Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:10, курсовая работа
Целью данной работы является изучить, проанализировать особенности становления и тенденции развития криминальной культуры как явления современной России, сформулировать дефиницию и определить место данного феномена в культурной нише общества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...3-7
1. Криминальная субкультура и её содержание……………..8-17
2. История возникновения и проникновения татуировок в преступный мир…………………………………………………………..18-23
3. Заключение…………………………………………………….24
4. Список литературы…………………………………………....
ТАМБОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АКАДЕМИЯ
ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра
философии
ЛЕБЕДИНСКАЯ КРИСТИНА ЮРЬЕВНА
КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО КРИМИНАЛЬНОГО МИРА
Курсовая
работа
Допущена
к защите
Заведующий кафедрой, д.ф. н., доцент Н.В. Медведев « » |
Студентка
5 курса (10 группа)
очной формы обучения Научный руководитель: Жилкина
Н.В. |
Тамбов 2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..
Введение.
Актуальность
работы состоит в
том , что то одной констатации широкого
проникновения криминальной культуры
и её идеологии в российское общество
явно недостаточно. Требуется проведение
научного анализа этого культурного
явления, вскрытие причин и изучение последствий
его влияния на российский социум, а самое
главное — необходимо наметить пути по
его преодолению, попытаться выработать
практические рекомендации по минимизации
наносимого им обществу духовно-нравственного
ущерба. Современное российское общество
в последнее десятилетие оказалось под
сильным давлением криминальных группировок.
Это произошло в силу ряда причин. Главной
из них является глубокий социально-экономический
кризис, поразивший российское общество.
Кроме того, в результате деятельности
исполнительной власти в России криминальный
мир получил возможность распространить
свое влияние на широкую сферу социально-экономической
деятельности. Возможность крупномасштабного
и безнаказанного разворовывания государственной
собственности привела к созданию широких
региональных преступных сообществ, куда
были включены коррумпированные чиновники
и связанный с преступным миром директорат.
В советском обществе преступное сообщество
существовало как бы параллельно советскому
и в значительной степени автономно. Эта
автономность выделяется, прежде всего,
по криминальным нормам, ценностям, атрибутике
- блатному языку, татуировкам и т.д. Преступные
элементы сами стремились к ограничению
своих связей с обществом для того, чтобы
не допустить размывания своей субкультуры
и идеологии. Совершенно иная ситуация
сложилась в 90-е годы.
Приобретя значительное богатство, преступный
мир получил реальный шанс добиться политической
власти. Его включение в жизнь гражданского
общества имеет еще и массовый характер.
Причем эта массовость несет на себе не
характер адаптации к гражданской жизни,
а выступает как включение преступного
сообщества в общественную жизнь полноправным
членом. В этой деятельности преступность
пытается опираться на имеющийся багаж
собственной идеологии. Она сложилась
на основе культуры преступного мира.
Особенностью сложившейся ситуации является
то, что преступность проникла в высшие
слои российского общества. Отсюда и значительное
влияние, которое она оказывает на общественные
отношения. Властвующие группировки стали
формировать систему отношений совместно
с высшими слоями преступного сообщества,
заставляя основную часть населения следовать
в фарватере этих отношений и ориентироваться
на них как на образец, поскольку только
такая ориентация позволяет определенным
индивидам рассчитывать на успех в новой
социальной реальности или же удачно приспособиться
к ней. Реально проследить влияние криминальной
субкультуры можно через проникновение
терминов блатного языка в повседневную
речь. Блатной жаргон все больше и больше
используется в повседневной речи. Если
в советском обществе преступную субкультуру
поддерживала широко разветвленная пенитенциарная
система, то в постсоветском пространстве
она вышла далеко за ее пределы и легализовалась.
В этой связи вероятнее всего надобность
в ритуалах и татуировках как элементе
закрепления индивидов в преступном сообществе
будет элиминироваться. Другое дело, когда
речь идет о языке. Символы языка наиболее
полно включают человека в культурное
пространство его жизнедеятельности.
Язык является основным инструментом
социализации.
Особое значение приобретает речь. Глубокий
кризис российского общества сократил
пространство письменной культуры как
основы социализации до уровня групп интеллигенции
и учащейся молодежи. Для большинства
населения такой основой стал язык СМИ,
впитавший в себя значительную часть «блатного
языка». Таким образом, криминальная культура
получила дополнительную возможность
для укрепления и распространения в обществе
через блатную речь, становящуюся частью
разговорного языка. Конечно, речью ее
можно называть лишь условно, поскольку
она передает только характер межличностных
отношений, профессиональные термины
преступных специальностей и общее отрицательное
отношение к проявлению положительных
человеческих чувств, доверчивости, порядочности,
совести, любви и т.д. и не несет в себе
никакого позитивного начала. Следование
имеющимся образцам речи в повседневной
деятельности порождает соответствующие
поведенческие стереотипы, тем более что
деятельность высшей страты и всего крупного
предпринимательства связана с носителями
криминальной субкультуры.
Целью данной работы является изучить, проанализировать особенности становления и тенденции развития криминальной культуры как явления современной России, сформулировать дефиницию и определить место данного феномена в культурной нише общества.
Для достижения указанной цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть в историко-культурном контексте особенности генезиса современного российской криминальной культуры, попытаться раскрыть сущность, специфику и сформулировать её дефиницию.
2. Проследить нормы, регулирующие криминальную деятельность.
3. Исследовать и выявить эмпирические признаки криминальной культуры.
4. Проанализировать происхождение татуировок и их значение в преступном мире.
5.Выявить основные побудительные мотивы нанесения татуировок.
Объектом исследования является культура современного криминального мира, а предметом – анализ российского криминального мира. Методом исследования является системный подход к социокультурным явлениям, а также функциональные и коммуникативные аспекты их развития. Здесь могут быть названы работы X. Ортега-и-Гассета, К. Ясперса, М. К .Мамардашвили, М.Н .Руткевича, Ж.Т. Тощенко. Разработка подходов к исследованию криминального романтизма и формулировка гипотезы осуществлялась в опоре на идеи Д. С. Лихачева, И. А .Ильина, 3 .Баумана. Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что она является определенным вкладом в дальнейшее развитие теории влияния субкультур, их ментальности на доминирующую культуру и общество в целом, способствует более углубленному пониманию их гносеологии и онтологии, формированию взгляда на пути решения проблемы преодоления отрицательного влияния субкультур, имеющих асоциальную направленность, на различные социальные слои населения, особенно на молодую его генерацию.
Положения, выносимыe на защиту:
1. Исследование взаимосвязей криминальной культуры, её действие и проникновение в официальную культуру.
2.Анализ
преступной атрибутики (татуировки, жаргон)
её значение и расшифровка.
Информация о работе Культура современного криминального мира