Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:20, контрольная работа

Описание

Познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями.

Содержание

Сущность и формы познания. Объект и субъект познания, их соотношение.
Диалектика чувственного и рационального в процессе познания.
Познание социальных процессов.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 43.59 Кб (Скачать документ)

Вместе с тем мышление есть функция  мозга. Об этом речь пойдет в главе, посвященной проблеме сознания.

Сложная природа мыслительного  процесса сделала мышление объектом изучения многих дисциплин – от психологии и физиологии высшей нервной  деятельности до логики и теории познания. В последние десятилетия мышление вызывает особый интерес со стороны  информатики и кибернетики. Появилось  немало исследований, обсуждающих проблему возможности создания искусственного интеллекта. Несомненные достижения в области моделирования и  разработки новых типов компьютеров  подкрепляли оптимизм сторонников  расширения границ интеллектуальной сферы. Однако имеющиеся результаты в создании компьютерных систем новейших поколений  не всегда оправдывают надежды. Конструкторам  “искусственного интеллекта” не удается преодолеть барьер, отделяющий природные, естественные мыслительные структуры от искусственных. Пока даже с помощью мощнейшего логического  аппарата, при наличии, казалось бы, совершеннейших технических средств  не удается проникнуть в сокровенные  механизмы деятельности мозга, его  структуру, чтобы до конца уяснить  уникальную специфику человеческого  мышления. Без решения этой задачи создание искусственного интеллекта невозможно.

Успехи в раскрытии природы  познания, уточнение представлений  о его чувственной и рациональной формах привели на определенном этапе  к их абсолютизации, вылившейся в  противоречие эмпиризма и рационализма.

Эмпиризм (от греческого слова empeiria – опыт) – такое философское направление, сторонники которого чувственный опыт считают единственным источником знания. Возникновение эмпиризма своими корнями уходит в эпоху философии Нового времени. Особенно широкое распространение эмпиризм получил в учениях философов-идеалистов в XIX веке. Именно тогда он был положен в основу теории познания многих философских течений и прежде всего позитивизма и родственных ему направлений.

Противоположное эмпиризму направление  – рационализм (от латинского слова rationalis – разумный). Его сторонники пытались уподобить истины, лежащие в основе всякого знания и якобы обосновывающие сами себя, “ясным и отчетливым” математическим аксиомам. Философская суть рационализма проявляется в утверждении, что разум – основа бытия, познания и морали. Широкое распространение термин рационализм получил опять же в XIX веке. В своем большинстве выразители рационалистической философии настаивают на учении, согласно которому всякая реальность имеет в себе самой или в начале, от которого она происходит, достаточное основание для собственного бытия. Подобная трактовка рациональности преследует цель устранить различие между материализмом и идеализмом. Рационализм исходит из того, что разум является источником и критерием достоверности знания, в рамках рационализма мышление отрывается от чувственного восприятия.

Рационализм подразделяется на онтологический и гносеологический. Онтологический рационализм утверждает разумность бытия, наличие в бытии некоего  разумного начала. Гносеологический – объявляет разум главной  формой познания. В противовес чувственному созерцанию эмпириков рационалисты (Декарт, Лейбниц, Спиноза) выдвинули  идею сверхчувственного. Издержки подобного  подхода сказались в абсолютизации  понятия “интеллектуальная интуиция”, посредством которой разум, без  опоры на опыт и минуя чувственные  данные, приходит к непосредственному  постижению сущности бытия.

Противостояние эмпиризма и  рационализма оставило заметный след в истории философии. И хотя понимание  действительных причин имевшего место  заблуждения позволило преодолеть его, последствия односторонней  трактовки не устранены окончательно.

Сегодня выделяют эмпирический и теоретический  уровни знания. Их различие проводится по разным основаниям: по объекту исследования, уровню отражения объективного мира и характеру связи с практикой, по логическим приемам познания и  т. п.

Эмпирическое – это такой уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент). На этом уровне знание фиксирует качества и свойства изучаемого предмета, доступные чувственному созерцанию. Данные наблюдений и экспериментов образуют эмпирическую основу теоретического исследования. Необходимость в такого рода сведениях подчас выступает причиной разделения наук на экспериментальные и теоретические, хотя, конечно, на практике нельзя добиться положения, когда из экспериментальных дисциплин начисто будет устранена теория, а из теоретических изъято всякое упоминание об эксперименте.

Теоретический уровень знания опирается  на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступают  результаты, полученные в ходе чувственного восприятия.

Анализируя проблемы научного познания, необходимо исходить из факта существования  сложных и противоречивых связей между эмпирическим и теоретическим  уровнями научного знания. Ориентация на какое-либо одно из этих гносеологических направлений не приведет к пониманию сути этих связей. Ибо гносеология эмпиризма ограничивается суммированием, сопоставлением и обобщением данных эмпирии, а односторонность всеохватного теоретизма – своеобразной реакции на узкий эмпиризм – игнорирует наличие эмпирии как самостоятельного элемента познания. Разрешение проблемы теоретического и эмпирического в научном познании носит методологический характер.

 

  1. Познание социальных процессов.

Разные науки, вполне понятно, обладают своими специфическими методами и средствами исследования. Философия, не отбрасывая такую специфику, тем не менее  сосредоточивает свои усилия на анализе  тех способов познания, которые являются общими для большинства опытных  и теоретических (формальных) научных  дисциплин.

В отличие от психологии, в рамках которой исследуются проблемы научного творчества, ведется изучение индивидуальных особенностей познавательной деятельности ученого, философию интересуют общие  закономерности процесса познания, средства и методы, с помощью которых  ведутся научные исследования.

В философии имеется большая  область, именуемая методологией (учение о методе). Это – философское учение о способах познания и преобразования действительности, применение принципов мировоззрения к процессу познания, творчеству и практике. Конкретные науки, специальные по отношению к философии, выступают как методологические по отношению к более узким разделам данной области знания (общая экономическая теория, например, выступает методологической основой для всех других разделов экономики).

Исходным пунктом научного поиска, отправной точкой творческого процесса познания выступает выбор и постановка научной проблемы. Ее разрешение может  быть достигнуто посредством либо эмпирических, либо теоретических методов. На практике обычно дело складывается таким образом, что используются и те, и другие.

В общих чертах процесс познания выглядит следующим образом: от эмпирии  – к теории, от фактов, данных наблюдений и результатов экспериментов  – к гипотезам, законам и теориям. Для получения ответа на вопрос, сформулированный в той или иной научной проблеме, в качестве возможного решения выдвигают гипотезу, которая  в ходе исследования превращается в  закон или приобретает форму  новой теории.

Основными средствами (методами) эмпирического  исследования являются наблюдение и  эксперимент. Их дополняют многочисленные измерительные процедуры, нередко  требующие применения специальных  приборов и соответствующего математического  аппарата.

Наблюдение – это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Наблюдение опирается на чувственное познание. Объектом наблюдения выступают не только предметы внешнего мира. Когда наблюдению подлежит восприятие переживаний, чувств, психических и эмоциональных состояний самого субъекта, тогда речь идет о самонаблюдении (интроспекции).

Наблюдение не ограничивается механическим и автоматическим фиксированием  фактов. Активную функцию в процессе наблюдения выполняет сознание человека. Это значит, что наблюдатель не просто регистрирует факты, а целенаправленно  отыскивает их, опираясь в своем  поиске на гипотезы и предположения, привлекая уже имеющийся опыт. Полученные результаты наблюдения используются либо для подтверждения гипотезы (теории), либо для ее опровержения.

Наблюдения должны подводить к  результатам, не зависящим от воли, чувств и желаний субъекта, то есть они должны давать объективную информацию. Наблюдения подразделяются на непосредственные и косвенные. В отличие от прямых, непосредственных наблюдений косвенные  имеют место тогда, когда предметом  исследований становится не сам объект или процесс, а эффект его взаимодействия с другими объектами и явлениями. Особенность таких наблюдений в  том, что заключение об исследуемых  явлениях делается на основе восприятия результатов взаимодействия ненаблюдаемых  объектов с наблюдаемыми.

Хрестоматийный пример подобного  рода наблюдений дает физика. Для исследования природы заряженных частиц используется так называемая камера Вильсона. Ее заполняют перенасыщенным паром, через  который пропускают заряженные энергией частицы. Реальные размеры частиц не позволяют человеческому глазу  зафиксировать их движение. Поэтому  о свойствах частиц можно судить лишь косвенно, по таким видимым  проявлениям, как образование треков (следов), оставляемых множеством мельчайших капелек жидкости. Они образуются в результате конденсации перенасыщенного  пара как раз в тех центрах, которыми служат ионы, образующиеся вдоль  траектории полета заряженных частиц. Оставляемые ими следы напоминают след высоко летящего самолета. Их можно  фотографировать, измерять, а затем  на основе таких измерений делать соответствующие заключения.

Косвенные наблюдения все шире используются в современной науке, особенно там, где речь идет о познании строения Вселенной (астрофизика), о процессах, происходящих на субатомном и субмолекулярном  уровнях (атомная физика, квантовая  механика и химия, молекулярная биология).

Наблюдение в научном исследовании выполняет следующие функции: обеспечение  эмпирической информацией; проверка гипотез  и теорий, которую нельзя осуществить  с помощью эксперимента; сопоставление  результатов, полученных в ходе теоретического исследования, проверка их адекватности и истинности.

Эксперимент – это метод эмпирического исследования, обеспечивающий возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Экспериментатор сознательно и целенаправленно вмешивается в естественный ход их протекания. Эксперимент осуществляется путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий его протекания. Результаты испытаний строго фиксируются и контролируются. Повторение эксперимента обеспечивает возможность сравнения получаемых каждый раз результатов. Огромные успехи, достигнутые в последние два столетия в естествознании, в значительной мере обязаны экспериментальному методу.

В результате совершенствования методики экспериментального исследования, использования  в нем сложнейших приборов и оборудования достигнут чрезвычайно широкий  диапазон применения этого метода. В зависимости от целей, предмета исследования, характера используемой техники выработана классификация  различных видов эксперимента.

По своим целям эксперименты объединяются в две группы. К первой группе относятся эксперименты, посредством  которых осуществляется проверка различных  теорий и гипотез. Ко второй – эксперименты, предназначенные для сбора эмпирической информации, уточнения тех или  иных предположений. Иногда такие эксперименты называют поисковыми.

В зависимости от исследуемого объекта  и характера научной дисциплины различают следующие эксперименты: физические, химические, биологические, космические, психологические и  социальные. Их круг может быть расширен в силу необходимости изучения каких-либо специальных явлений или свойств  предмета, требующего привлечения иных научных дисциплин.

В настоящее время существенно  изменилась природа эксперимента. Наряду с повышением его технической  оснащенности этому способствовало распространение моделирования. Невозможность осуществить подчас прямой эксперимент (непосредственное взаимодействие с изучаемым объектом) побудила ученых использовать различного типа модели. В качестве последних чаще всего выступают образцы, макеты, копии объекта-оригинала. Модели заменяют собой объекты исследования в тех случаях, когда изучаются, например, проблемы здоровья человека или исследуются свойства объекта, занимающего обширные пространства, находящегося на значительных удалениях от исследовательского центра и т. п. Необходимость проведения при этом сложных расчетов повысила удельный вес использования приемов математической обработки результатов, достижений информатики и компьютеризации.

По характеру методов и результатам  исследования эксперименты подразделяют на качественные и количественные. Качественные эксперименты направлены на выявление последствий воздействия  различных факторов на исследуемый  процесс, когда можно пренебречь установлением точных количественных характеристик. В тех же случаях, когда на первый план выдвигается  задача точного измерения исследуемых  параметров процесса или объекта, осуществляется количественный эксперимент. На практике оба этих типа эксперимента выступают  как последовательные этапы единой задачи, поэтому их не следует противопоставлять. И количественный, и качественный эксперименты способствуют более полному раскрытию признаков и свойств предмета, приводя в итоге к его целостному познанию.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"