Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:30, реферат
Просветленный учил: "Размышление — путь к бессмертию, легкомыслие — путь к смерти. Бодрствующие в размышлении не умирают никогда; легкомысленные, неведающие подобны мертвым"; "Кто охвачен пламенем страстных влечений, кто жаждет одних лишь наслаждений, тот растит только свои похоти и сам заковывает себя в цепи"; "Только тот может называться мудрым, кто угасил свои страсти, укротил свои чувства, вырвал из сердца всякое влечение и не дал влечению укорениться вновь в сердце своем, — только тот, кто уединенно идет своим путем"; "Если ты искоренишь в себе всякое стремление к временному, телесному, если угасишь в себе свои страсти, все земное, то не будет такой силы, которая могла бы причинить тебе смерть"; "Из наслаждения возникает печаль, из наслаждения возникает страх; кто свободен от наслаждений, нет для того уже ни печали, ни страха"; "Человек становится мудрым не вследствие учености.
Волгоградский колледж
Реферат на тему
«Легенда принца Сиддхартха Гаутамы»
Выполнила студентка
Группы 0-23
Хвостова Д.Е.
Проверила
Лепкова Н.Б.
2013 Волгоград
БУДДА СИДДХАРТХА (санскр. "Просветленный Высшим Знанием", "Осененный Истиной", "Достигший Прозрения", "Тот, которому открыты все законы Мироздания") (ок. 567—488 до н. э.) — основатель мировой религии буддизма и создатель оригинальной философской концепции. Сиддхартха было именем, данным Гаутаме, принцу из Капилавасту, при его рождении. Это — сокращение от "Сарварттхасиддха" и означает "исполнение всех желаний". Гаутама, что означает "самый победоносный (тама) на земле (го)", было именем жреческой ветви рода Шакья, царским родовым именем династии, к которой принадлежал отец Гаутамы, царь Шуддходхана из Капилавасту. Капилавасту был древним городом, был разрушеным во время жизни Будды. В наименовании Шакьямуни последняя составная часть ("муни") переводится как обозначающая "могущественного в милосердии, уединении и безмолвии", а первая — Шакья — есть родовое имя. Мать Сиддхартхи — Майя (Махамайя, т. е. Великая Майя) — умерла через несколько дней после его рождения. Отец старался оградить сына от малейших соприкосновений с реалиями земной жизни: мальчик предавался смутным грезам; погружаясь в глубочайшие созерцания, он переживал моменты просветления. В 27 лет Гаутама женился, вскоре у него родился сын Рахула. Несмотря на противодействие отца, Гаутама увидел нищету, тяжелые болезни, старость, смерть: эти четыре встречи определили его дальнейшую судьбу. Потрясенный познанием того, что болезни, старость, смерть — это общий удел всех людей, Гаутама понял, что земной мир и жизнь в нем для него неприемлемы. Разговаривая со счастливым и спокойным нищим аскетом, Гаутама сказал сам себе: "Я сделаю то, что сделал этот человек. Я откажусь от всех богатств и последую своим путем. Покинув мир с его удовольствиями, я обрету спокойствие и познаю истину, с помощью которой научу людей преодолевать нищету земной жизни". В 29 лет Гаутама покидает дом.
Позднее Будда скажет: "И вот покинул я родной дом свой ради бесприютности и стал странником, взыскующим блага истинного на несравненном пути высшего мира". После изучения всех существовавших тогда философских систем Гаутама понял, что они не снимут проблем, его измучивших. По древним обычаям он обратился к практикующим йогам, а затем уединился в джунглях для ведения аскетического образа жизни и изучения священных текстов Брахманов. Через много лет Гаутама после глубочайшего обморока от длительного истощения осознал бесплодность аскетизма. В результате длительного глубокого созерцания под священным деревом Боддхи на берегу реки Найранджаны в селении Урувилва (совр. Боддх-Гая, штат Бихар, Индия) он достиг Просветления: ясно увидел всю свою жизнь и неразрывность связей между людьми, взаимоотношений между личностью и Миром Незримого. Одно происходит от другого, все скоропреходяще, а Тришна — жажда бытия жизни — возмущает покой Мира, ведя к уже ушедшему бытию. Гаутама размышлял: "Люди предаются страстям, желаниям, стремлениям... Их помыслы направлены к обладанию чем-либо. Они волнуются, радуются, огорчаются, не сознавая того, что причина радости и страданий заключается в телесном, разрушимом, преходящем. Если люди видят источник и смысл жизни в разрушении, в телесном, то они неизбежно должны страдать и умирать. Они ищут наслаждений, но тогда возникают печаль и страх потерять предмет наслаждения. Тот, кто свободен от наслаждений, свободен и от страданий. Люди, думающие, что им принадлежат дома, поля, скот, богатства, воображающие, будто им принадлежат сыновья, дочери, жены, — такие люди неизбежно обречены на страдания. Все это временное, все подвержено уничтожению, и поэтому тщетно стремиться к обладанию чем-нибудь. Единственное, чем может овладеть человек, — мудрость познания, и к ней одной он должен стремиться. Тот же, кто стремится к наслаждениям, тот растит только свои похоти, тот кует только прочные цепи, привязывающие его к жизни, полной страданий".
Теперь Гаутама знал, с кем и как надо бороться за избавление от земного мира скорби и боли; он понял, что жизнь — эта эманация наших мыслей — рождается в сердце человека. Изначально неверную жизнь человека пресекает смерть. Единственным путем к бессмертию является познание смысла истинной жизни, перед которой смерть бессильна. Так в 40 лет Гаутама стал Буддой — Просветленным: "Когда я прозрел, душа моя обрела искупление от греха земных вожделений, искупление от греховного пристрастия к земному бытию; обрела искупление от греха заблуждений, искупление от греха незнания. Достигнута святость, непорочность жизни, исполнен долг, и я никогда не возвращусь более в тот мир — вот что познал я".
Просветленный учил: "Размышление — путь к бессмертию, легкомыслие — путь к смерти. Бодрствующие в размышлении не умирают никогда; легкомысленные, неведающие подобны мертвым"; "Кто охвачен пламенем страстных влечений, кто жаждет одних лишь наслаждений, тот растит только свои похоти и сам заковывает себя в цепи"; "Только тот может называться мудрым, кто угасил свои страсти, укротил свои чувства, вырвал из сердца всякое влечение и не дал влечению укорениться вновь в сердце своем, — только тот, кто уединенно идет своим путем"; "Если ты искоренишь в себе всякое стремление к временному, телесному, если угасишь в себе свои страсти, все земное, то не будет такой силы, которая могла бы причинить тебе смерть"; "Из наслаждения возникает печаль, из наслаждения возникает страх; кто свободен от наслаждений, нет для того уже ни печали, ни страха"; "Человек становится мудрым не вследствие учености. Становится он мудрым потому, что освобождается от страстей и желаний". Философские доктрины учения Будды основаны на двух компонентах Благородного Восьмеричного (Срединного) Пути к искуплению и прекращению дуккхи — правильном сосредоточении и правильном знании. Правильное сосредоточение — это постоянная концентрация внимания, останавливающая калейдоскопическое мелькание составных эмпирических компонент. Основа правильного знания — понимание того, что мир материального (Сансара) есть только обман чувств, самостоятельно не существующее проявление духовного Первоначала. При этом постулируется принцип тотального релятивизма: каждый объект (процесс) является Дхармой — непрерывно изменяющимся и возникающим под воздействием других объектов (процессов) и оказывая влияние на другие. Универсум в такой концепции является потоком безлично и безначально трансформирующихся взаимосвязанных кратковременных компонент. Будда учит, что душа человеческая — не более, чем цепочка Дхарм. Смерть человека — это не полное исчезновение, а рекомбинация Дхарм, составлявших его в предыдущей жизни, в новый образ любого живого существа. Правильное знание дает истинное понимание страдания, которое есть непрерывная трансформация Дхарм, их волнение, фундирующее непостоянство состояний человека. Достигаемая на основе трансовой медитации Нирвана (санскр. "угасание", "покой", "небытие") в учении Будды является высшим из возможных состояний человека, когда упокоиваются процессы волнений его жизни, и в одной из Сутр описывается как "...прибежище, где нет ни земли, ни воды, ни света, ни воздуха; где нет ни бесконечности пространства, ни бесконечности разума, где нет ни представлений, ни отсутствия их; где нет ни этого мира, ни другого мира, ни солнца, ни луны. Это не проявление, не уничтожение и не постоянство, это не умирание и не рождение. Это существование без основы, без развития, без опоры. Это есть конец страданий...".
Будда до конца жизни проповедовал
свое учение, творя, согласно легендам,
чудеса: Он мог становиться невидимым,
летать по воздуху, ходить по воде, держать
в руках одновременно Солнце и
Луну, беседовать с богами. Помимо обычного
человеческого зрения, Будда был
Всевидящим, обладая еще и глазом
Мудрости. Он мог видеть прошлое, настоящее,
будущее, Благородный Восьмеричный
(Срединный) Путь к искуплению и прекращению
дуккхи. К знанию Будды относят
его способности к ощущению, чувствованию,
видению и слышанию всего того,
что происходит в множестве Вселенных.
Всезнание Будды — это знание
Четырех Благородных Истин, способность
к великому Состраданию, знание постоянной
трансформируемости бытия и др. В
Сутрах Будда награждался такими
эпитетами, как Повелитель Вселенной,
Бог богов, Архат (тот, кто разрушил
привязанность своей
В текстах, повествующих о жизни и деяниях Будды, постоянно упоминаются боги, божества, демоны, духи, которые приходят к нему, сопровождают его и беседуют с ним. Сам Будда поднимался в мир небожителей и читал там свои проповеди, а боги, в свою очередь, неоднократно посещали его келью на земле. Помимо обычного зрения Будда обладал глазом мудрости во лбу и способностью всевидения. Согласно традиции, всевидение Будды кроме обычного зрения, обеспечивалось глазом, видящим прошлое, настоящее и будущее; глазом, видящим Восьмеричный (или Срединный) путь; глазом, видящим намерения и поступки всех существ Вселенной; глазом, видящим все, что совершается в бесчисленных Вселенных. Как явствует из текстов, Будда ощущал, чувствовал, видел, слышал все, что делается на земле и в других мирах, — эти качества обозначаются как шестифакторное знание Будды. В свою очередь, всезнание Будды подразделяется на 14 типов: знание четырех истин, способность достижения великого сострадания, знание постоянной изменчивости бытия, знание двойного чуда и иные типы знания. Будда, согласно преданиям, обладал многими волшебными качествами: мог спускаться под землю, подниматься на небо, летать по воздуху, вызывать огненные мистерии, принимать любой облик, на его теле имелись 32 большие и 80 малых отметин, в т. ч. родинки, наделенные магическими свойствами. В священных текстах Будда награждается множеством эпитетов, свидетельствующих о том, что он повелитель Вселенной, Бог богов, царь царей, вседержитель, исцелитель и т. д. Его также называют татхагата (тот, кто приходит и уходит), архат (уничтоживший привязанность к бытию сансары), сугата (добро созидающий), джина (победитель), бхагават (торжествующий), маха шраман (великий отшельник), синханадин (львиноголосый); всего более 30 эпитетов. С точки зрения Блаватской, Будда достиг состояния Бодхисаттвы на земле в личности под именем Прабхапала. Выбор рода Шакьев и его матери Майи, как "чистейшей на земле", происходит в согласии с моделью рождения каждого Спасителя, Бога или обожествленного реформатора. Рассказ о его вхождении в лоно своей матери в виде белого слона есть намек на его прирожденную мудрость: слон этого цвета есть символ каждого Бодхисаттвы. Утверждение, что при рождении Гаутамы новорожденный младенец прошел семь шагов в четырех направлениях, что цветок Удумбара расцвел во всей своей редкой красоте и что цари Нагов немедленно отправились "крестить его" — все является аллегориями, столь многочисленными в фразеологиях Посвященных, и хорошо понятны каждому восточному оккультисту. Все события его благородной жизни даны в сакральных числах и каждый так называемый чудесный случай — столь порицаемый востоковедами, как запутывающий повествование и делающий невозможным отделение истины от фантазии, — является просто аллегорическим прикрытием истины. Каждая деталь рассказа после его смерти и до кремации — это глава фактов, написанная на языке, который должен быть изучаем до того, как станет понятным, в противном случае мертвая буква его введет в абсурдные противоречия. Например, напоминая своим ученикам о бессмертии дхармакайи, Будда — как сказано — вошел в самадхи и глубоко погрузился в Нирвану — откуда никто не может вернуться. И все же, несмотря на это, Будда изображен распахивающим крышку гроба и выходящим из него, приветствуя сложенными руками свою мать Майю, которая внезапно появилась в воздухе, хотя умерла через семь дней после его рождения, и т. д. Так как Будда был Чакраварти (тот, кто приводит в действие колесо Закона), его тело при кремации не могло быть уничтожено обычным огнем. Что же происходит? Внезапно струя пламени вспыхнула из свастики на его груди и превратила его тело в пепел. По Блаватской, относительно того, что Будда был одним из настоящих и неоспоримых Спасителей мира, достаточно сказать, что самый яростный миссионер-ортодокс, если только он не безнадежно безумен или лишен хоть малейшего уважения к исторической правде, не может найти ни малейшего обвинения против жизни и личного характера Будды. Без какой-либо претензии на божественность, позволяя своим последователям скорее впасть в атеизм, чем в унизительное суеверие поклонения дэвам или идолам, ход его жизни от начала до конца свят и божественен. В течение 45 лет своей миссии он столь же незапятнан и чист, как ход жизни бога — или каким последнему следовало бы быть. Он есть совершенный пример божественного, бога-человека.