Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:46, контрольная работа
Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните смысл следующих понятий темы:..
Задание второе. «Образ человека в поздний период античной философии» (сочинение)
....
Задание пятое. Тестовая проверка знаний.
Как можно назвать философскую позицию Аристотеля?
Выделите этический принцип, согласно которому счастье является основным мотивом человеческого поведения и смыслом жизни: ...
1. Задание первое ……………………………………………………… 3
2. Задание второе ……………………………………………………….5
3. Задание третье ……………………………………………………….16
4. Задание четвертое ………………………………………………….. 17
5. Задание пятое ………………………………………………………. 19
6. Список литературы ………………………………………………... 23
Единственное общественное отношение, которое не таит в себе опасности для индивида и носит неотчужденный характер, - это дружба. Дружба заслуживает высокой оценки и по критерию выгоды, безопасности существования. В то же время она ценна и сама по себе.
В отличие от эпикуреизма, видевшего цель человека в независимости от природы и общества, в свободе, которая понималась сугубо негативно - как отклонение от мира, стоицизм видит высший смысл человеческого существования в жизни, согласованной с природой. Природа, как ее понимают стоики, не знает никаких провалов, исключений. В ней царит необходимость. Человек также включен в ее ровный ход. Из жесткого хода природных событий нельзя вырваться ни при каких обстоятельствах. Поэтому высшая мудрость состоит в том, чтобы полностью, не только физически, но и душевно, идти навстречу природной необходимости. Неотвратимое выступает как должное - такова основная мысль этики стоицизма.
Фокусируясь на отражении космического logos в человеческой рациональности, стоики пришли ко взгляду на человеческое общество как на порожденное отдельно от остального. Именно в философии стоиков мы начинаем слышать о "правах человека" – нравственных или политических возможностях, присущих человеческой натуре благодаря тому, что она человеческая, – и о мире как об общем жилище (oikos) сообщества разумных существ. Этим предвосхищалось всеобщее христианское братство, так же как еще более глубокое разделение между человечеством и естественным миром с прочими его обитателями.
3. Стоическая этика: понятия долга, ответственности, свободы, судьбы. Стоический идеал человека.
Основным представителем стоической этики был философ 3енон из города Китион (ок. 336 - ок. 264 гг. до н.э.) он основал свою философскую школу. Портик в переводе с греческого означает «стоя», потому школа получила название стоической, а ее представителей называют стоиками. 8
Человек, полагал Зенон, является частицей мироздания. Зенон говорил о том, что было бы смешно думать, будто бы отдельный человек был могущественнее мирового целого и делал бы с ним что угодно по своему собственному произволу. Всё как раз наоборот: никто не может заставить весь мир подчиняться чьим-либо желаниям, однако мировое целое постоянно диктует нам свою волю, определяет нашу жизнь, формирует наш путь. Оно является судьбой, или роком, который от нас не зависит. Оно представляет собой ту силу, которой мы не можем не подчиняться, ибо она и ведет нас не известными никому путями. Человеческая жизнь подобна мельчайшей частице в огромном смерче пыли, которая сама по себе ничего не значит и вместе с миллионами других таких же частиц, не принадлежа самой себе, несется в неведомом ей направлении. Такое воззрение является фаталистическим. Ведущему нас року, считают стоики, бесполезно противостоять или сопротивляться: можно сколько угодно не соглашаться с его волей, но в любом случае всё произойдет так, как запланировано и предопределено, независимо от наших желаний. Формула стоической философии представлена знаменитым положением: «Желающего судьба ведет, нежелающего - тащит». 9
Человек совершенно не Свободен
и всецело пребывает в
Одной из основных добродетелей
стоиков является способность спокойно
и мужественно встретить
Стоики, считали, что человек, чтобы быть достойным прекрасного и гармоничного целого, должен во всем следовать природе – отрешиться от житейских волнений, хаоса жизни, уйти в себя. Идеальное состояние мудреца – апатия. В результате длительного самовоспитания мудрец становится способным управлять собой, следовать лишь разуму. Он не должен радоваться тому, чему радуются все, и не должен печалиться по поводу утраты имущества, болезни, даже собственной смерти. Идеал мудреца для стоиков – Сократ, спокойно принявший собственную смерть. Если мудрец не может упорядочить жизненный хаос, он должен добровольно уйти из жизни. Мудрец добровольно повинуется року, неразумного же судьба тащит. Никакая внешняя сила не может лишить человека права свободного принятия решения. Не во власти человека отменить смертный приговор, но он может выслушать его достойно. Все, что совершает человек, он должен делать осознанно и по собственной воле; в этом и заключается высшая добродетель, в этом он становится подобным Богу-логосу. Душа человека, причастная Богу-логосу, после смерти покидает человека и сливается с миром целым, к чему осознанно должен стремиться мудрец в течение всей жизни. 10
4. Основные философско-этические
идеи эпикурейцев: наслаждение,
Эпикурейцы более тонко и глубоко подошли к проблеме наслаждения жизнью в аспекте связи человека с миром культуры. Наслаждение жизнью, по их мнению, достигается путем нравственных упражнений, посредством выработки нового, зрелого отношения к жизненным проблемам. Именно эпикурейцы исходным моментом счастья считали, во-первых, отсутствие страданий, во-вторых, наличие чистой совести, не отягощенной безнравственными поступками, и, в-третьих, хорошее здоровье. Не трудно заметить, что все эти три условия, необходимые для того, чтобы человек испытывал наслаждение жизнью, совершенно не вяжутся с мифологемой о том, что эпикурейцы призывали к воздержанию в пище, питье, любви и других утехах и жизненных удовольствиях. Напротив, глубокий и тонкий смысл эпикурейского подхода к культуре заключается в том, что в культурных текстах, в различных видах культурного творчества они видели возможность укрепить нравственный потенциал личности, усовершенствовать сферу ее индивидуальных потребностей и, наконец, возможность укрепления здоровья. Удовлетворенность жизнью, таким образом, и наслаждение ею неразрывно связывались с процессами освоения духовно-нравственных ценностей прошлого и настоящего и необходимостью войти в культурное пространство современности.
Источником блага Эпикур считает наслаждение, при этом понимая его как отсутствие страдания. Лучшим средством избежать страданий он считал самоустранение от тревог и опасностей мира, от занятий общественными и государственными делами. Эпикур отмежевывается от культа чувственных удовольствий и наслаждений плоти. Он провозглашает умеренность во всем.
Справедливость и мудрость
почитаются Эпикуром как высшие добродетели,
смысл которых состоит в
Счастье для Эпикура – это служение себе, это самодостаточность индивида. Вершина счастья – безмятежный покой, полное отсутствие страдания. «Живи незаметно», говорил Эпикур, только в этом случае возможно достижение счастья. 11
5. Место и роль философии
в совершенствовании личности
и достижения счастья у
Эпикуреизму был присущ такой индивидуалистический характер. Увлекшись идеями Демокрита, Эпикур (341-270 до н.э.) основал философскую школу в своем саду в Афинах, которая и вошла в историю как сад Эпикура.
Эпикур развивал взгляд на философию как на практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий.
Этическое учение Эпикура можно определить как этику свободы. Возможность свободного поведения человека коренится в самой природе. Физическая предпосылка свободы выводится Эпикуром из переработанного атомического учения Демокрита, в которое он ввел принципиально новый метод - способность атомов самопроизвольно отклоняться при движении. Самоотклонение атомов, постулируемое в физике Эпикура, есть тот минимум свободы в природе, без которого было бы невозможным свободное поведение человека.
Согласно Эпикуру, человек может стать свободным только преодолев главные препятствия к счастью: страх перед вмешательством богов в человеческую жизнь, страх перед загробной жизнью, страх перед смертью.
Одна из самых существенных задач философии - практическая помощь человеку в преодолении страха перед смертью. Смерть, по мысли Эпикура, не имеет к нам никакого отношения, поскольку, тогда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».12
Эпикур хотел помочь разобраться человеку в том, как следует жить. Он считал, что цель счастливой жизни - в душевном спокойствии, в «безмятежности души» (атараксии). Эпикур имел в виду такое душевное равновесие, когда человек сохраняет свободу от всяких страстей - и от чрезмерных радостей, и от чрезмерной скорби.
Основным принципом индивидуалистической этики Эпикура явился принцип «живи незаметно», мотивирующий уход от общественной деятельности.
Как и эпикурейцы, высшей целью человека стоики считали достижение счастливой жизни, но путь к счастью они трактовали по-иному. Высшее человеческое счастье - это жизнь, согласная с природой человека как существа духовного, разумного, способного осуществлять свой выбор. Стремясь жить согласно с природой, стоики искали нравственную свободу, освобождение от страстей, аффектов, которые являются главным источником пороков и бедствиий человека. Путь к счастью лежит, согласно воззрениям стоиков, через апатию (а -отрицательная частица, слово «рагоз» означает страсть), т.е. через искоренение страстных чувств, аффектов. Здесь видна близость стоического понятия «апатия» и эпикурейского понятия «безмятежность духа». 13
Но стоики ввели новое понятие фатум, или рок. Это новое понятие вплотную подводит стоиков к их учению о Провидении и свободе воли в рамках необходимости. От необходимого хода вещей, а не от свободной воли человека зависят обстоятельства его жизни: богатство или бедность, здоровье или болезнь, удовольствия или страдания. Человек не властен изменить свою судьбу, но он властен в своем отношении к ней. Стоики учили с одинаковым спокойствием переносить как радости, так и невзгоды жизни — болезни, страдания, бедность, унижение.
Свой нравственный идеал
они находили в твердом и неуклонном осуществлении добродетели.
Добродетель, по учению стоиков
есть высшее и единственное благо, и если
нет возможности его
осуществить, то лучше уйти из жизни.
Задание третье. Изобразите схематически основные проблемы античной философии:
Этапы развития античной философии |
Ее представители |
Главные проблемы |
Досократический (ранний) период |
Фалес Милетский Анаксимандр Анаксимен Гераклит Эфесский Диоген Аполлонийский Ксенофан Пифагор Самосский Парменид из Элеи Эмпедокл из Агригента Анаксагор из Клазомен Левкипп Демокрит Кратил |
Натурфилософия, природа, первоначало. |
Классический период: - средняя классика (софисты, Сократ) |
Протагор Горгий Гиппии Продик Сократ |
Этика, нравственность, человек, познание себя, познание добродетели (майевтика) |
- высокая классика (Платно, Аристотель) |
Платон Аристотель |
Гносеология, онтология, этика, общество, естествознание. |
Поздний период: - эллинистический |
Эпикур Зенон Пиррон |
Онтология, гносеология,
наравственно-этические
|
- римский |
Марк Тулий Цицерон Луций Аней Сенека Тит Лукреций Марк Аврелий Эпиктет Плотин |
Онтология, гносеология, культура, этика, религия. |
Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии.
"Подлинные философы
- те, кто любит усматривать истину"
(Платон)
"Философам свойственно испытывать
изумление. Оно и есть начало философии"
(Платон).
На вопрос, что дала ему философия, Диоген
ответил: "По крайней мере, готовность
ко всяким поворотам судьбы".
Аристотель одним из истоков философского
знания называет недоумение, удивление
по поводу незнания и говорит, что к философскому
знанию люди стремятся не ради какой-нибудь
выгоды, а "ради понимания".
"Во всех занятиях плод с трудом приходит
по окончании их, а в философии познание
и удовольствие бегут наперегонки. Наслаждение
не следует за познанием, но познание и
наслаждение существуют одновременно".
(Эпикур).
Сравните эти высказывания относительно
философии и ее истоков и выделите главные
отличительные черты и специфику философского
знания.
Философия - это дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Такие известные философы как Платон, Диоген, Аристотель и Эпикур имели свои представления о философии. Так Платон полагал, что всякий имеющий разум никогда не осмелится выразить словами то, что явилось плодом его размышления, и особенно в такой негибкой форме, как письменные знаки. Философия прелестна, полагал он, если заниматься ею умеренно и в молодом возрасте; но стоит задержаться на ней больше, чем следует, и она — погибель для человека. Если даже ты очень даровит, но посвящаешь философии более зрелые свои годы, ты неизбежно останешься без того опыта, какой нужен, чтобы стать человеком достойным и уважаемым. Ты останешься несведущ в законах своего города, в том, как вести с людьми деловые беседы, в радостях и желаниях, одним словом, совершенно несведущ в человеческих нравах. И к чему бы ты тогда ни приступив, чем бы ни занялся — своим ли делом или государственным, ты будешь смешон, так же, вероятно, как будет смешон государственный муж, если вмешивается в философские рассуждения и беседы. Диоген же отличительной чертой философа считал умение властвовать людьми. При этом он имел ввиду способность обустроить жизнь наилучшим образом, в предельной простоте. На вопрос, что дала ему философия, он ответил: «По крайней мере, готовность ко всякому повороту судьбы». Также он говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, будто человек — самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, а также тех, кто чванится славой или богатством, то ему кажется, будто ничего не может быть глупее человека. Аристотель говорит о том, что сущее как таковое имеет первые причины, которые должен постигать философ, раскрывая суть бытия вещей. К первым причинам относятся: форма, материя, начало движения и цель. Перечисленные четыре начала определяются, исходя из более общих понятий возможности и действительности, двух основных состояний сущего. Материя и начало движения выражают понятие возможности, а форма и цель – понятие действительности, при этом материя и цель суть абстрактно всеобщее, а форма и начало движения – конкретное. Что касается философии, то Аристотель как бы указывает на ее мифологическую родословную и на переходные формы между мифологическим и философским мировоззрениями. В целом же Аристотель развивает тезис Платона о том, что философия возникает вследствие изумления (или удивления). Известно, что Платон сказал в своем диалоге: “Теэтет”, что “изумление ... и есть начало философии ...”. Философию Эпикур понимает и определяет как деятельность, дающую людям посредством размышлений и исследований счастливую, безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий. «Пусты слова того философа, — писал Эпикур, — которыми не врачуются никакие страдания человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души».* А в письме к Менекею он поучал: «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией... Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятия философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени».