такую пелену, что за ней и вовсе свету белого не видно.
Человек с завышенной самооценкой почти никогда не бывает справедливым. Ему всегда кажется, что его недооценивают, несправедливо предпочитают ему других. А он – достойный всех благ – остается не у дел. Если самооценка у человека занижена, то он склонен быть несправедливым по отношению к самому себе, всегда отдавать приоритет другим. Потому так важна объективность для педагога: стремиться увидеть себя и своих учеников такими, как они есть, с достоинствами и недостатками, которые в разных случаях проявляются по разному. Педагогу не менее важно рассматривать вопрос объективно и всесторонне, когда он судит о своих учениках или своих учеников, вынося какое-либо решение об их судьбе. Это очень ответственно. Здесь надо сознательно подавлять в себе симпатии и антипатии, чтобы углубиться в суть дела и решить вопрос справедливо: воздать виновному по его вине, а заслужившему – по его заслугам.
Литература: