Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:43, контрольная работа
Вопрос 1. Особенности развития русской философской мысли
Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы:
1. XI в. - первая половина XVIII в. - постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Илларион, Андрей Рублев, Феофан Грек и др.).
Вопрос 1. Особенности развития русской философской мысли 3
Вопрос 2. Причина и следствие, случайность и необходимость как парные категории (на примерах специальности) 6
Вопрос 3. Правильно ли утверждение, что философская мысль всегда связана с политикой (ответ поясните) 12
Список использованной литературы 14
…A à B à C à D…
Для них характерна пространственно-временная смежность и транзитивность (если в алгебре a=b, a b=c, то a=c; здесь же B, будучи причиной С, а С – причиной D, хотя и не непосредственной, но опосредованной причиной D).
2) Цепи причинения двулинейные с обратной связью. Пример – работа холодильника. С повышением температуры внутри холодильника срабатывает терморегулятор, включающий холодильную установку, которая приводит температуру к нужной величине.
Определение: Материальные системы, в цепях причинения которых перенос вещества, энергии и информации от следствия к причине имеет существенное значение для функционирования системы в целом, называется системами с обратной связью.
3) Разветвляющиеся цепи причинения.
Пример: разброс попаданий в мишень при стрельбе из мелкокалиберной винтовки; причины вроде бы одинаковые и кажется, будто нарушается закон причинности.
С С
A B D D B F
E E
Однако, учет условий дает представление о таких явлениях как составленных из нескольких однолинейных цепей, “наложенных” друг на друга; закон причинности здесь соблюдается.
Совокупность однолинейных, двулинейных и разветвляющихся цепей причинения может дать сеть причинения.
Причинная сеть – это такое отношение между объективно существующими явлениями, в котором каждое из них многократно (но в разных отношениях) выступает и причиной и следствием.
B1 C1 D1
A B C
B2 C2 D2
Причинная сеть может образовывать замкнутый в себе причинный комплекс (тело, вещь, систему и пр.), способный в свою очередь на новом уровне отношений выступать как причина.
Итак, основой казуальной детерминации является элементарная причинно-следственная связь; причинные связи образуют причинные цепи; цепи причинения могут формировать причинные сети; причинные сети могут формировать причинные комплексы, которые, в свою очередь, могут выступать в качестве одной причины на новом структурном уровне организации материи. Существует бесконечная иерархия причинных отношений.
Я считаю, что философская мысль не всегда связана с политикой.
Издревле почиталось за благо не смешивать политику с философией. В самом деле, философия развивается на основе свободного влечения к истине, в силу любви к мудрости, как это явствует из самого ее названия. Философия занимается отыскиванием наиболее общих законов сущего и должного. Витая в мировом и вечном, она возвышается над страстями, и спокойная терпимость к столкновению мнений на пути к истине - величайшая добродетель ее жрецов.
Иное дело политика. Ее удел - дела человеческие. Ее сфера - устройство человеческого общества, злоба дня, житейская реальность. Ее средства - право и власть, ее методы - интересы и принуждение. Проблема сочетания интересов, выявление общей воли - центральная проблема политического устройства.
Выгоды разделения этих двух областей очевидны. Искание истины должно быть свободно от воздействия переходящих общественных порядков. А формирование общественных порядков точнее соответствует потребностям общественной жизни, если оно не сковывается абстрактными схемами и не пытается воплотить идеалы, место которых в бесконечности.
Вмешательство политики в философию приводит к затуханию познавательного процесса. Вмешательство философии в политику - к раздражительной нетерпимости власти, вообразившей, будто она владеет истиной. Когда великий идеалист Платон описывал свой идеал человеческого общества, управляемого философами, то вряд ли он представлял себе во плоти тот образ идеократического тоталитаризма, с которым нам ныне приходится иметь дело.
Казалось бы, все это так, и правы те, кто думает, что политические вопросы надо решать, не опираясь ни на какое мировоззрение. Политика - искусство возможного, и не все ли равно, во имя чего разыскивается общий интерес и мирное разрешение конфликтов.
Однако жизнь сложнее любой схемы и начисто отделить политику от философии оказывается невозможно. И не только потому, что существовал фашизм и продолжает существовать коммунизм, поставивший философию на службу своей политике. Не только потому, что из детально разработанного мировоззрения выводится политический идеал, в рамках которого живут и воспитываются массы людей. И вовсе не потому, что в борьбе с тоталитаризмом приходится атаковывать все его сферы, включая и философскую основу. Политика, конечно, всего лишь искусство возможного, но разыскание общих интересов и мирное разрешение конфликтов возможно лишь с теми, кто желает общности и ценит мир.
Зло не в политике вообще. Человеческое общество не может жить без политики. Зло в дурной политике, вытекающей из ложных и аморальных принципов и творимой лживыми и аморальными людьми. Политика тоже есть форма человеческой культуры, культура же есть воплощение духа. Того самого духа, которым занимаются философы. Всякое общество связано лежащей в его основе системой духовных и нравственных ценностей, сущность которых и составляет предмет философии.
Мировоззрение свободы не должно поэтому вырождаться в свободу от мировоззрения. Законы познания, законы сущего, законы должного, устанавливаемые наукой и философией, призваны содействовать духовному совершенствованию общества. Общественная этика должна быть мировоззренчески обоснована, иначе она повисает в воздухе. Все люди, в том числе и политики, должны понимать, в чем они несогласны, а в чем они согласны и солидарны между собой. Все люди нуждаются в некотором «костяке ориентации и благочестия», по выражению одного из известнейших психосоциологов нашего времени Эриха Фромма.
Народно-Трудовой Союз, в частности, и русские солидаристы в целом имеют такой «костяк». Политическая программа НТС есть выражение определенного, - хоть и не законченного и несовершенного, как все на свете, - философского взгляда на мир и на человеческое общество. Взгляд этот в значительной степени выражен в книгах доктора философии Карлова университета в Праге С.А.Левицкого: «Основы органического мировоззрения» и «Трагедия свободы». Противостояние извечных начал свободы и необходимости и солидарности и борьбы занимает в их - по крайней мере для солидаристов - центральное место, и профессорствующего ныне в Америке Сергея Левицкого можно назвать философом-солидаристом не потому, что он член Народно-Трудового Союза с многолетним стажем, но прежде всего потому, что его анализ начал социального персонализма, свободы и солидарности входят в мировоззренческую основу российского солидаристического движения.