Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:43, контрольная работа

Описание

Прежде всего, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина – следствие, случайное – необходимое, часть – целое, элемент – структура и др. Категории отражают наиболее общие связи, отношения вещей.

Работа состоит из  1 файл

Философия.doc

— 64.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

Кафедра философии

                                          

 

 

 

 

 

 

 

                     

 КОНТРОЛЬНОЕ  ЗАДАНИЕ

 

                                                                                      

по дисциплине Философия

вариант №2

 

 

Выполнил студент

заочной формы обучения

специальности Управление персоналом

III курса      группы

№ студенческого билета

(зачетной книжки)            ________________                           

                                                                           (подпись)                            (инициалы, фамилия)

 

 

 

 

 

 

Проверил преподаватель

 

__________________________              __________________       _____________________________

     (ученая  степень, звание)                             (подпись)                            (инициалы, фамилия)

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2011

 

  1. Раскройте основные функции философии

Прежде всего, философия  выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или  общественно-историческая жизнь людей  в целом. Их называют универсалиями  культуры. Важное место среди них занимают категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина – следствие, случайное – необходимое, часть – целое, элемент – структура и др. Категории отражают наиболее общие связи, отношения вещей. В своей совокупности они отражают  основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Эти понятия приложим не к какой-то одной области явлений, а к любым явлениям. Ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в различных формах практической деятельности нельзя обойтись, скажем, без понятия причины. Такие понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держится человеческая разумность. Вот почему их относят к предельным основаниям, универсальным формам культуры. Классическая философия от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятия философии с учением о категориях. В схеме ромашка сердцевина соответствует общему понятийному аппарату философии – системе категорий.

Многие века философы считали категории вечными формами «чистого» разума. Историко-материалистический подход выявил иную картину: категории формируются исторически с развитием человеческого мышления и  воплощаются в речевых структурах, в языке. Обращаясь к языку как культурно-историческому образованию, анализируя формы высказываний и действия людей, философы выявляют наиболее общие основания речевого мышления и практики.

В комплексе самых общих оснований  культуры важное место занимают обобщенные образы бытия и его различных  частей (природа, общество, человек) в их взаимосвязи, взаимодействии. Подвергшись теоретической проработке, такие образы трансформируются в философское учение о бытии – онтологию (от греческого ontos – сущее и logos – учение). Кроме того, теоретическому осмыслению подлежат различные формы отношений мира и человека – практические, познавательные и ценностные; отсюда и название соответствующих разделов философии: праксиология (от греческого praktikos – деятельный), гносеология (от греческого gnoseos – познание) и аксиология (от греческого axios – ценный).

Философская мысль выявляет не только интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные  и другие «универсалии», всегда относящиеся  к конкретным историческим типам  культур и вместе с тем принадлежащие  человечеству в целом, всемирной истории.

Помимо функции экспликации  «универсалий» философия как  рационально-теоретическая форма  мировоззрения берет на себя и  задачу рационализации – перевода в логическую, понятийную форму, а  также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах.

Разработка обобщенных идей и представлений  с самого начала входила в задачу философии как рационально-теоретической  формы мировоззрения. В процессе исторического развития база философских  обобщений меняла свой вид, охватывая все более обширные опытные, а затем и теоретические знания. На первых порах философская мысль обращалась к разным вненаучным и донаучным, в том числе обыденным, формам опыта. Широта охвата явлений, рассмотрение под единым углом зрения, казалось бы, далеких друг от друга форм опыта, знаний вкупе с силой теоретической, поднимающейся над частностями мысли способствовали формированию общей концепции атомистики. Самые обычные, повседневные наблюдения в сочетании с особым философским образом мысли служили нередко толчком к открытию удивительных черт и закономерностей окружающего мира (перехода количества в качество, внутренней противоречивости различных явлений и многих других). Повседневный опыт, жизненная практика участвуют во всех формах философского освоения мира людьми постоянно, а не только на ранних этапах истории. Базис для философских обобщений существенно обогащался по мере развития, углубления конкретно-научных знаний.

Философия в культуре выполняет  также важную критическую функцию. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, восстающих на пути к истинному познанию, правильному действию.

По отношению к предшествующему и наличному культуро-историческому опыту философия выполняет роль своего рода мировоззренческого «сита». Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, разрушают устаревшие взгляды, догмы, схемы миропонимания. Вместе с тем они стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения все ценное, рациональное, истинное, оказать ему поддержку, обосновать, развить.

Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. В качестве формы теоретической  мысли она обладает мощными конструктивными возможностями творческого формирования принципиально новых идей, мировоззренческих образов, идеалов. Философия способна выстраивать различные варианты миропонимания, как бы заготавливая пробные системы мировоззрения для будущего, которое полно неожиданностей, никогда не бывает всецело ясным для ныне живущих людей. Это подтверждается существованием в истории философии разных вариантов понимания и решения мировоззренческих проблем.

Важнейшей функцией философии в  культурно-исторической жизни людей являются согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного. Их целостное философское осмысление – необходимое условие гармоничной и сбалансированной общественной жизни. Соответствующая интересам человечества мировоззренческая ориентация требует интеграции всех основных задач, ценностей человеческой культуры. Их согласование посильно лишь для универсального мышления, обеспечиваемого той сложной духовной работой, которую в человеческой культуре взяла на себя философия.

Анализ важнейших функций философии  в системе культуры показывает, что  культурно-исторический подход внес заметные изменения в классические представления  о предмете, целях, способах и результатах  философской деятельности. /3/

 

  1. Раскройте сущность морали, её роль в жизни личности и общества

Мораль или нравственность – одна из самых удивительных сфер духовной жизни общества. Мораль –  это совокупность норм и принципов  поведения людей по отношению  друг к другу, к окружающим, к обществу, человечеству, санкционированных личным убеждением, общественным мнением и традициями.

Как же возникает мораль? Этот вопрос мыслители по-разному понимают и  дают на него различные ответы.

Какова же специфика  морали. Во-первых, характеризуя мораль в целом, необходимо подчеркнуть добровольность следования её нормам, добровольный выбор поступка и переживание ответственности за свое поведение. Человек обладает свободой воли, моральной свободой, человек сам выбирает поступки, сам себя судит судом совести или сам себя прощает. Никакого внешнего принуждения в морали не существует. Человек сам, наедине с самим собой принимает решение: не отдать долг, то есть поступить подло, или отдать долг, написать донос о поступке, быть может мнимом, своего товарища или уклониться от этого, вступиться за незнакомку, к которой пристают хулиганы, или пройти мимо, уступить место пожилой женщине в электричке или продолжать сидеть на скамейке, небрежно перелистывая журнал. Во-вторых, специфика морали состоит в том, что она существует в моральном сознании народа и передается от поколения к поколению. В-третьих, мораль каждого общества отличается своеобразием норм и правил, и у каждого народа свои нравственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Мораль – сложное  социальное образование, которое выступает  как единство нравственного сознания (норм, принципов, понятий, ценностей), нравственных отношений (к обществу, коллективу, к окружающим, друг к другу, к самому себе), нравственной практики (поведение, поступки). Содержание морали можно, конечно, с большой долей условности попытаться представить графически (табл.1).

Таблица 1

МОРАЛЬ

Нравственное сознание

Нравственные отношения

Нравственная практика

понятия

нормы

принципы

ценности

к обществу

к коллективу

друг к другу

к самому себе

поведение

поступки


 

В табл. 1 мы видим, что  мораль может быть рассмотрена как  три блока вопросов: во-первых, нравственное сознание, то есть имеющиеся в нашем сознании представления о том, что является моральным, что относится к сфере морали. Понятия, по Аристотелю, основные категории (слова) для выражения связей и отношений в вещах. Понятия – это все слова, которые дают нам возможность составить представление о сфере морали: мораль, нравственность, добро, зло, достоинство, совесть, ответственность, милосердие, мужество, честность и др. Мы знаем, к примеру, что мужество, честность, порядочность, доброжелательность, гуманность являются высокоморальными качествами. Мы знаем, что грубость, жестокость, воровство, измена, предательство отвратительны. Все это относится к сфере морали.

О нормах морали уже сказано, что это представление о подобающем, о том, как надо поступать в конкретной ситуации. Норма – это предписание, образец поведения или действия, мера оценки. Норма выражает то, что существует или должно существовать. К моральным нормам можно отнести обычаи и ритуалы, которые рассматривают как вид общественной дисциплины. Такие моральные нормы, как честность, порядочность, доброжелательность, милосердие, гуманность, добросовестность, чувство долга и ответственность, воспроизводятся в моральном сознании в виде соответствующих правил, заповедей, кодексов поведения.

Принципы морали – более сложное образование, они выражают моральные требования, которые касаются нравственной сущности человека, его назначения, смысла жизни и характера взаимоотношений между людьми. Принципы морали дают человеку общее направление деятельности и обычно служат основанием для более частных норм поведения. Принципы морали – это наиболее общие и существенные, исходные нравственные требования для выражения жизненных связей и отношений людей.

Ценность в морали – значимость объекта окружающего мира для человека, группы, общества в целом. Эта значимость объекта определяется не столько его свойствами, сколько его вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности. Значение этических ценностей раскрывается благодаря воспитанию.

В табл. 1 во втором столбце содержится блок вопросов в морали, которые  раскрывают совокупность нравственных отношений человека к обществу, к  окружающим, к коллективу, друг к  другу, к самому себе. В третьем столбце таблицы в качестве самостоятельного блока вопросов указывается нравственная практика. Ведь морально развитой человек обязан не только признавать честность в качестве добродетели, но и последовательно поступать в соответствии с этой нравственной ценностью.

Мораль имеется в любом обществе, это непременная составная часть  духовной жизни любого общества.

Нравственная жизнь общества протекает  как бы на двух уровнях: внизу располагается  фактическое бытие межчеловеческих  отношений с их многообразными и, как правило, эгоистически ориентироваными нравами, а над ними возвышается царство абстрактного добра, моральных грез – ценности, идеалы, нормы гуманности и справедливости. Нравственная жизнь принимает форму противоречия между тем, что должно быть, и тем, что есть в действительности. /1,100-109/

Правовое регулирование – это  регулирование поведения людей  с помощью системы законов. Оно  оставляет вне своего влияния  огромную область человеческих отношений, именуемых нравственными. Законом  не предусмотрено, например, наказание за нарушение правил приличия, за невежливость и т.п. Это осуждается общественным или личным мнением.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"