Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:02, контрольная работа
Человек - это уникальное явление мироздания, вечная и неисчерпаемая проблема для философии и науки. Тема человека является для философии традиционной, неустранимой из нее. Конечно же, человек изучается и во многих других науках - истории, социологии, физиологии, анатомии, психологии и т.д. Что же касается философии, то она в отличие от этих наук стремится постичь человека как целостное существо.
1. Человек, индивид, личность.
2. Жизненный мир личности и его основные типы.
3. Личность и общество. Свобода и ответственность. Проблема отчуждения.
4. Проблема уникальности личности.
Контрольная работа по дисциплине:__Философия __
Студента (ки)__2___курса, специализация _____071201.20______
Группа __26 Б__
____________Килиной__ Татьяны___ Викторовны_______________
Преподаватель:_Котельникова В. М.
Домашний адрес:___Красненский_
______________________пер._
План:
1.Человек, индивид, личность.
2.Жизненый мир личности и его основные типы.
3. Личность и общество. Свобода и ответственность. Проблема отчуждения.
4. Проблема уникальности личности.
1. Человек, индивид, личность.
Человек - это уникальное явление мироздания, вечная и неисчерпаемая проблема для философии и науки. Тема человека является для философии традиционной, неустранимой из нее. Конечно же, человек изучается и во многих других науках - истории, социологии, физиологии, анатомии, психологии и т.д. Что же касается философии, то она в отличие от этих наук стремится постичь человека как целостное существо. Она исследует человека, взятого в единстве всех его творческих сил и проявлений разнообразной духовно-практической деятельности, как существо многомерное, многолико-единое. Философия рассматривает человека природу, общество, историю, и с точки зрения его «погруженности» в мир внешний и с точки зрения наличия у него собственного мира - внутреннего, духовного. На человека можно взглянуть с трех точек зрения: биологической, психологической, социальной. Его можно рассматривать как физическое тело, принадлежащее к биологическому миру и подчиняющееся его законам. Биологический взгляд на человека выражается в понятии «индивид». Индивид — конкретный представитель человеческого рода, носитель психофизиологических качеств. В понятии «индивид» собственные индивидуальные качества человека не принимаются во внимание, речь идет только об общих с другими людьми свойствах: как представитель вида человек лишь один из многих.
Человек рождается
с не до конца сформированными анатомом
Своеобразны взгляды на человека у Л. Фейербаха. Он рассматривал человека как высший предмет философии естественных наук. Хотя человек и есть высшее проявление: жизненной силы природы, но он являет собой все порабощенное внешним миром существо и потому - несвободоное. Как и всякое дитя природы, человек любит ее, но в то ясе время он беззащитен перед ней и перед бесчеловечным обществом.
Своеобразна антропология в русской религиозной философии (В.С. Соловьев, НА. Бердяев и др.): будучи православной по своим духовным истокам и содержанию, она обращена в первую очередь к духовному миру человека. Бог и человек, добро и зло, смысл жизни и призвание человека - все это основные темы для этой философии. Она менее всего озабочена тем, как человеку подчинить окружающий мир своей власти. Главная проблема для нее - это усовершенствование.
Интересно и то, что в русской религиозной философии человек рассматривается, по меткому определению П. Л. Флоренского, как «сокращенный конспект мироздания», вбирающий в себя весь мир, его историю. Человек соединяет в себе и «небо», и «землю», т.е. высокое и низкое; он - «бесконечная потенция, или потенциальная бесконечность»
Обращение к истории философской мысли показывает, что тема человека является, во-первых, непреходящей, сквозной. Во-вторых, она осмысливается с различных мировоззренческих позиций, в контексте истории и культуры общества. В-третьих, в истории философии преобладающими являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его существования и о призвании.
В отличие от животного, способного жить в очень ограниченных условиях, к которым оно инстинктивно приспособлено, человек не просто адаптируется к реальности, но и преобразует ее в соответствии со своими нуждами. Адаптация к реальности происходит благодаря средствам, предоставляемым культурой. Культура, мир символов стоит между человеком и природой, с одной стороны, лишая его непосредственности инстинктивных биологических реакций, а с другой — открывая возможности свободного целеполагания и действия.
В целях постижения человека как предельно сложного, многомерного явления мироздания философская мысль выработала и держит в своем арсенале большой ряд понятий, которые, в конечном счете, дают развернутый и достаточно полный ответ на вопрос о сущности и природе человека, смысле его существования в мире. Назовем эти понятия, раскроем их смысл и познавательное значение, исходя из того, что сущность - это основное в человеке, а природа - это его главнейшие характеристики, посредством которых сущность раскрывает и реализует себя в деятельности человека.
Прежде всего под человеком в философии принято понимать представителя вида «гомосапиенс», который является высшей» ступенью в развитии всех известных науке живых существ на нашей планете. Человек - это существо разумное и универсальное сально-деятельное, субъект общественной жизни, способный к бесконечному совершенствованию и развитию.
Социокультурный взгляд на человека выражается в понятии «личность». Личность означает понимающее и мыслящее существо, способное к саморефлексии, рассматривающее себя как - то же самое в различных местах и в разное время. Личность есть целостность, познаваемая изнутри. Индивид становится личностью в процессе социализации, через общение с другими людьми и усвоение в процессе социализации, через общение с другими людьми и усвоение в процессе этого общения культурных достижений человечества. Процесс социализации основывается на способности человека к уподоблению. Ребенок не в состоянии самостоятельно осознать ценность и смысл происходящего вокруг, другие люди выступают для него способом бытия общечеловеческих ценностей и смыслов. Личностные свойства производны от социальной, психологической и биологической сторон природы человека, и даже при частичной деформации одного из начал полноценная личность не формируется.
Понятие личности следует отличать от понятия «характер». Характер — это совокупность психологических особенностей человека, его психологическая индивидуальность. Уникальность личности выражается в понятии «индивидуальность». Основа уникальности заложена на биологическом уровне. Каждый человек, несмотря на то, что он несет в себе видовые характеристики, неповторим. Другим, помимо уникальности, свойством индивидуальности является целостность.
Итак, понятия «личность», «индивид», «индивидуальность» можно различить следующим образом: индивид обозначение человека, взятого с биологической точки зрения как представителя вида homo sapiens; личность — интегральное единство биологической, психологической и социальной сторон человека, его сознательных и бессознательных проявлений, фокусирующееся в чувстве «Я»; индивидуальность — культурологическое видение человека, при котором на первый план выходят его психологическая самобытность, неповторимость и оригинальность В понимании человека следует избегать крайностей «биологизации» и «социологизации». Абсолютизация биологической или, напротив, социальной характеристик приводит к появлению различных версий панбиологизма или пансоциологизма. Панбиологизм выводит все особенности существования человека из его биологической природы. Пансоциологизм, наоборот, утверждает, что ни биология, ни собственная активность никак не влияют на человека, а его личность и характер формируются только под влиянием общества.
2.Жизненый мир личности и его основные типы.
Ведя речь о личности, философия имеет в виду социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и взаимодействия с обществом, вхождения в мир культуры. Личность обладает, прежде всего, духовными качествами, представляя собой как бы огромный резервуар энергии («сущностные силы»). Эта энергия является источником творческой («творящей») свободы, посредством которой человек преображает и совершенствует окружающий его мир. Социальный облик (например, мировоззрение, гражданские качества, нравственные характеристики) не дан человеку извне в готовом виде, он может быть сформирован лишь при непосредственном участии самого человека. Подлинная личность не есть застывшее состояние, она вся динамична и пребывает в становлении. Человек, обладающий яркими личностными качествами, сам творит свою судьбу по меркам собственного идеала. Личность -это всегда творчество, победа и поражение, поиск и достижение, преодоление рабства и обретение свободы. Будет большой ошибкой называть личность частью мира, ведь она сама и есть целый мир.
Личность всегда несет на себе печать духа и культуры конкретной исторической эпохи. Например, Чичиков из «Мертвых Душ» Гоголя олицетворяет собой тип проходимца-приобретателя, ищущего легкие пути личного обогащения. Напротив, матрос Семен Давыдов из «Поднятой целины» Шолохова являет собой принципиального и несгибаемого большевика эпохи революции и всеобщей коллективизации на селе.
Человеческую личность изучают многие науки. Особый интерес проявляют к ней педагогика и психология, которые. Разрабатывают и предлагают теории и технологии обучения и воспитания человека. Как правило, для современной личности характерны высокое образование, социальная активность деловитость и творчество, целеустремленность. Современный человек - это человек, освоивший демократические, национальные и общечеловеческие ценности и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы коллектива и общества в целом, не мыслит свой путь вне Родины - «большой» и «малой».
Единство личности фиксируется в понятии «Я», переживание самотождественности и целостности субъективной реальности также неразрывно связано с чувством «Я». Рефлексирующее «Я» — центр личностного универсума, выражение осознанной индивидуальности, однако это не вся личность. Существуют разные представления о структуре личностного универсума. Так, мы подробно изложили идеи К.Г. Юнга, касающиеся этого вопроса. В современной философии представлены и другие концепции структуры личности. Например, российский психолог И. Кон предлагает следующую модель:
• субъектно-деятельное начало — экзистенциальное «Я»;
• представление «Я» о самом себе — Я-концепция, рефлексивное «Я»;
• переживаемое «Я», которое не укладывается в рациональные понятия.
Французский философ Э. Мунье предлагает другую модель. В структуре личностного универсума он выделяет воплощенное существование, коммуникацию, интимное обращение, противостояние, наличие свободы и достоинства, вовлеченность в деятельность.
Российский культуролог и философ П. Гуревич рассматривает личность как единство телесных характеристик, возрастных особенностей, половой принадлежности, национально-этнических черт и т.п.
Очевидно, структуру личностного универсума можно ^выстраивать по аналогии с ценностно-смысловой структурой сознания:
• предметность, взаимоотношения «я» с миром вещей;
• телесность, взаимоотношения «я» с телом, переживание собственной телесности
• самоосознание, взаимоотношения «я» с самим собой;
• диалогичность, взаимоотношение,«я» с другим «я», «ты»;
• социальность, взаимоотношения «Я» с «мы» — группой, в которую личность себя включает, и с «они» — группой, из которой личность себя исключает;
• трансцендентность (духовность), взаимоотношений «я» с абсолютным, идеальным, совершенным и т.п.
Важным для характеристики личности является свойств идентичности. По мнению американского психолога Э. Эриксона, термин «идентичность» имеет несколько смыслов:
• тождественность;
• индивидуальность;
• подлинность.
Идентичность можно определить как твердо усвоенный и принимаемый образ самого себя во всем богатстве взаимоотношений с миром и другими людьми. Идентичность — хрупкий баланс между миром и личностью. Любое изменение с той или с другой стороны приводит к смещению этого баланса и необходимости находить новую идентичность.
3. Личность и общество. Свобода и ответственность. Проблема отчуждения.
По мере развития личности и общества непосредственная зависимость личности от общества уменьшается. Но, с другой стороны, эмансипируясь от природы, личность оказывается неразрывно с ним связанным. Рост экологических проблем подталкивает к осознанию этого обстоятельства. История развития человечества — пример того, как постепенно менялись геохимические условия природного существования, поэтому историю общества невозможно изучать отдельно от эволюции окружающей природы — к такому выводу приходит современная экологическая наука.