Контрольная работа по «Философия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:02, контрольная работа

Описание

Целью настоящей контрольной работы является рассмотрение проблемы начала философии, рассмотрение процесса ее развития и генезиса, определение круга основных проблем, осознание предназначения философии и ее роли в обществе.
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека и культуры Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.

Содержание

Введение

1. История возникновения философии
-Время и место зарождения
-Источники философии
-4 основных концепции источников философии:
-Предпосылки возникновения философии
-Предназначение философии и ее роль в обществе.
2. Предмет философии
3. Функции философии
4. Соотношение философии, науки и религии.
Философия и мировоззрение.
-Философия и наука
-Философия и религия.
-Философия и мировоззрение
5. Метод философии

Работа состоит из  1 файл

Предмет философии 2.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

 

Философия и мировоззрение

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро. Но мировоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества.

Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями [7, стр. 16]..

Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия –это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества

5.                  Метод философии

В истории философии известны два противоположных метода познания:

                  метафизический метод познания – вырывает рассматриваемые предметы и явления из всеобщей связи и рассматривает их изменения с  позиций  плоского эволюционизма как накопление или уменьшение  каких-либо  признаков,  качеств или свойств. Возникновение и существование диалектики и метафизики  отражает объективный процесс развития человеческого мышления.

                  диалектический метод познания основанный на диалектике, рассматривает явления во всеобщей связи и развитии.

Основные признаки диалектики и метафизики как способов

познания и стилей мышления.

Общим предметом осмысления, описания и выражения диалектики и метафизики

является движение. Признавая его наличие, диалектика и метафизика по-разному

отвечают на следующие вопросы: почему происходит движение? Как осуществляется

движение? Каков результат движения?

Ответы на эти вопросы позволяет выделить ряд отличительных признаков

рассматриваемых способов познания. Эти признаки можно сгруппировать следующим

образом:

ДИАЛЕКТИКА

МЕТАФИЗИКА

 

1. В движении выявляется внутренний источник (причина), поэтому движение трактуется как самодвижение, объект движущийся.

1. Источник движения выявляется во внешних причинах, поэтому движение трактуется как результат посторонних обстоятельств. Объект движимый.

2. Источник движения – это противоречие, т.е. специфический тип связи, моментов (сторон, характеристик)объекта.

2. Источник движения – это внешняя сила, действующая на объект.

3. Взаимодействие внутри объекта приводит к одновременным изменениям всех его параметров, что означает преобразование объекта в другой объект.

3. Внешние воздействия ведут к полному разрушению (уничтожению) объекта, либо к таким его изменениям, которые не затрагивают его существа.

4. Преобразованный в ходе движения объект заключает в себе моменты (черты, тенденции) своего предшественника, так и принципиально иные, не существовавшие ранее.

4. Объект абсолютно ничего не содержит в себе от предшествующего либо отличается от него только незначительным образом.

 


Исторические виды диалектического и метафизического способов познания; их связь с типами философствования.

 

1. Исторические виды диалектического способа познания.

Традиционно выделяются такие виды диалектического способа познания, как античная диалектика, диалектика средневековья, диалектика Нового времени, современная диалектика.

Различия видов диалектического способа познания заключается прежде всего в уровне развития средств, с помощью которых философы пытались зафиксировать, выразить и исследовать процесс развития. Так, в античности еще нет четкого разделения на формы движения, а следовательно, происходит отождествление движения и развития, которое мыслится как всеобщая изменчивость, превращаемость одного в другое. Отсюда основное внимание уделяется выяснению связи движения и покоя; тождества и различия; целого и части. Также в этот период развивается эристика, требующая точного и тонкого оперирования понятиями, что способствовало развитию категориального мыслительного аппарата. Именно познание посредством понятий названо Платоном диалектикой.

В Средневековье, в силу специфических социально-культурных особенностей, диалектика существует на основе религиозно-мистического мировоззрения и основное внимание поэтому обращено на осмысление Абсолюта (Бога). Для реализации подобной задачи потребовалось усовершенствование понятийно-логических средств познания, что выразилось в трактовке диалектического способа познания как способа исследования совпадения противоположностей: вечности и времени; максимума и минимума, бесконечного и конечного; знания и незнания и др.

Классическая для Нового времени форма диалектики разрабатывается немецкими философами (Фихте, Шеллинг, Гегель). Здесь диалектика представляет собой систематизированное учение о развитии мысли в виде движения понятий. Так формируется диалектическая логика. Процесс, согласно Гегелю, существенен для понимания результата. Каждая последующая стадия содержит все ранние стадии в снятом виде; ни одна из них полностью не замещается, но ей дается собственное место в качестве момента целого. Следовательно, невозможно достичь истины, не пройдя все ступени развития. Познание как целое имеет триадическую структуру. Движение подразумевает следующие стадии: «субъективный дух», «объективный дух», «абстрактный дух». Первая ступень познания – чувственная достоверность ощущения. Это самое бедное по содержанию знание, восприятие. Вторая ступень – рассудок, царство законов, выявление необходимых внутренних связей. Третья ступень - разум, открывающий истину в ее всеобщем и одновременно конкретном виде. Согласно Гегелю, адекватной формой существования истинного знания выступает система категорий, построенная по принципам субординации и развития (выведения одной категории из другой) [7, стр. 20].

2. Исторические виды метафизического способа познания.

Метафизика как способ познания также прошла длительный исторический путь,начиная с античности и до наших дней. Главной чертой античной метафизики (Парменид, Зенон, Аристотель и др.) являлось обоснование непротиворечивости мышления как основы истинности знания. Именно поэтому основное внимание было направлено на разработку способов доказательства невозможности помыслить движение (апории Зенона) и средств достижения истины в познавательном процессе (формальная логика Аристотеля).

3. Связь исторических видов диалектики и метафизики как способов познания с типами философствования.

Диалектика в системе материалистического типа философствования обладает статусом материалистического мировоззрения в качестве материалистической диалектики (единства объективной и субъективной диалектики). Материалистическая диалектика представляет собой относительно полное и свободное от односторонностей учение о развитии с раскрытием объективной логики, законов и закономерностей, источников и движущих сил, механизмов становления нового в системах, переход от одной системы к другой на основе единства эволюционной и революционной форм ихпреобразования.

В материалистической диалектике можно выделить исследовательские “срезы”:

- онтологический (диалектика объективного мира - природных и социальных форм движения материи);

-гносеологический (диалектика процесса познания); логико-

-методологический (диалектика творческого мышления);

-праксеологический (диалектика форм деятельности);

-аксиологический (диалектика ценностно-ориентационных отношений и факторов).

Онтологический и праксеологический «срезы» представляют содержание объективной диалектики, а другие «срезы» - субъективной диалектики.

 

6.      Методы научного познания

Все методы научного познания можно разделить на две группы:

1. Методы, присущие человеческому познанию в целом - и научному, и обыденному. Их называют общелогическими. Это - анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, аналогия и моделирование.

2. Методы, характерные -только для научного познания. Они подразделяются на методы построения эмпирического знания (наблюдение, эксперимент, описание, измерение и сравнение) и методы построения теоретического знания (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы исследования, идеализация и формализация).

Рассмотрим общелогические методы исследования действительности.

Предметы окружающего нас мира представляют собой системы со множеством элементов, свойств и связей. Чтобы изучить внешние признаки, а так же внутреннее устройство вещей природы, используют анализ и синтез.

Анализ - это расчленение целостного предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения.

Синтез - это соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое. Наряду с этими универсальными приемами познания используют абстрагирование и обобщение.

Абстрагирование - это особый прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств изучаемого предмета с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений. Например, высказывание «Гора Эверест - самая высокая вершина мира». Здесь мы отвлекаемся от всех характеристик Эвереста, выделяя лишь одно свойство - высоту этой горы.

Абстрагирование тесно связано с обобщением. Обобщение - это такой прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки предметов. Обобщение осуществляется как переход от частного или менее общего суждения к более общему понятию или суждению.

В процессе исследования часто приходится, опираясь на уже имеющиеся знания, делать заключение о неизвестном. При этом пользуются такими приемами как индукция и дедукция.

Индукция - это такой способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

Дедукция - это способ рассуждения, при котором из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.

Следующий прием логического мышления - аналогия. Это такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

В научном познании часто используют такой прием как моделирование. Моделирование - это изучение объекта путем создания и исследования его копии (или модели), которая замещает объект-оригинал со стороны, интересующей ученого. Модель всегда должна соответствовать объекту-оригиналу в тех свойствах, которые нужно изучить. Модели могут быть материальными и идеальными. Материальные модели подчиняются естественным законам, а идеальные модели функционируют по законам мышления, логики.

Вторая группа методов научного познания используется только в научных исследованиях Одним из важнейших методов эмпирического познания является метод наблюдения. Научное наблюдение - это целенаправленное восприятие объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Наблюдение включает в себя объект наблюдения, средства наблюдения и самого наблюдателя.

В современной науке используют четыре вида наблюдений: прямое и косвенное, непосредственное и опосредованное (или приборное).

В прямом наблюдении исследователь имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта.

При косвенном наблюдении изучается не сам объект, а следствия, которые он вызывает.

Непосредственным наблюдением называется такое наблюдение, которое осуществляется без использования каких-либо вспомогательных средств, а непосредственно органами чувств человека.

Опосредованным (или приборным) называется такое наблюдение, которое осуществляется с помощью технических средств.

Изучая природу, человек не только пассивно созерцает ее, но и активно вмешивается в ход его процессов и явлений. Эта практически-познавательная деятельность человека составляет основу экспериментального исследования. Эксперимент протекает следующим образом: ставится проблема и выдвигается предположительный ответ; создается экспериментальная установка, обеспечивающая необходимые условия для изучения объекта; эти условия видоизменяются под контролем ученого; фиксируются следствия и устанавливаются причины явлений.

В эмпирическом научном познании используется также измерение, сравнение и описание нового явления и его свойств. В совокупности наблюдение, эксперимент, измерение, описание и сравнение обеспечивают получение эмпирических фактов, которые составляют эмпирический базис науки.

Теоретическое познание отличается от эмпирического предметом, средствами и методами исследования. Здесь исследуются не конкретные процессы, а явление как бы в «чистом» виде, оторванное от предмета. В теоретическом познании вырабатывается знание необходимое, системное, непротиворечивое. При его построении используются такие приемы как идеализация и формализация. Достаточно широко в теоретическом научном исследовании используется аксиоматический метод. Суть его сводится к следующему: устанавливается набор исходных теоретических положений (постулатов, аксиом). Затем по строго определенным правилам из них выводятся другие положения; из этих - третьи, вплоть до построения целостной логически связанной системы знания.

Второй метод построения теоретического знания - гипотетико-дедуктивный. Его суть заключается в том, что создается система логически связанных друг с другом гипотез; из них дедуктивным способом выводятся следствия, которые затем подлежат эмпирической проверке.

Один из принципов научного познания предполагает всестороннее изучение объекта во всех его связях и взаимоотношениях с другими объектами, в его развитии и изменении. Этому способствуют два следующих метода теоретического познания: метод восхождения от абстрактного к конкретному и исторический и логический метод.

Информация о работе Контрольная работа по «Философия»