Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:02, контрольная работа
Цель работы состоит в изучении философии эпохи Просвещения. Для раскрытия этого вопроса нужно, прежде всего, дать общую характеристику и значимость данной темы. Задачами работы : Изучить философию Французского Просвещения и ее общую характеристику; концепцию человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения. Раскрыть социально-философское значение Французского Просвещения.
Введение …………………………………………………………………….........3
Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные направления…………………………………………… …….4
Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения………………………………………………………. ……7
Этьенн Бонно де Кондильяк……………………………………………7
Жюльен Офре де Ламетри……………………………………………...8
Дени Дидро……………………………………………………………....8
Вольтер(Франсуа-Мари Аруэ)……………………………………….....9
Жан-Жака Руссо………………………………………………………....9
Поль Анри Гольбах…………………………………………………….10
Клод Адриан Гельвеций………………………………………………..11
Cоциально-философское значение Французского Просвещения….12
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………………………17
4) Вольтер(Франсуа-Мари Аруэ)
С позиций умеренного деизма рассуждал о слабости и ничтожности человека Вольтер. В «Трактате о метафизике» и «Философских письмах» он отстаивает «материальность души и сознания» человека, а понятие человеческой судьбы трактует на основе естественно-научного детерминизма. Ограничивая свободу Бога, он отстраняет его от предопределения человеческой судьбы. Человек подчинён законам природы и в этом состоит его судьба и несвобода. Вольтер считает человека общественным существом, «социальным животным», которое испытывает потребность в обществе. Социальные свойства, по мнению Вольтера, есть основной признак человека.
5) Жан-Жака Руссо
Руссо, считал, что человек по природе доброе и хорошее существо и что единственно его собственные учреждения делают его злым и дурным. В самом значительном своём труде «Об общественном договоре, или Принципы политического права» Руссо утверждает концепцию гражданской свободы. Считая равенство естественным состоянием человеческого общества, Руссо главную причину неравенства видит в возникновении частной собственности. В целях смягчения неравенства Руссо предлагает ввести прогрессивный налог, ограничить переход имущества и капитала по наследству, освободить от налогов тех землевладельцев, которые имеют лишь самые необходимые средства труда.
Руссо отстаивал в целом утопическую идею социального эгалитаризма – устранение неравенства путём уравнительного распределения между всеми относительно равной частной собственности. Реализация свободы и равенства, возможна, по его мнению, лишь при республиканском образе правления, так как только в республике подлинным творцом законов является сам народ.
6) Поль Анри Гольбах
П. Гольбах свою социально-философскую концепцию тесно увязывает с этической. Он отвергает идеализирование Руссо первобытного состояния общества как «счастливого прошлого» и считает, что подобное «естественное состояние» является надуманным и противоречащим человеческой природе, так как человек всегда существовал в обществе.Сущность общества Гольбах видел, прежде всего, в удовлетворении жизненных потребностей и интересов людей, в их стремлении к счастью.
Источник пороков и бедствий общества Гольбах толкует с просветительских позиций. Это непонимание людьми своих действительных интересов, невежество, заблуждения, незнание путей, которые могли бы привести к благополучию.
7) Клод Адриан Гельвеций
Своеобразное понимание сущности человека на основе материалистического сенсуализма выдвинул К.Гельвиций. Он считал, что у человека все сводится к ощущениям. Поэтому движущимися силами его деятельности и поведения являются физические удовольствия и страдания. Они составляют «одно жизненное начало, одушевляющее человека». Человек стремится получить удовольствия и избежать страдания. Гельвиций составляет генеалогию страстей, которыми одержимы люди в своих поступках. Но он не отрицает «всемогущего воспитания». «Воспитание делает нас тем, чем мы являемся»- писал он.
III. Cоциально - философское значение Французского Просвещения
Значение Французского Просвещения определяется некоторыми моментами. Первый, из которых является разработка идеи гражданского общества.
Просветители в эпоху
Противоречие буржуазно-демократического движения, состоящее в том, что его представители в борьбе с феодализмом воплощают как бы интерес всего гражданского общества и даже всех его классов, враждебных старым порядкам, и вместе с тем расчищают исторический путь только для господства буржуазии, обусловило ряд существенных недостатков в материалистическом мировоззрении просветителей — от Дидро до Фейербаха и Чернышевского.
Второй момент – это
Были восприняты многие идеи Д.Локка: “естественное право” с его принципами, правовое равенство индивидов и др. По Д.Локку, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии нет “войны всех против всех”. Индивиды, не испрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует равенство, “при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого”. Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов и т. д. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство. д ж. Локк особенно акцентирует момент согласия: “ Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа”.
Государство есть тот
Третий момент- подготовка духовной основы Французской буржуазной революции с ее знаменитыми лозунгами;
Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой французской революции направленной против "старого порядка": абсолютизм короля, сословного строя, бесправия крестьян. Главные ценности освободительной борьбы - Свобода, Равенство, Братство - получили обоснование в философских, правовых сочинениях, в произведениях литературы и искусства. По характеристике Энгельса, просветители - "это великие люди, которые во Франции просвещали головы для приблизившейся революции..." Подавляющее большинство просветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиболее сильного и политически наиболее зрелого класса в составе "третьего сословия" (так официально определялся статус более 90% французского населения по отношению к входившим в господствующий класс привилегированным сословиям дворянства и духовенства) возглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых масс против феодально-абсолютистского строя. Следует подчеркнуть, что, отстаивая буржуазную форму частной собственности, просветители вместе с тем в большей или меньшей мере выражали интересы всего "третьего сословия" и отнюдь не были буржуазно ограниченными идеологами. Соответствуя насущным объективным потребностям общественного развития, просветительский идеал "царства разума" отражал также вековые чаяния трудящихся о полной социальной справедливости и свободе от всякого угнетения. Немаловажным фактом является то, что некоторая часть просветителей выступала в роли непосредственных идеологов беднейших слоев сельского и городского трудящегося населения.
Четвертый момент - утверждением преобразования мира на основе разума (практический рационализм).
Рационализм - метод мышления эпохи Просвещения,
разделяющий оптимизм этого мышления,
так как он верит в неограниченную силу
человеческого познания, которое в той
или иной степени духовно властвует над
всем существующим. Для рационализма есть
только еще не разрешенные, но не принципиально
неразрешимые проблемы.
Возникло новое
понятие науки, которое отождествлялось
с математикой и естественными науками
вообще. «Научным» с этого времени называют
то, что может быть представлено, изображено
с помощью математического и естественнонаучного
языка.
Позднее возникает понятие «нау
Под религиозным
рационализмом понимают апогей теологии
Просвещения 18 в., в которой традиционное
учение об откровении полностью интерпретируется
с позиций истин разума.
Заключение
Интеллектуальное и философское движение эпохи Просвещения оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, призывая к политической централизации, превращению феодальных государств в национальные и расширению прав их граждан. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние государственной церкви в социальной и политической жизни, рассматривая их как силы реакционные, репрессивные и основанные на предрассудках.
Наш интерес к философии эпохи Просвещения определяется не только тем, что эта философия является одним из важных этапов в развитии западноевропейской философской мысли, во многом повлиявшей на характер новых философских течений в XIX веке.
В работе была подробно
Список литературы
1. Алексеев П.В, Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2000.-648с.
2. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 608с.
3. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 622с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
4. Философский
энциклопедический словарь./
5. Спиркин А.Г. Философия – учебник – М., Гардарики, 2006. – 215 с.