Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:04, реферат
Исследование космологического учения Платона имеет существенное значение для понимания его философской системы в целом, а также для установления степени оригинальности космологических идей Платона и степени их зависимости от предшествующих представлений досократиков. Таким образом, изучение космологии Платона необходимо для того, чтобы найти путь к пониманию его философии человека, да и всей его философии. Приходится констатировать, что космология Платона остаётся всё ещё недостаточно изученной отечественными и зарубежными исследователями.
Итак, космос
есть живое трехмерное тело – вот
первый тезис платоновской космической
эстетики.
Непосредственно
функционирующее и ограниченное
своими собственными физическими возможностями
человеческое тело не признавало никаких
абсолютов выше себя, так как, доведенное
до степени космоса, оно само для
себя уже было абсолютом и решительно
во всем само определяло себя. Но в таком
случае объяснение телесного бытия должно
базироваться на тех формах, которые существенны
и характерны для него же самого. Объяснить
тело из него самого – значит найти в нем
те его наглядно видимые формы, которые
и делают его истинным, прекрасным и правильным.
Правильность космоса есть правильность
вообще самостоятельно взятого, отдельного
тела; и те правильные формы, которые и
определят собою его истину, его красоту
и соразмерность, его правильность и законченность.
Но что
можно находить правильного в
телах, которые вечно меняются и
переходят от одного состояния к
другому и в которых часто
бывает трудно уловить хоть что-нибудь
устойчивое? В этих условиях греческая
мысль должна была разыскивать какую-то
особую правильность тел, не зависимую
ни от какой их изменчивости. Тут-то и столкнулась
греческая мысль с геометрией, которая
была достаточно закончена и структурна
и обладала такой точностью, чтобы удовлетворять
нужды научного сознания, стремившегося
в окружающем хаосе явлений найти устойчивые
закономерности. Отсюда и появилось учение
о пяти правильных многогранниках; они
вместе с шаром и стали для тысячелетней
пифагорейско-платонической мысли наглядным
образцом строгой науки, которая тем не
менее воспринималась чисто телесно.
Вот почему
этими пятью многогранниками
пифагорейский платонизм
Общественное
бытие требовало, чтобы материальное
чувственное тело было построено абсолютно
правильно, пусть хотя бы не с внешнего
вида, но зато, уж во всяком случае по своей
внутренней сущности. Поэтому, хотелось
ли того общественному и личному сознанию
или не хотелось, но земля во что бы то
ни стало должна была трактоваться как
куб, вода как легко катающийся икосаэдр,
воздух как направленный в разные стороны
октаэдр и огонь – как остро разящая в
разных направлениях пирамида. А что весь
космос, как совершенное бытие, должен
был обладать и максимально совершенной
формой шара, то это было учением уже не
только одного Платона. Без всякого преувеличения
можно сказать, что об этом учила почти
вся античность. Додекаэдру тоже нашлось
свое место. У Платона он оказался приближенной
формой космоса, так как считалось, что
из всех правильных многогранников додекаэдр
по своей форме был ближе всего к шару.
В подобного
рода теориях наглядно виден примат
общественного бытия над всяким
сознанием. Если правильные многогранники
оказывались максимально
Для слухового
ощущения такой же правильностью
обладали уже давно установленные
в Греции числовые отношения тона,
кварты, квинты и октавы. Значит, и
они тоже должны были трактоваться
как закономерности физического космоса.
Казалось бы, что общего между правильными
многогранниками и числовыми отношениями
тонов в акустике? Однако ставить такой
вопрос – значит совершенно не понимать
в античной эстетике самого главного.
Телесная интуиция правильности требовала
во что бы то ни стало правильных многогранников,
так как, действительно, нельзя себе представить
ничего такого, что было бы наглядно-материально
и в то же самое время еще более точно и
правильно. Расстаться с акустикой никак
не позволяла слуховая данность внешнего
мира в сознании; и представить себе здесь
что-нибудь еще более точное не было никакой
возможности. Значит, ясно: правильные
многогранники – это и есть правильные
соотношения тонов, известные из акустики.
Конечно,
нельзя себе и представить, чтобы тогдашнее
сознание и тем более тогдашняя научная
мысль не замечали полной несовместимости
стереометрии и акустики, акустики и физики,
физики и априорной арифметики. Несомненно,
все это виделось, замечалось, учитывалось,
критиковалось, а научному или даже просто
логическому сознанию иной раз представлялось
просто даже нелепостью. Но рассуждать
так – значит опять забывать определяемость
сознания общественным бытием. Вообще,
когда начинают говорить о платонических
пропорциях в космосе, тут сразу все историки
философии становятся последовательными
идеалистами. Тут сразу у всех слабеет
память относительно общественного бытия;
и тут все, бессознательно для себя и незаметно
для других, сосредоточивают свое внимание
только на имманентном содержании самой
теории пропорции. Однако, объяснение
какого бы то ни было сознания его глупостью
вовсе не есть материализм. Материалистически
же с точки зрения объяснения фактов сознания
соответствующим общественным бытием
в платоновской теории космических пропорций
нет ровно ничего удивительного и ничего
курьезного. Так оно и должно быть, если
всерьез объяснять платоновскую теорию
космических пропорций указанным выше
характером общественного бытия, как оно
развивалось в античной общественно-экономической
формации. Но ограничиваться в характеристике
платоновского учения о космических пропорциях
только одними указаниями на глупость
и курьез – это уж является совсем антиисторическим
и даже антинаучным методом.
Платон
вовсе не был специалистом по астрономии
и нигде не ставил себе задачи дать астрономически
точную картину космоса. Однако с историко-эстетической
точки зрения Платон все-таки любопытен
тем, что свой космос он, во всяком случае,
мыслил в виде какого-нибудь геометрического
тела. Для истории эстетики это является
фактом первостепенной важности.
Земля
кругла и находится посредине
космоса. Космос тоже кругл или, по крайней
мере, физически ограничен. Пространство
внутри космоса является силовым
полем, которое заставляет Землю находиться
именно в центре и препятствует ей как
падать вниз, так и взлетать наверх. Конкретный
геометризм космоса высказан здесь в не
допускающих никакого сомнения выражениях.
Это – чрезвычайно конкретная эстетика,
основанная на художественно-геометрических
представлениях.
Таким
образом космос уж во всяком случае является
шаром. Поверхность этого шара состоит
из двенадцати разноцветных полос, которые
Платон представляет себе, по-видимому,
максимально суженными на полюсах и максимально
широкими на экваторе космоса. Следовательно,
здесь мыслится какая-то ось мира, вокруг
которой происходит суточное движение
неба, наиболее доступное человеческому
глазу. Выражаясь максимально понятно,
представим себе стержень, к нижней части
которого прикреплено пустое полушарие.
Внутри этого полушария вставлены еще
другие полушария, символизирующие собою
планетные сферы, так что наибольшее полушарие
является миром неподвижных звезд. Земля
находится в центре всех полушарий, через
нее и проходит стержень. Платон много
толкует о взаимных расстояниях одного
полушария от другого, отчасти использует
тогдашнее представление о космических
сферах и старается понимать эти расстояния
пропорционально. Общий стержень, к которому
прикреплено восемь полушарий, находится
между коленями Необходимости, которая,
следовательно, и мыслится как источник
движения всего космоса.
Воображение Платона разыгрывается, и именно для истории эстетики оно дает весьма любопытный материал. Оказывается, на каждом из концентрических кругов веретена сидит Сирена, издающая особый тон, и все восемь тонов составляют определенного рода гармонию.
У Платона
масса интереснейших подробностей. Общая
картина космоса не только телесна, а еще
и геометрична и что перед нами здесь какая-то
художественная геометрия или геометрическое
художественное произведение.
Платон
повествует о соединении тождества
и различия, так что становится ясной единораздельная
цельность и тождественная сама себе и
различная сама с собою в своих отдельных
моментах. Из этой-то единораздельной
цельности Платон и образует систему космоса.
Тождественная стихия сущности вытягивается
в одну линию или в какую-то ленту, из которой
образуется замкнутый круг. Другой такой
же круг образуется из стихии различия.
Оба круга соединяются так, что круг тождества
является внешним обручем, а круг различия
– внутренним обручем, и оба эти обруча
скрепляются под известным углом друг
в отношении друга. Круг тождества образует
собою сферу неподвижных звезд; а круг
различия делится еще на семь кругов, образующих
известные тогда пять планет, включая
Солнце и Луну и включая еще Землю, остающуюся
посредине.
Пятиконечная
система символов встречается в
геометрическом символизме Платона. Четыре
фигуры представлены в виде пирамиды,
куба, восьмигранника и двадцатигранника;
пятый элемент, символизирующий Космос
(Эфир), представлен в форме двенадцатигранника
(додекаэдра). Пятый элемент, символизирующий
в системе представлений Платона Космос,
западная магия определила как Дух, властвующий
над четырьмя стихиями Бытия и обозначенный
вершиной пятиконечной звезды.
Каждому из пяти элементов соответствуют астрологические знаки-символы, являющиеся отдельными элементами гексаграммы. Так четыре базовых элемента, обозначающих Огонь, Воздух, Воду и Землю, являются производными от двух треугольников, составляющих гексаграмму.
Треугольник
и перевернутый треугольник символизируют
Отца и Мать других элементов, причем
женское начало представлено "подчиненным"
треугольником с основанием наверху.
Воздух обозначается треугольником Огня,
перечеркнутым линией; аналогично образуется
знак Земли, являющийся производным от
перевернутого треугольника Воды. Параллельные
линии, пересекающие треугольники, являются
продолжением прилегающих элементов гексаграммы.
Пятый элемент, символизирующий Бессмертный
Дух, представлен в виде колеса с восемью
спицами.
Элемент | Огонь | Воздух | Земля | Вода | Эфир (Космос) |
Фигура | Четырех-
гранник |
Восьми-
гранник |
Куб | Двадцати-
гранник |
Двенадцати-
гранник |
Грани | Четыре треугольника | Восемь треугольников | Шесть квадратов | Двадцать треугольников | Двенадцать пятиугольников |
Вершины | Четыре | Шесть | Восемь | Двенадцать | Двадцать |
Стороны | Шесть | Двенадцать | Двенадцать | Традцать | Тридцать |
Рассматривая
космологическое учение Платона, необходимо
отметить, что он пытается "примирить"
или даже объединить учения "ионийских"
философов, в большей степени Гераклита,
с космологическим учением пифагорейцев,
которое, как мы считаем, послужило основным
источником космологических воззрений
самого Платона, сделавшего изучение основ
Вселенной, одной из целей своей философии.
Однако взгляды Платона не в полной мере
соответствуют этому учению пифагорейцев.
Космос Платона является управляемым.
В то же время Платон рассматривает предшествующее
учения досократиков, и, с трудом пытается
примирить учение пифагорейцев с представлениями
физиков и атомистов о вещественном основании
Вселенной. Принципиальным отличием досократической
космологии и космологии Платона является
то, что Платон в отличие от досократиков,
считает, что космологическое и физическое
может быть лишь вторичным по отношению
к истинному, вечносущему бытию, которое
находится за пределами человеческого
чувственного опыта и не может быть достижимо
не иначе как в форме чувственного созерцания.
Космологическое учение может быть только
"правдоподобным мнением" о предметах
чувственного мира. В то же время Платон
не отрицает того, что космос как живое
существо является самым совершенным
живым существом, созданным согласно умопостигаемому
первообразу.