Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:02, контрольная работа

Описание

Цель работы состоит в изучении философии эпохи Просвещения. Для раскрытия этого вопроса нужно, прежде всего, дать общую характеристику и значимость данной темы. Задачами работы : Изучить философию Французского Просвещения и ее общую характеристику; концепцию человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения. Раскрыть социально-философское значение Французского Просвещения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….........3
Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные направления…………………………………………… …….4
Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения………………………………………………………. ……7
Этьенн Бонно де Кондильяк……………………………………………7
Жюльен Офре де Ламетри……………………………………………...8
Дени Дидро……………………………………………………………....8
Вольтер(Франсуа-Мари Аруэ)……………………………………….....9
Жан-Жака Руссо………………………………………………………....9
Поль Анри Гольбах…………………………………………………….10
Клод Адриан Гельвеций………………………………………………..11
Cоциально-философское значение Французского Просвещения….12
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

философия просвещения.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

 

4) Вольтер(Франсуа-Мари Аруэ)

С позиций умеренного деизма рассуждал о слабости и  ничтожности человека Вольтер. В  «Трактате о метафизике» и  «Философских письмах» он отстаивает «материальность души и сознания»  человека, а понятие человеческой судьбы трактует на основе естественно-научного детерминизма. Ограничивая свободу Бога, он отстраняет его от предопределения человеческой судьбы. Человек подчинён законам природы и в этом состоит его судьба и несвобода. Вольтер считает человека общественным существом, «социальным животным», которое испытывает потребность в обществе. Социальные свойства, по мнению Вольтера, есть основной признак человека.

 

5) Жан-Жака Руссо

Руссо, считал, что человек по природе доброе и хорошее существо и что единственно  его собственные учреждения делают его злым и дурным. В самом значительном своём труде «Об общественном договоре, или Принципы политического права» Руссо утверждает концепцию гражданской свободы. Считая равенство естественным состоянием человеческого общества, Руссо главную причину неравенства видит в возникновении частной собственности. В целях смягчения неравенства Руссо предлагает ввести прогрессивный налог, ограничить переход имущества и капитала по наследству, освободить от налогов тех землевладельцев, которые имеют лишь самые необходимые средства труда.

Руссо отстаивал  в целом утопическую идею социального  эгалитаризма – устранение неравенства  путём уравнительного распределения  между всеми относительно равной частной собственности. Реализация свободы и равенства, возможна, по его мнению, лишь при республиканском образе правления, так как только в республике подлинным творцом законов является сам народ.

 

6) Поль Анри Гольбах

        П. Гольбах свою социально-философскую концепцию тесно увязывает с этической. Он отвергает идеализирование Руссо первобытного состояния общества как «счастливого прошлого» и считает, что подобное «естественное состояние» является надуманным и противоречащим человеческой природе, так как человек всегда существовал в обществе.Сущность общества Гольбах видел, прежде всего, в удовлетворении жизненных потребностей и интересов людей, в их стремлении к счастью.

Источник пороков и бедствий общества Гольбах толкует с просветительских позиций. Это непонимание людьми своих действительных интересов, невежество, заблуждения, незнание путей, которые могли бы привести к благополучию.

 

7) Клод Адриан Гельвеций

            Своеобразное понимание сущности человека на основе материалистического сенсуализма выдвинул К.Гельвиций. Он считал, что у человека все сводится к ощущениям. Поэтому движущимися силами его деятельности и поведения являются физические удовольствия и страдания. Они составляют «одно жизненное начало, одушевляющее человека». Человек стремится получить удовольствия и избежать страдания. Гельвиций составляет генеалогию страстей, которыми одержимы люди в своих поступках. Но он не отрицает «всемогущего воспитания». «Воспитание делает нас тем, чем мы являемся»- писал он.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   III. Cоциально - философское значение Французского Просвещения

        Значение Французского Просвещения определяется некоторыми моментами. Первый, из которых является разработка идеи гражданского общества.

         Просветители в эпоху Просвещения  отражали интересы народных масс. Они учитывали тот факт, что гармония между естественными предпосылками существования человека и общественной формой его жизни давно нарушена ходом самой цивилизации. Здесь рост богатства рождает нищету - вынужденный отказ даже от элементарных жизненных потребностей. Связывали просветители это с прогнившими устоями феодального государства, а известные затруднения у них вызывало только то, что происходило в недрах самого буржуазного мира. С точки  зрения великой программы  универсального перевоспитания человечества — на основе «разума» и «просвещения» — феодально-буржуазный эгоизм выглядел, как зло, от которого человечество может вполне освободиться под руководством его мыслящего, философского авангарда.  Монтескье и Дидро верили в силу интеллекта и в доброту человеческой натуры. Они писали  что торговля «смягчает нравы» и одновременно служит фактором разрушения «добродетели» и гражданской спаянности людей. Трудность заключалась в том, что «общегражданский» политический идеал нельзя было вывести непосредственно из классовой основы буржуазного общества, как и наклонность к общественной деятельности в форме бескорыстного стремления — из материальных эгоистических интересов отдельных буржуазных индивидов. Политическое сознание буржуазной демократии оказалось далеко от содержания буржуазного общества как «мира потребностей, труда, частных интересов» (Маркс). Поэтому просветители, не принимавшие культа эгоизма как единственной основы полноценной жизненной деятельности, установили идеал политического гражданина преодолевающего эгоизм собственного материального существования.

             Противоречие буржуазно-демократического движения, состоящее в том, что его представители в борьбе с феодализмом воплощают как бы интерес всего гражданского общества и даже всех его классов, враждебных старым порядкам, и вместе с тем расчищают исторический путь только для господства буржуазии, обусловило ряд существенных недостатков в материалистическом мировоззрении просветителей — от Дидро до Фейербаха и Чернышевского.

       Второй момент – это разработка  идеи суверенной личности и  обоснования естественных прав человека.

       Были восприняты многие идеи  Д.Локка: “естественное право”  с его принципами, правовое равенство  индивидов и др. По Д.Локку, до возникновения государства люди пребывают  в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии  нет “войны всех против всех”. Индивиды, не испрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует  равенство, “при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого”. Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии,  соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении  естественных законов и т. д. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную  жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить  государство. д ж. Локк особенно акцентирует момент согласия: “ Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа”.

         Государство есть тот социальный  институт, который воплощает  и отправляет функцию публичной власти. Неверно, однако, выводить таковую из якобы врожденных, данных самой природой каждому отдельному лицу свойств-дозволений заботиться о себе и наказывать проступки других. Локк именно в указанных “естественных” свойствах индивида усматривал  первоначальное право и источник как “законодательной и исполнительной власти, а равно и самих правительств и обществ”.

              Третий момент- подготовка духовной основы Французской буржуазной революции с ее знаменитыми лозунгами;

              Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой французской революции направленной  против "старого порядка": абсолютизм короля, сословного строя, бесправия крестьян. Главные ценности освободительной борьбы - Свобода, Равенство, Братство - получили обоснование в философских, правовых сочинениях, в произведениях литературы и искусства.  По характеристике Энгельса, просветители - "это великие люди, которые во Франции просвещали головы для приблизившейся революции..." Подавляющее большинство просветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиболее сильного и политически наиболее зрелого класса в составе "третьего сословия" (так официально определялся статус более 90% французского населения по отношению к входившим в господствующий класс привилегированным сословиям дворянства и духовенства) возглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых масс против феодально-абсолютистского строя. Следует подчеркнуть, что, отстаивая буржуазную форму частной собственности, просветители вместе с тем в большей или меньшей мере выражали интересы всего "третьего сословия" и отнюдь не были буржуазно ограниченными идеологами. Соответствуя насущным объективным потребностям общественного развития, просветительский идеал "царства разума" отражал также вековые чаяния трудящихся о полной социальной справедливости и свободе от всякого угнетения. Немаловажным фактом является то, что некоторая часть просветителей выступала в роли непосредственных идеологов беднейших слоев сельского и городского трудящегося населения.

         Четвертый момент - утверждением преобразования мира на основе разума (практический рационализм).

        Рационализм - метод мышления эпохи Просвещения, разделяющий оптимизм этого мышления, так как он верит в неограниченную силу человеческого познания, которое в той или иной степени духовно властвует над всем существующим. Для рационализма есть только еще не разрешенные, но не принципиально неразрешимые проблемы. 
         Возникло новое понятие науки, которое отождествлялось с математикой и естественными науками вообще. «Научным» с этого времени называют то, что может быть представлено, изображено с помощью математического и естественнонаучного языка.

         Позднее возникает понятие «науки, свободной от ценностей», означающее, что наука заботится не о том, ценны ли с этической точки зрения и приобрели ли достоинство ценности предметы, а также результаты ее исследований, заключают ли они в себе святое или несвятое. 
         Под религиозным рационализмом понимают апогей теологии Просвещения 18 в., в которой традиционное учение об откровении полностью интерпретируется с позиций истин разума.

 

 

 

 

 

 

Заключение

          Интеллектуальное и философское движение  эпохи Просвещения оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, призывая к политической централизации, превращению феодальных государств в национальные и расширению прав их граждан. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние государственной церкви в социальной и политической жизни, рассматривая их как силы реакционные, репрессивные и основанные на предрассудках.

           Наш интерес к философии эпохи  Просвещения определяется не  только тем, что эта философия является одним из важных этапов в развитии западноевропейской философской мысли, во многом повлиявшей на характер новых философских течений в XIX веке.

          В работе была подробно рассмотрена  тема эпохи Просвещения;  общая характеристика и основные пробелы; концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения; социально-философское значение Французского Просвещения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1.   Алексеев  П.В, Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2000.-648с.

2. Балашов Л.Е. Философия:  Учебник. – М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 608с.

3.    Философия:  Учебник для вузов/ Под ред.  проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 622с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

4.    Философский  энциклопедический словарь./Редкол.: С. С. Аверинцев и др. - 2-е  изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 814 с.

5.     Спиркин А.Г. Философия – учебник – М., Гардарики, 2006. – 215 с.

 

 


 



Информация о работе Контрольная работа по "Философии"