Личность и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:02, контрольная работа

Описание

Человек - это уникальное явление мироздания, вечная и неисчерпаемая проблема для философии и науки. Тема человека является для философии традиционной, неустранимой из нее. Конечно же, человек изучается и во многих других науках - истории, социологии, физиологии, анатомии, психологии и т.д. Что же касается философии, то она в отличие от этих наук стремится постичь человека как целостное существо.

Содержание

1. Человек, индивид, личность.
2. Жизненный мир личности и его основные типы.
3. Личность и общество. Свобода и ответственность. Проблема отчуждения.
4. Проблема уникальности личности.

Работа состоит из  1 файл

Философия.doc

— 93.50 Кб (Скачать документ)

   Белгородский государственный институт культуры и искусств

 

Кафедра Библиотековедение

 

 

Контрольная работа по дисциплине:__Философия __

 

 

 

Студента (ки)__2___курса, специализация _____071201.20______

 

 

 

Группа __26 Б__

 

 

____________Килиной__ Татьяны___ Викторовны_______________

 

 

 

 

Преподаватель:_Котельникова В. М.

 

 

 

 

 

Домашний адрес:___Красненский_район,_с._Красное,__________

______________________пер._Подгорный,_д._8_________________

 

 

 

 

 

 

 

                                                Белгород  2008

План:

1.Человек, индивид, личность.

 

 2.Жизненый мир личности и его основные типы.

 3.  Личность и общество. Свобода и ответственность. Проблема отчуждения.

4. Проблема уникальности личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Человек, индивид, личность.

    Человек - это уникальное явление мироздания, вечная и неисчерпаемая проблема для философии и науки. Тема человека является для философии традиционной, неустранимой из нее. Конечно же, человек изучается и во многих других науках - истории, социологии, физиологии, анатомии, психологии и т.д. Что же касается философии, то она в отличие от этих наук стремится постичь человека как целостное существо. Она исследует человека, взятого в единстве всех его творческих сил и проявлений разнообразной духовно-практической деятельности, как существо многомерное, многолико-единое. Философия рассматривает человека природу, общество, историю, и с точки зрения его «погруженности» в мир внешний и с точки зрения наличия у него собственного мира - внутреннего, духовного. На человека можно взглянуть с трех точек зрения: биологической, психологической, социальной. Его можно рассматривать как физическое тело, принадлежащее к биологическому миру и подчиняющееся его законам. Биологический  взгляд на человека выражается в понятии «индивид». Индивид — конкретный представитель человеческого рода, носитель психофизиологических качеств. В понятии «индивид» собственные индивидуальные качества человека не принимаются во внимание, речь идет только об общих с другими людьми свойствах: как представитель вида человек лишь один из многих.

Человек рождается  с не до конца сформированными анатомоморфологическими системами, которые продолжают свое развитие в условиях социума. В отличие от других видов животных, он плохо укоренен в природе. Животное от рождения имеет богатый спектр инстинктивных форм поведения, наделено всеми свойствами, необходимыми для выживания. Человек же, если рассматривать его только как биологическое тело, существо недостаточное. В качестве животного он был обречен на гибель в природном царстве. Однако в процессе антропогенеза человек выработал гибкую систему надинстинктивных ориентиров, превратив свое биологическое несовершенство в благодатное свойство. С момента рождения индивид является носителем специфической биологии, сформированной предшествующим развитием человеческого рода. Он обнаруживает биологическую готовность усваивать культурно-исторические достижения общества. Именно поэтому, как писал М. Шелер, «человек всегда может быть лишь чем-то большим или меньшим, чем животное, но животным — никогда».

Своеобразны взгляды на человека у Л. Фейербаха. Он рассматривал человека как высший предмет философии естественных наук. Хотя человек и есть высшее проявление: жизненной силы природы, но он являет собой все порабощенное внешним миром существо и потому - несвободоное. Как и всякое дитя природы, человек любит ее, но в то ясе время он беззащитен перед ней и перед бесчеловечным обществом.

     Своеобразна антропология в русской религиозной философии (В.С. Соловьев, НА. Бердяев и др.): будучи православной по своим духовным истокам и содержанию, она обращена в первую очередь к духовному миру человека. Бог и человек, добро и зло, смысл жизни и призвание человека - все это основные темы для этой философии. Она менее всего озабочена тем, как человеку подчинить окружающий мир своей власти. Главная проблема для нее - это усовершенствование.

   Интересно и  то, что в русской религиозной  философии человек рассматривается, по меткому определению П. Л. Флоренского, как «сокращенный конспект мироздания», вбирающий в себя весь мир, его историю. Человек соединяет в себе и «небо», и «землю», т.е. высокое и низкое; он - «бесконечная потенция, или потенциальная бесконечность» 

   Обращение  к истории философской мысли  показывает, что тема человека является, во-первых, непреходящей, сквозной. Во-вторых, она осмысливается с различных мировоззренческих позиций, в контексте истории и культуры общества. В-третьих, в истории философии преобладающими являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его существования и о призвании.

   В отличие от животного, способного жить в очень ограниченных условиях, к которым оно инстинктивно приспособлено, человек не просто адаптируется к реальности, но и преобразует ее в соответствии со своими нуждами. Адаптация к реальности происходит благодаря средствам, предоставляемым культурой. Культура, мир символов стоит между человеком и природой, с одной стороны, лишая его непосредственности инстинктивных биологических реакций, а с другой — открывая возможности свободного целеполагания и действия.

 В целях постижения человека как предельно сложного, многомерного явления мироздания философская мысль выработала и держит в своем арсенале большой ряд понятий, которые, в конечном счете, дают развернутый и достаточно полный ответ на вопрос о сущности и природе человека, смысле его существования в мире. Назовем эти понятия, раскроем их смысл и познавательное значение, исходя из того, что сущность - это основное в человеке, а природа - это его главнейшие характеристики, посредством которых сущность раскрывает и реализует себя в деятельности человека.

   Прежде  всего под человеком в философии принято понимать представителя вида «гомосапиенс», который является высшей» ступенью в развитии всех известных науке живых существ на нашей планете. Человек - это существо разумное и универсальное сально-деятельное, субъект общественной жизни, способный к бесконечному совершенствованию и развитию.

   Социокультурный взгляд на человека выражается в понятии «личность». Личность означает понимающее и мыслящее существо, способное к саморефлексии, рассматривающее себя как - то же самое в различных местах и в разное время. Личность есть целостность, познаваемая изнутри. Индивид становится личностью в процессе социализации, через общение с другими людьми и усвоение в процессе социализации, через общение с другими людьми и усвоение в процессе  этого общения культурных достижений человечества. Процесс социализации основывается на способности человека к уподоблению. Ребенок не в состоянии самостоятельно осознать ценность и смысл происходящего вокруг, другие люди выступают для него способом бытия общечеловеческих ценностей и смыслов. Личностные свойства производны от социальной, психологической и биологической сторон природы человека, и даже при частичной деформации одного из начал полноценная личность не формируется.

Понятие личности следует отличать от понятия «характер». Характер — это совокупность психологических особенностей человека, его психологическая индивидуальность. Уникальность личности выражается в понятии «индивидуальность». Основа уникальности заложена на биологическом уровне. Каждый человек, несмотря на то, что он несет в себе видовые характеристики, неповторим. Другим, помимо уникальности, свойством индивидуальности является целостность.

    Итак, понятия «личность», «индивид», «индивидуальность» можно различить следующим образом: индивид обозначение человека, взятого с биологической точки зрения как представителя вида homo sapiens; личность — интегральное единство биологической, психологической и социальной сторон человека, его сознательных и бессознательных проявлений, фокусирующееся в чувстве «Я»; индивидуальность — культурологическое видение человека, при котором на первый план выходят его психологическая самобытность, неповторимость и оригинальность В понимании человека следует избегать крайностей «биологизации» и «социологизации». Абсолютизация биологической или, напротив, социальной характеристик приводит к появлению различных версий панбиологизма или пансоциологизма. Панбиологизм выводит все особенности существования человека из его биологической природы. Пансоциологизм, наоборот, утверждает, что ни биология, ни собственная активность никак не влияют на человека, а его личность и характер формируются только под влиянием общества.

        2.Жизненый мир личности и его основные типы.

Ведя речь о личности, философия имеет в виду социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и взаимодействия с обществом, вхождения в мир культуры. Личность обладает, прежде всего, духовными качествами, представляя собой как бы огромный резервуар энергии («сущностные силы»). Эта энергия является источником творческой («творящей») свободы, посредством которой человек преображает и совершенствует окружающий его мир.  Социальный облик (например, мировоззрение, гражданские качества, нравственные характеристики) не дан человеку извне в готовом виде, он может быть сформирован лишь при непосредственном участии самого человека. Подлинная личность не есть застывшее состояние, она вся динамична и пребывает в становлении. Человек, обладающий яркими личностными качествами, сам творит свою судьбу по меркам собственного идеала. Личность -это всегда творчество, победа и поражение, поиск и достижение, преодоление рабства и обретение свободы. Будет большой ошибкой называть личность частью мира, ведь она сама и есть целый мир.

Личность  всегда несет на себе печать духа и  культуры конкретной исторической эпохи. Например, Чичиков из «Мертвых Душ» Гоголя олицетворяет собой тип проходимца-приобретателя, ищущего легкие пути личного обогащения. Напротив, матрос Семен Давыдов из «Поднятой целины» Шолохова являет собой принципиального и несгибаемого большевика эпохи революции и всеобщей коллективизации на селе.

Человеческую  личность изучают многие науки. Особый интерес проявляют к ней педагогика и психология, которые.  Разрабатывают и предлагают теории и технологии обучения  и воспитания человека. Как правило, для современной личности характерны высокое образование, социальная активность деловитость и творчество, целеустремленность. Современный человек - это человек, освоивший демократические, национальные и общечеловеческие ценности и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы коллектива и общества в целом, не мыслит свой путь вне Родины - «большой» и «малой».

     Единство личности фиксируется в понятии «Я», переживание самотождественности и целостности субъективной реальности также неразрывно связано с чувством «Я». Рефлексирующее «Я» — центр личностного универсума, выражение осознанной индивидуальности, однако это не вся личность. Существуют разные представления о структуре личностного универсума. Так, мы подробно изложили идеи К.Г. Юнга, касающиеся этого вопроса. В современной философии представлены и другие концепции структуры личности. Например, российский психолог И. Кон предлагает следующую модель:

• субъектно-деятельное начало — экзистенциальное «Я»;

• представление «Я» о самом себе — Я-концепция, рефлексивное «Я»;

• переживаемое «Я», которое не укладывается в рациональные понятия.

Французский философ Э. Мунье предлагает другую модель. В структуре личностного универсума он выделяет воплощенное существование, коммуникацию, интимное обращение, противостояние, наличие свободы и достоинства, вовлеченность в деятельность.

Российский  культуролог и философ П. Гуревич  рассматривает личность как единство телесных характеристик, возрастных особенностей, половой принадлежности, национально-этнических черт и т.п.

Очевидно, структуру личностного универсума можно ^выстраивать по аналогии с ценностно-смысловой структурой сознания:

• предметность, взаимоотношения «я» с миром вещей;

• телесность, взаимоотношения «я» с телом, переживание  собственной телесности

• самоосознание, взаимоотношения «я» с самим собой;

• диалогичность, взаимоотношение,«я» с другим «я», «ты»;

• социальность, взаимоотношения «Я» с «мы» — группой, в которую личность себя включает, и с «они» — группой, из которой личность себя исключает;

• трансцендентность (духовность), взаимоотношений «я» с абсолютным, идеальным, совершенным и т.п.

Важным для  характеристики личности является свойств идентичности. По мнению американского психолога Э. Эриксона, термин «идентичность» имеет несколько смыслов:

• тождественность;

• индивидуальность;

• подлинность.

Идентичность можно определить как твердо усвоенный и принимаемый образ самого себя во всем богатстве взаимоотношений с миром и другими людьми. Идентичность — хрупкий баланс между миром и личностью. Любое изменение с той или с другой стороны приводит к смещению этого баланса и необходимости находить новую идентичность.

3. Личность и общество. Свобода и ответственность. Проблема отчуждения.

   По мере развития личности и общества непосредственная зависимость личности от общества уменьшается. Но, с другой стороны, эмансипируясь от природы, личность оказывается неразрывно с ним связанным. Рост экологических проблем подталкивает к осознанию этого обстоятельства. История развития человечества — пример того, как постепенно менялись геохимические условия природного существования, поэтому историю общества невозможно изучать отдельно от эволюции окружающей природы — к такому выводу приходит современная экологическая наука.

Информация о работе Личность и общество