Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:31, реферат
Гегель Георг Вильгельм Фридрих, немецкий философ, родился 27 августа 1770 г. в Штутгарте в семье чиновника.
Окончив гимназию, в 1788 г. поступил в Тюбингенский университет на богословский факультет в качестве герцогского стипендиата. Познакомился с известным в будущем поэтом И. Гельдерлином, философом Ф. Шеллингом. Состоял в студенческом клубе, проповедовавшем идеи французской революции.
Краткая биография
Гегель Георг Вильгельм
Окончив гимназию, в 1788 г. поступил в Тюбингенский университет на богословский факультет в качестве герцогского стипендиата. Познакомился с известным в будущем поэтом И. Гельдерлином, философом Ф. Шеллингом. Состоял в студенческом клубе, проповедовавшем идеи французской революции.
С 1793 по 1801 г. работал домашним учителем в богатых семьях в Швейцарии и Германии. Созданные в эти годы теологические труды «Жизнь Иисуса», «Позитивность христианской религии», «Народная религия и христианство», были изданы лишь в XX веке.
В 1801 г. Гегель переехал в Иену, где
в университете преподавал Ф. Шеллинг.
Вместе они издавали «Критический журнал
философии. В том же 1801 г. защитил
диссертацию «Об орбитах
В 1807 г. перебрался в Бамберг и стал редактором «Бамберг-ской газеты».В ней опубликовал свое самое известное произведение — «Феноменология духа», где изложил идеи и принципы своей философской концепции.
С 1808 по 1816 г. работал в Нюрнберге директором гимназии и создал «Науку логики».
В 1817 г. была опубликована его «Энциклопедия философских наук».
С 1818 г. преподавал в Берлинском университете. В 1821 г. была опубликована его книга «Философия права».
В 1831 г. заболел холерой и умер 14 ноября.
Общая характеристика учения
В ранние годы Гегель разделял кантовскую антропологическую теорию. Стремился к познанию целостного человека, разрабатывал своеобразную антропологическую метафизику, направленную на постижение человека. Поздний Гегель растворяет антропологическую тематику в общих рассуждениях о сущности и значении духа.
Учение
Гегеля оказало огромное влияние
на формирование марксистской мысли, мировоззрение
Фейербаха и философию жизни.
В «Лекциях по философии религии»
Гегель размышляет о свободе, соотнося
ее с проблемой назначения человека,
его природы. Гегель приводит два
противоположных определения
Художественное и научное творчество Гегеля занимает уникальное положение в культуре рубежа XVIII—XIX вв. Характерной его особенностью является стремление к универсальному, цельному знанию, понимание и видение мира как совокупности живых форм, органически развивающихся на всех уровнях бытия, где нет, считал мыслитель, ничего «устойчивого, ничего покоящегося, законченного», где все, напротив, «зыбится в непрестанном движении».
Познание мира возможно, если «держаться во всем естественности и видеть вещи такими, каковы они на самом деле», т.е. «жить в идее», изучать явления в пластической цельности, преодолевая дуализмы между Богом и миром, языком и вещью, субъективным переживанием и внешним событием. Природа и человеческое познание находятся в глубоком соответствии (видимого и видящего, света солнц и глаза), поэтому познание природы человеком, по мнению Гегеля, есть вместе с тем самопознание природы через человека.
Утверждая, с одной стороны, полнейшее тождество внутреннего и внешнего, видимого и невидимого, сущности и явления, Гегель, с другой стороны, переживает природу как сокровенность, тайну, которая, как он считает, постигается человеком лишь в отблесках, отражениях, пронизывающих весь мир природы и нравственности.
Место данной работы в творчестве автора
Феноменология духа — первая из крупных работ Гегеля, явившаяся в то же время первым выражением всей его системы абсолютного идеализма.
Посвящена анализу форм развития или явлений (феноменов) знания. Подготовлена к печати в 1805 — 1806, опубликована в 1807 под названием «Система науки. Первая часть. Феноменология духа» (одним из заголовков книги является также «Наука об опыте сознания»). Несмотря на уведомление о будущих публикациях «прочих частей» гегелевской философии, последние в свет так и не вышли, и «Феноменология духа» навсегда осталась не только первой, но и единственной частью его системы в данной редакции. Начиная с 1812, Гегель радикально изменит структуру своего учения, в котором феноменология уже не будет фигурировать в качестве самостоятельного раздела. Изложенная кратко по новой схеме в «Энциклопедии философских наук», его система предстанет уже как состоящая из логики, философии природы и философии духа, как она и подается в традиционном изложении. В связи с этим в истории философии постоянно возникал ряд вопросов относительно соотношения «Феноменологии духа» и новой системы Гегеля, а также ее первой части — логики. В самом деле, круг вопросов и их решение в логике — первой части нового варианта его системы — и в «Феноменологии духа» как первой (и единственной) части ее исходного варианта, не совпадают, ибо основополагающая часть содержания «Феноменологии духа» была затем включена Гегелем в третью часть его системы — философию духа. С другой стороны, «Феноменология духа» можно считать своего рода введением к гегелевской логике, а, следовательно, и всей его философии в целом, так как кульминационным пунктом работы «Феноменология духа» стало дедуцирование Гегелем понятия абсолютного знания, что, по сути, является своеобразным предвосхищением и результатом «Науки логики» и всей его системы. И все же «Феноменология духа» остается во многом как бы самостоятельным произведением, стоящим несколько особняком по отношению к гегелевскому философскому наследию в целом. Сам мыслитель не оставил нам однозначного и ясного ответа на этот вопрос; известно, что в более поздние годы Гегель так и не пожелал внести какие-либо серьезные изменения в текст работы, хотя был в значительной мере не удовлетворен им. Это, по-видимому, могло бы быть объяснено не столько ностальгическими воспоминаниями об эпохальных событиях начала века, совпавшими с годами его раннего творчества, сколько более весомыми причинами чисто теоретического характера, не позволившими ему органично вписать полученные здесь результаты в общую логику идей его зрелого периода. Не случайно, что вокруг данной работы в истории философии возник ореол таинственности и загадочности (‘истинный исток и тайна гегелевской философии’, по оценке Маркса), связанные не только с трудностями установления ее места и роли в процессе становления гегелевских идей, но и с проблемой интерпретации самой сути изложенной в ней концепции. Отсюда небезынтересна и последующая, очень непростая судьба работы, которая в 20 в. окажется чуть ли не самым читаемым философским произведением — и не только гегелевским — при том условии, что во время жизни мыслителя книге так и не была дана достойная ее высокая оценка, более того, она не была признана не только официальными, но и неформальными кругами его современников, включая и его тогдашнего ближайшего друга и сподвижника Шеллинга.
Общая проблема и структура «Феноменологии духа»
Информация о работе Краткая биография: Гегель Георг Вильгельм Фридрих