Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:06, контрольная работа
1. Сравнительная таблица по теме «Сходство и различие политико-правовых концепций Аристотеля и Цицерона".
2. Причины происхождения неравенства, его виды, этапы развития.
1. Составить сравнительную таблицу по теме «Сходство и различие политико-правовых концепций Аристотеля и Цицерона»
Сходство и различие политико-правовых концепций Аристотеля и Цицерона.
Критерии
Аристотель
Цицерон
1.Сущность и
происхождение государства.
Государство-продукт естественного развития, высшая форма общения между людьми. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение. Но государство – высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения. В политическом общении все другие формы общения достигают своей цели (благой жизни) и завершения. Человек по природе своей существо политическое, и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека. Однако не все люди, не все народности достигли такого уровня развития. Аристотель считал, что "варвары" – люди с неразвитой человеческой природой, и они не доросли до политической формы жизни. "Варвар и раб, по природе своей, понятия тождественные". Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти
свойственным и животным, является семья; из нескольких семей
возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство — высшую форму человеческого
общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек, гласит
знаменитое изречение философа, "по природе своей есть существо
политическое". Государство образуется
благодаря моральному общению между людьми. Политическое со¬
общество опирается на единомыслие граждан в отношении добродетели. "Государство не есть общность местожительства, оно не
создается для предотвращения взаимных обид или ради удобств
обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для существования государства, но даже и при наличии всех их, вместе
взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни". Как наиболее совершенная форма совместной жизни, государство предшествует телеологически семье и селению, т. е. является
целью их существования.
Государство-дело, достояние народа. При этом он подчеркивает, что «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи «правового государства». Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля, Цицерон отвергал широко распространенные в его время представления о договорном характере возникновения государства.
1. Составить сравнительную таблицу по теме «Сходство и различие политико-правовых концепций Аристотеля и Цицерона»……………….…..3
2. Охарактеризовать политико-правовую концепцию Ж.Ж. Руссо….…..7
Список использованной литературы………………………………...……….17