Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:29, контрольная работа

Описание

Основной вопрос философии и три его аспекта (онтология, гносеология, аксиология). Основные философские школы, течения и направления
Многие исследователи считают философию наукой. Философия – это наука о всеобщем. Всеобщее в философии существует в форме целостного, синтеза всего конкретного. В этой связи часто говорят, что философия есть наука о мире в целом.

Содержание

1. Основной вопрос философии и три его аспекта (онтология,
гносеология, аксиология). Основные философские школы, течения и направления………………………………………………………………….3
2. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова и решение
глобальных проблем человеческой цивилизации………………………….7
Тест на размышление………………………………………………………..10
Список литературы………………………………………………………….11

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 50.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт

Кафедра гуманитарных наук 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА   № 17 

по дисциплине « Философия » 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил: Спиридонова А.В.

                       студентка 1 курса

                       экономического факультета,

                                                               специальность 

«Экономика  и  управление» СОП 

                                                                                    Проверил: 
 
 
 
 

  

Кемерово  2011 

Оглавление

1. Основной вопрос  философии и три его аспекта  (онтология, 
гносеология, аксиология). Основные философские школы, течения и направления………………………………………………………………….3

2. «Философия  общего дела» Н.Ф. Федорова  и решение 
глобальных проблем человеческой цивилизации………………………….7  
Тест на размышление………………………………………………………..10 
Список литературы………………………………………………………….11
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Основной вопрос  философии и три его аспекта  (онтология, гносеология, аксиология). Основные философские школы, течения и направления 
Многие исследователи считают философию наукой. Философия – это наука о всеобщем. Всеобщее в философии существует в форме целостного, синтеза всего конкретного. В этой связи часто говорят, что философия есть наука о мире в целом. 
Для философии характерны следующие функции: 
1) теоретическая (философия как мировоззрение); 
2) чувственно-эстетическая (философия как мироощущение); 
3) герменевтическая.

Наряду с перечисленными довольно часто выделяют еще и  другие функции: 
1) онтологическую; 
2) гносеологическую; 
3) методологическую; 
4) логи¬ческую; 
5) аксиологическую; 
6) эвристическую; 
7) гуманистическую [5]. 
Как онтология философия является учением о бытии (греческое слово "он" = сущее).  
В качестве гносеологии (греческое "гносис" = знание, познание) философия изучает источники, формы и методы познания.  
Если философия изучает способы познания, то она выступает методологией (греческое "методос" = способ).  
В качестве логики философия исследует взаимосвязь и взаимопереход идей.  
Аксиология (греческое "аксиос" = цен¬ный) - это учение о ценностях. 
Эвристика (буквально в переводе с греческого означает нахождение) занимается поисками путей творчества и их обоснования.  
Гуманистическая (от латинского "гуманус" = человечный) функция философии реализуется в философском учении о человеке, которое часто называют антро¬пологией (греческое "антропос" = человек) [1].  
О каждой из перечис¬ленных функций философии написаны сотни книг.  
Итак, в чем же состоит назначение философии? Почему человек философствует? Немецкий мыслитель М. Хайдеггер считал философию вопрошанием в поиске удела человека. По Хайдеггеру, философия есть ностальгия, тоска по тому, чтобы везде быть дома в том причудливом мире, где нам суждено быть или не быть. Быть или не быть - вот в чем вопрос. А если быть, то каким? 
Человек философствует потому, что он человек. Каждый человек - философ, сознает он это или нет. Будучи сознательным существом, человек философствует, он не может поступать иначе, ибо это самый универсальный и необходимый способ его существования. На всем протяжении своего существования человек стремился возвысить этот способ существования. И, очевидно, пра делал [6]. 
Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении универсальных условий для его совершенствования. Философия нужна для обеспечения возможно лучшего состояния человечества. 
Приступая к изучению философии, необходимо помнить, что она представляет собой не просто собрание истин, которые можно сосчитать и представить в форме, легкой для запоминания и последующей сдачи экзамена или зачета. Философия - это динамичный, светящийся мир понятий и идей, проблем, вопросов, сомнений, верований.  
Научиться ориентироваться в этом мире, разумеется, совсем непросто. В этой связи в учебниках философии излагают сначала историю философии, а уже после этого философию как систематический курс. Такой, кажущийся в чем-то усложненный, путь изучения философии не всем по душе. Но он обладает многими достоинствами. 
Всегда, когда осваивается исторический материал, сохраняется опасность повторения студентом тех исторических заблуждений, которые уже давно преодолены в силу развития человеческой культуры. Так обстоит дело и в математике, и в физике, и в философии. Впрочем формально-символический аппарат современных естественно-научных и технических дисциплин столь специфичен, что уже простое овладение им как бы предохраняет от соскальзывания в область устаревшего.  
     В философии такой аппарат отсутствует, здесь на протяжении многих веков пользуются вроде бы одними и теми же словами: истина, красота, благо, идея... Но смысл, вкладываемый в эти слова, меняется по мере развития философии. В этих условиях подъем на вершину современных философских воззрений предполагает достаточно ясное понимание того, что уже было, прошлых достижений и неудач. Как показывает практика изучения философии, тот, кто не знает истории развития философских идей, рискует повторить неудачи былого. Очевидно, что следует избегать этого [3]. 
        С учетом изложенного нужно стремиться к достижению вершин современной философии. Но для этого необходимо преодолеть определенный путь, пройти некоторую школу мысли и чувства. Даже в своих ошибках ученые умели быть великими, фактически стимулируя будущую мысль на новые открытия. Более того, удивительно, но выдающиеся философы прошлого довольно часто оказываются на высоте современных философских проблем. Как вполне справедливо отмечал наш отечественный выдающийся философ А.Ф. Лосев, история философии - это база духовной культуры вообще. 
        Для античной философии характерны милетская школа; школа Пифагора; учения Гераклита, Парменида и Зенона; атомисты (Левкипп и Демокрит); школа Сократа; софисты; учение Платона и Аристотеля; стоицизм (Цицерон, Сенека); эпикуреизм (Эпикур, Лукреций); скептицизм (Пиррон, Эмпирик); неоплатонизм (Плотин). 
Средневековая философия выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин, Аквинский, Ибн Сина, Аль-Фараби, Скот и другие. 
Философия эпохи возрождения выработала новое философское мировоззрение, прежде всего благодаря творчеству выдающихся философов, таких, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно и др. 
Европейская философия XVII в. также открыла великих философов: Бэкон, Декарт, Галилей, Ньютон, Гоббс, Локк, Лейбниц и др. 
Философия французского Просвещения связана с именами Вольтера, Руссо, Дидро, Гольбаха. Философия в Германии открыла имена Канта, Фихте, Гегеля, Фейербаха, Маркса, Энгельса и других. 
Русская философия связана с именами Чаадаева, Хомякова, Герцена, Чернышевского, Соловьева, Бердяева, Флоренского, Лосева и многих других [5]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. «Философия  общего дела» Н.Ф. Федорова  и решение глобальных проблем человеческой цивилизации 
 
         Имеет смысл начать разговор о русской философии, том периоде его развития, который получил название «серебряного века», с Н.Ф. Федорова (1828-1903). Правда, еще ранее в историю русской общественно-политической и философской мысли вошел К.Н. Леонтьев (1831-1891), автор книги «Восток, Россия и славянство». В получившей большую, хотя и несколько скандальную известность работе звучал призыв любой ценой уберечь страну от гниюще разлагающих идей Запада. Леонтьев, однако, не очень верит в то, что это удастся [2]. 
     Что касается Федорова, его весьма оригинальные идеи мало известны, хотя в свое время они производили впечатление. 
    Получивший довольно скромное образование Н.Ф. Федоров начинал преподавателем гимназии, затем получил должность библиотекаря Румянцевского музея в Москве и оставался на этой должности до конца жизни. Страстный любитель книг, он знал на память содержание практически всех имеющих ценность и хранящихся в библиотеке музея, обладал огромной эрудицией во всех областях знаний. 
        Живя напряженной духовной жизнью, он был абсолютно равнодушен к мирским благам: занимал крошечную комнату, по сути каморку, спал не более 4-5 часов в сутки на сундуке, подкладывая под голову вместо подушки что-нибудь твердое. Часто месяцами не употреблял горячей пищи. Значительную часть сво¬его более чем скромного жалования раздавал нуждающимся. 
        У Федорова были так называемые стипендиаты, люди, которым он помогал постоянно. Он не любил почестей, избегал славы. То, что вышло из-под его пера и было напечатано, публиковалось под псевдонимами. Многое не печаталось вовсе. Наиболее известная его «Философия общего дела» издана друзьями после смерти автора [1]. 
     Н.Ф. Федоров пользовался всеобщим уважением, а его идеи вызывали большой интерес. 
         Известен такой факт. Однажды библиотеку, в которой работал Федоров, посетил Л.Н. Толстой. В ответ на демонстрацию книжных сокровищ он высказался в том смысле, что люди пишут слишком много глупостей и что все книги следовало бы просто сжечь. Федоров не выдержал и вспылил: «Я видел, - сказал он, - много глупцов, но таких, как вы, еще не видел». 
Как и другие философы России рассматриваемого периода ее истории, Н.Ф. Федоров связывает свое учение с христианством. Но понимает он его весьма оригинально. Вера обычно и прямо, и косвенно противопоставляется научному знанию.  
       У Федорова нет такого противопоставления: при опоре на знания и благодаря многообразной деятельности человек может и должен подчинить себе слепые и часто враждебные силы природы, установить господство над природой. Люди научатся управлять метеорологическими процессами, будут использовать солнечную энергию, заменив ею каменный уголь. Отодвинется, а потом и вовсе отпадет опасность перенаселения Земли [4]. 
      Мыслитель верил: научившись управлять силами природы, человечество не только покончит с голодом, удовлетворит все свои другие потребности. Оно отодвинет в прошлое вражду между людьми. Объединив же усилия, человечество не останется на Земле. Его ждут просторы Вселенной. Федоров предсказывает заселение землянами других планет. 
            Главной же целью, достижению которой надлежит подчинить все силы, должно стать, по мнению русского философа... воскрешение наших предков. Даже неверующие материалисты не могут доказать, - писал он, - что это невозможно. Разложение тела и кажущееся полное исчезновение частиц, его составляющих, не является здесь абсолютным препятствием. Частицы тела не могут выйти за пределы пространства. Раз так, они могут быть воссозданы. «Объединимся и возвратим им, нашим предкам, жизнь», - призывает Н.Ф. Федоров. Философ не понимает и даже осуждает стремление к потустороннему бытию. Он верит в создание царства божьего на Земле [1]. 
Перед нами - несомненно, оригинальный философ, внешне достаточно реалистичный, но подчинивший себя, свою мысль доказательству, по сути, одной привлекательной, но неосуществимой идеи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Тест  на размышление 

      Альберт Эйнштейн утверждал: «В наше время физик  вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки. Наука без теории познания становится примитивной и путаной».

      Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной науки? Какую функцию философии подчеркивает Эйнштейн в данном фрагменте? 

      Ответ:

      Человечество, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к арсеналу ее идей, стремясь выявить, постигнуть и развить глубинные смыслы собственного бытия, которые оно вынуждено облекать в различные символические формы – языковые, культурные, техническое и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

      1. Вальяно М.В. Основы философии:  Учебник. – М.: Издательство «Дело  и Сервис», 1999.-544с.

       2. Введение в философию: Учебник  для вузов/ Под ред.И.Т.Фролова.-М.:Политиздат,1989.-485с.

      3. Гуревич П.Я. Основы философии. - М.:Просвещение,1997.-528с.

      4. История философии: Учебник/ Под  ред. В.П. Кохановского.-Ростов-на-Дону,2001.-574с.

      5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М.: Логос, 1996.-320с.

      6. Хрестоматия по философии: Учебное  пособие/ Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева.-Ростов-на-Дону,1997.-486с. 

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"