Космогенная теория Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:27, реферат

Описание

На всем протяжении своего существования Человек изучает окружающий его мир. Будучи мыслящим существом, Человек как в отдаленном прошлом, так и сейчас, не мог и не может ограничиваться тем, что ему непосредственно дано на уровне его повседневной практической деятельности, и всегда стремился и будет стремиться выйти за ее пределы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………стр.2
Сущность космогонии…………………………………………………..стр.3
Естественная теория неба…………………………………………………стр.3
О начале и конце мироздания…………………………………………….стр.4
Столкновение мнений Канта и Ньютона…………………………………стр.5
Заключение………………………………………………………………….стр.9
Литература

Работа состоит из  1 файл

Космого́ния.docx

— 26.79 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………стр.2

Сущность  космогонии…………………………………………………..стр.3

Естественная  теория неба…………………………………………………стр.3

О начале и конце мироздания…………………………………………….стр.4

Столкновение  мнений Канта и Ньютона…………………………………стр.5

Заключение………………………………………………………………….стр.9

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

На всем протяжении своего существования Человек  изучает окружающий его мир. Будучи мыслящим существом, Человек как в отдаленном прошлом, так и сейчас, не мог и не может ограничиваться тем, что ему непосредственно дано на уровне его повседневной практической деятельности, и всегда стремился и будет стремиться выйти за ее пределы.

     Характерно то, что познание окружающего мира человеком началось с

космогонических размышлений. Именно тогда на заре умственной деятельности и возникла мысль о "начале всех начал". История не знает ни одного народа, который рано или поздно в той или иной форме не задался этим вопросом и не пытался бы ответить на него. Ответы, конечно, были разными, в зависимости от уровня духовного развития данного народа. Развитие человеческой мысли, научно-технический прогресс позволили продвинуться в разрешении вопроса о возникновении Вселенной  от мифологического мышления к построению научных теорий.

     Проблема "начала мира" - одна из тех немногих мировоззренческих проблем, которые  проходят через всю интеллектуальную историю человечества. Появившись однажды на белый свет, идея "начала мира" с тех пор всегда занимала мысли ученых и время от времени в том или ином обличии вновь и вновь  всплывает на поверхность.

     
 
 
 
 
 

Сущность  космогонии.

Естественная  теория неба.

Космого́ния (греч. κοσμογονία, от κόσμος — мир, Вселенная и греч. γονή — рождение) — учение о происхождении или о сотворении Вселенной.

Кант  говорил: « Я представляю себе материю Вселенной в состоянии всеобщего рассеяния и полного хаоса.

    Такое состояние природы  представляется наиболее простым. В то время все было еще бесформенно.

     Элементы, коим присущи силы для приведения друг друга в движение, имеют источник жизни в самих себе. Материя с самого начала стремится к формированию. 

   Итак, если в очень большом пространстве имеется точка, где притяжение находящихся там элементов действует около себя сильнее, чем в любом другом месте, то рассеянные во всем окружающем пространстве частицы основного вещества будут падать по направлению к этой точке. В результате этого всеобщего падения прежде всего образуется в этом центре притяжения тело, которое, начавшись, так сказать, с бесконечно малого зародыша, быстро растет. Но, по мере того как увеличивается его масса, оно все с большей силой побуждает окружающие частицы присоединяться к нему. Когда масса этого центрального тела возрастет настолько, что скорость, с какой оно притягивает к себе частицы с больших расстояний, отклоняется в сторону из-за слабого отталкивания, коим эти частицы мешают друг другу, и превращается в боковые движения, которые благодаря центробежной силе могут совершаться по кругу около центрального тела, - тогда возникают сильные вихри частиц...

   Не требуется много слов, чтобы пояснить, что центральное тело всегда представляет собой главную часть своей системы, и, следовательно, Солнце по своей массе должно превосходить все планеты, вместе взятые. Центральное тело образуется оседанием всех частиц, которые расположены во всей сфере его притяжения и которые не смогли приобрести точно определенное круговое движение вблизи общей плоскости притяжения, причем этого рода частиц, без сомнения, неизмеримо больше, чем частиц, приобретших круговое движение.

    Стремление планеты образовываться из окружающих частиц основного вещества обусловливает и вращение ее вокруг оси, и появление спутников, которые должны двигаться вокруг нее. То, что Солнце со своими планетами представляет собой в большом масштабе, в меньшем масштабе представляет собой планета с большой сферой притяжения, а именно главную часть системы, отдельные звенья которой движутся благодаря притяжению центрального тела.  

О начале и конце  мироздания.

    Если предположить, что в неизмеримом пространстве  имеется одна точка, вокруг которой по какой-то неведомой нам причине началось первое формирование природы из хаоса, то там должна была появиться чрезвычайно большая масса и тело с громадной силой притяжения , которое благодаря этому оказалось в состоянии заставить все системы, образующиеся вокруг него в огромной сфере, падать по направлению к нему как центру и создать вокруг него такую же систему в большем масштабе, какую в малом создало вокруг Солнца то основное первичное вещество, из которого образовались планеты. Наблюдение делает это предположение почти несомненным.

     Притяжение   связывает субстанции взаимосвязью, или, вернее, притяжение и есть эта всеобщая связь, соединяющая в одном пространстве все части природы; стало быть, оно простирается по всему протяжению пространства, во всю даль его бесконечности.

     Рассеянная масса мирозданий, какими бы большими расстояниями они ни были бы отделены друг от друга, беспрепятственно стремились бы к гибели и разрушению, если бы с помощью присущих системам движений не было механизма связи с некоторым всеобщим центром - центром притяжения Вселенной и точкой опоры всей природы.

        Но что особенно важно и заслуживает наибольшего внимания, так это то, что по излагаемой нами системе творение, или, вернее, формирование природы согласно порядку в ней, начинается прежде всего у этого центра, беспрестанно распространяясь отсюда все дальше и дальше, дабы в течение вечности наполнить бесконечное пространство мирами и системами миров. Сотворение мира - дело не одного мгновения. Начавшись с создания бесчисленного множества субстанций и материй, оно продолжается через всю вечность со все возрастающей степенью плодотворности. Если можно было бы охватить всю вечность в одном понятии, то можно было бы представить себе все бесконечное пространство наполненным системами миров и творение завершенным. Но так как в действительности оставшаяся часть вечности всегда бесконечна, а истекшая часть всегда конечна, то сфера завершившей свое формирование природы составляет всегда лишь бесконечно малую часть того целого, которое таит в себе зародыши будущих миров и стремится в более длительные или короткие периоды развиться из первичного состояния хаоса.Творение никогда не кончается. Оно, правда , однажды началось, но оно никогда не прекратится. Оно всегда деятельно и создает новые явления природы, новые вещи и новые миры.

Столкновение  мнений Канта и  Ньютона.

Для Канта  нет сомнения в том, что вся  бесконечная Вселенная находится  в состоянии развития, и в своей  космогонии делает попытку выяснить «происхождение всего мироздания». Центральное место в философских  работах Канта занимает «Всеобщая  естественная история и теория неба»  (1755). Это сочинение сыграло большую роль не только в развитии научной космогонии, но и в истории естествознания в целом, и в истории философии. Ко времени написания Кантом этой работы основные принципы механики, развитые Ньютоном, пробили себе дорогу и прочно утвердились в астрономии.

Кант  в начале «Всеобщей естественной истории в теории неба» критикует  Ньютона за привлечение  в космогонию божественного «первого толчка». Этот взгляд Кант считает недостойным  истинного философа. Опираясь на одни лишь свойства материи и движения, утверждает он, можно, не прибегая ни к  каким ссылкам на бога, из одних  лишь физических причин объяснить, каким  образом возникла наша солнечная  система со всеми особенностями  ее наблюдаемого в настоящее время  строения. Именно в этом смысле Кант говорит: «Дайте мне только материю, и я построю вам из нее целый  мир».

  Не  касаясь множества других космогонических  идей Канта, содержащихся во «Всеобщей  естественной истории и теории неба», заметим следующее. Принцип самодвижения материи составляет здесь основу всего рассуждения. «Элементы (частицы материи), коим присущи силы для приведения друг друга в движение, имеют источник жизни в самих себе». Это самодвижение проявляет себя прежде всего как притяжение и отталкивание. Именно наличие этих противоположностей является, по Канту, источником движения материи. Отталкивание, по мнению Канта, действует и между отдельными частицами материи, дополняя собой притяжение как его противоположность.

  Методологически правильным и прогрессивным следует считать то, что Кант, не имея достаточных научных данных, все же (опережая в этом отношении естествознание своего времени) ввел в свою гипотезу отталкивания как необходимое дополнение к притяжению.

  Кант  утверждает, что одно притяжение, взятое отдельно, может вызвать лишь односторонние  изменения и только наличие наряду с притяжением отталкивания обеспечивает круговорот, «непрерывность жизни природы».

  Роль  идеи отталкивания у Канта можно  показать, сравнив взгляды Канта  с рассуждениями Ньютона, который  рассматривал в качестве присущей материи  силы только притяжение. Ньютон не смог дать научное объяснение происхождения  солнечной системы. У Ньютона  односторонние изменения, вызываемые действием притяжения, компенсируются действиями бога.

  У Канта же взаимодействие притяжения и отталкивания призвано объяснить  круговорот материи. Цикл развития какой-либо системы заканчивается, по Канту, тем, что все ее тела под действием  притяжения падают на центральное тело, но при этом огромное количество выделяющегося  тепла производит такие силы отталкивания, что материя вновь рассеивается, после чего снова начинается процесс формирования системы(закон маятника).

  Разрабатывая  космогоническую гипотезу, Кант приходил в столкновение с некоторыми религиозными догматами. Понимая, что передовое  естествознание очень многих ученых приводит к атеизму, Кант, как человек  религиозный, старался примирить естествознание с религией, оставить место для  бога и даже самые достижения естествознания использовать для аргументации в  защиту религии. Так, предисловие к  «Всеобщей естественной истории  и теории неба» Кант посвящает  защите своей гипотезы от возможных  обвинений в безбожии. Он говорит, что если природа, будучи вначале  в состоянии хаоса, способна формироваться  в стройные системы, то это лишь доказывает, что способность эта была вложена  в нее богом. То, что из хаоса  благодаря законам развития материи  получается стройное целое, подчиненное  общему плану, свидетельствует, что законы эти и план установлены высшим мудрым существом, заявляет Кант. Это заявление звучит как оправдание взглядов мыслителя Канта перед Кантом религиозным человеком, христианином. В своей космогонии он пытается удержаться на деистических позициях: бог, создав материю в виде хаоса и наделив ее способностью к закономерному развитию, в дальнейшем устранился от дел и Вселенная развивалась самостоятельно, сообразно внутренним законам, заключенным в природе материи.

  Фактически  у Канта целесообразность, закономерность природы рассматривается как  свидетельство того, что природа  создана разумным существом согласно его целям и намерениям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  От  гипотезы Канта ведет свое начало научная космогония как самостоятельная  область знания, использующая фактический  материал и теоретические достижения астрономии, физики, геологии и других наук, развивающая свои собственные  приемы исследования и математический аппарат.

Гипотеза  Канта внесла в естествознание в  ясной и определенной форме принцип  развития, заставляя рассматривать  всю земную природу с исторической точки зрения, как возникшую и  изменяющуюся во времени. Во второй половине XVIII в. этот взгляд был новым и  революционным, подрывающим основы метафизического воззрения на природу. «Точное представление о вселенной,—  писал Ф. Энгельс,— о ее развитии и о развитии человечества, равно  как и об отражении этого развития в головах людей, может быть получено только диалектическим путем, при постоянном внимании к общему взаимодействию между  возникновением и исчезновением, между  прогрессивными изменениями и изменениями  регрессивными. Именно в этом духе и  выступила сразу же новейшая немецкая философия.

  Гипотеза  Канта имела большое значение для развития материалистического  миропонимания. Она показала, что  мир может быть понят как развивающийся  по своим собственным объективным  законам. Естествознание XVIII в. нуждалось  в такой обобщенной материалистической концепции, основу для которой объективно содержала гипотеза Канта. Но механистическое  естествознание не восприняло и не использовало для построения первой в науке механической картины  мира кантовских идей «Всеобщей естественной истории и теории неба». Эти идеи получили применение лишь у некоторых  немецких мыслителей, например у Гердера и Гёте.

Информация о работе Космогенная теория Канта