Личность и общество в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 18:41, реферат

Описание

Целью работы является изучение проблемы соотношения личности и общества и ее решения в различных философских системах.

В соответствии с целью, можно сформулировать следующие основные задачи, решение которых позволяет более полно раскрыть данную тему:

охарактеризовать понятие «личность»
изучить нравственные основы личности и взаимодействие личности с обществом.

Содержание

Введение 3
1. Проблема личности в философии 4
2. Нравственные основы личности и признание обществом ее достоинства 16
Заключение 28
Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Личность и общество кур..doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

     Однако при первых же попытках реализации призвания, отвечающего своеобразию индивидуальных задатков и запросов совести, человек обнаруживает, что имеет дело с известной общественной ролью и что роль эта не единична, а характерна для определенной группы людей, уже сложившейся или только складывающейся сейчас, в этот момент истории. Экзистенциальные поиски "себя самого" упираются в проблему осознанной групповой причастности (или, если использовать одну из ключевых категорий современной социологии, - в проблему идентификации).

     Обсуждая  идентификацию как фазу морально-практической ориентации, чрезвычайно важно принять  во внимание следующее обстоятельство. Человек всегда уже застает себя внутри определенной группы (родственного и дружеского круга, класса, сословия, этноса, вероисповедания). Принадлежности к ней он не выбирает (в том смысле, в каком мы говорим, что не выбираем родителей). Исходная естественная включенность в группы (и даже в совокупность групп, тем или иным способом упорядоченную) не зависит от воли и сознания индивида и задает, обусловливает многие его установки и качества. Последнее, однако, вовсе не означает, будто человек - просто функция своего "социального происхождения". Как личность он не только может, но и должен встать в осознанное и этически обоснованное отношение к своему кругу, сословию, классу, этносу, вероисповеданию, - должен признать или отклонить их достоинства, согласиться или не согласиться с их особыми нормами. Решая эту задачу, личность непременно вовлекается в проблематику нравственного оцениваемой истории (локальной, национальной и общечеловеческой).

     Можно утверждать, что этическая рекогносцировка  и экзистенциальный выбор посильны для человека при любых социально-исторических условиях. Увы, этого не скажешь о  задаче социальной идентификации - комплексной, зачастую мучительной, а при существенном изменении социальных условий переживаемой как "второе рождение". Насколько успешно она решается, зависит от общества, от объема информации, которой оно позволяет располагать, от степени терпимости и уровня развития коммуникативной культуры. Но более всего успех или неуспешность социальной идентификации определяются тем, в какой мере общество (начиная с его воспитательных учреждений, кончая высшими инстанциями власти) вообще готово признать за своими членами достоинство личностной самостоятельности или хотя бы готовность к ней.

     Сущностные  силы человека создают ему все  необходимые субъективные возможности  для того, чтобы быть свободным, т.е. действовать в мире по своему усмотрению. Они позволяют ему ставить под разумный контроль себя и окружающий мир, выделяться из этого мира и расширять сферу собственной деятельности. В этой возможности быть свободным и  коренятся истоки всех триумфов и трагедий человека, всех его взлетов и падений.

     Свобода рассматривалась в соотнесении с необходимостью (законами), с произволом, анархией, равенством и справедливостью. Исследовался и диапазон свобод человека: политическая, экономическая, духовная, познавательная и др. свобода. Позитивный итог этих размышлений, что свобода не может быть чисто отрицательным, бессодержательным понятием, произволом выбора, фактом, нарушающим законы природы и социальной жизни.

     Логикой своего существования и характером собственной деятельности каждый человек  погружен в поток истории. Бытие человека в этом потоке противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.

     Человек несвободен, поскольку существует внешний  мир, который настойчиво диктует  людям выбор форм и способов деятельности, их последовательность. Он несвободен так как всегда существуют ограничители его деятельности- уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободен еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое проявляется во все времена и существует в различных формах.

     Отчуждение  означает что, продукты деятельности человека выходят из-под его контроля и  превращаются во внешнюю и неподвластную  ему силу. Отчуждение означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность. Отчуждение- это как бы утрата мира человеком и превращение этого мира в бесчеловечный мир. Проблема отчуждения является вечной проблемой для человеческого общества.

     Вместе  с тем человек свободен. Свобода  есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Кратко говоря, свобода- это не- рабство, раскрепощенность человека. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями.

     Cвобода  является фундаментальной ценностью  для человека, но она должна  иметь пределы. В противном  случае она будет превращаться  в произвол, своеволие и анархию,  в самодурство и насилие над  другими людьми т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества.

     При совпадении интересов личности и  общества в обретении свободы  понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека. Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой деградации, как личности, так и общества.

     Свобода невозможна без ответственности  и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность  есть неизбежная цена свободы, плата  за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без  чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира.

 

Заключение

     Личность  есть специальное человеческое образование, которое так же не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности, как и сознание человека, так и его потребности, личность человека тоже «производится» — создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности.

     Человек всегда уже застает себя внутри определенной группы (родственного и дружеского круга, класса, сословия, этноса, вероисповедания). Принадлежности к ней он не выбирает (в том смысле, в каком мы говорим, что не выбираем родителей).

     Последнее, однако, вовсе не означает, будто  человек - просто функция своего "социального  происхождения". Как личность он не только может, но и должен встать в осознанное и этически обоснованное отношение к своему кругу, сословию, классу, этносу, вероисповеданию, - должен признать или отклонить их достоинства, согласиться или не согласиться с их особыми нормами.

     Можно утверждать, что этическая рекогносцировка и экзистенциальный выбор посильны для человека при любых социально-исторических условиях.

 

     

Список  литературы

 
    1. Алексеев  С.С. Философия права. – М.2003.
    2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 2000.
    3. История политических и правовых учений (под ред. В.С. Нерсесянца). – М. 2006.
    4. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001 - 576.
    5. История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — 1376 с. — (Мир энциклопедий).
    6. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.,2001.
    7. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII в. – М.,2003.
    8. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. – Спб.,2003.
    9. Философия. Курс лекций (под ред. В.Л. Калашникова). – М.,2007.
    10. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005.
    11. Харенберг Б. Хроника человечества. – М.,2006.
    12. Хрестоматия по философии. Ростов-на-Дону, 1997.
    13. Шашков Н.И., Ерохина Л.Д., Шендерецка А.П.и др. История философии (конспект лекций)/ Под ред. Ильин А.А. – М.,  - 2003

Информация о работе Личность и общество в философии