Личность и толпа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:41, творческая работа

Описание

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философию проблема личности интересует в широком историко-теоретическом плане. Она намечает подходы к решению существующих «вечных» вопросов. Философия занимается исследованием смысла жизни, сущности человека, а также общих закономерностей его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения). Таким образом, философию интересует личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.

Содержание

Основные данные о работе
Содержание
Основная часть
личность и толпа
Основная часть
личность и толпа

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 19.64 Кб (Скачать документ)

Творческая работа

По предмету Философия 

На тему: Личность и толпа

 

Содержание

 

        Основные данные о работе

        Содержание

        Основная часть

            личность и толпа

Основная  часть

 личность и толпа

 

 

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философию проблема личности интересует в широком историко-теоретическом  плане. Она намечает подходы к  решению существующих «вечных» вопросов. Философия занимается исследованием  смысла жизни, сущности человека, а  также общих закономерностей  его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения). Таким образом, философию интересует личность с  точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.

 

Всякий человечек как  самостоятельный центр живых  сил, как потенция (возможность) бесконечного совершенства, как существо, могущее  в сознании и в жизни своей  вместить абсолютную истину, — всякий человек в этом качестве имеет  безотносительное значение и достоинство, есть нечто безусловно незаменимое  и слишком высоко оценить себя не может. Непризнание за собою этого  безусловного значения равносильно  отречению от человеческого достоинства; это есть основное заблуждение и  начало всякого неверия: он так малодушен, что даже в самого себя верить не в силах, — как может он поверить во что-нибудь другое?

 

Под понятием толпа понимается усреднение людей. В толпе исчезает личность. Чувства и мысли индивидов  толпы объединяются, она обладает как бы единым разумом. Можно привести массу примеров, как вполне простое  скопление людей начинает мыслить  одинаково и становится неуправляемым. Причем люди делают это неосознанно, просто «как все». Нередко толпу  используют в качестве движущей силы – политических митингов, шествий, демонстраций. Толпа бежит, и никто  не знает, как поступит она завтра. Случается, что сегодня толпа  бежит в направлении добра  и Истины, постилая одежды свои . Но завтра эта же толпа развернётся  и побежит противоположном направлении, уже желая крови. И, если забыть себя, угасить свой разум, доверив его  кому-то иному, то вполне вероятно, что, ликуя сегодня, завтра можем произнести "не понимаю, что ты говоришь".

 

В настоящее время  существуют две основные концепции  личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и  личность как его сущностная характеристика.

 

Первая концепция опирается  на понятие социальной роли человека. При всей значимости этого аспекта  понимания личности, он не позволяет  раскрыть внутренний мир человека, фиксируя только его поведение, которое  не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека.

 

Более глубокое трактование  понятия личности раскрывает ее в  сущностном плане как: центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект  свободных действий и "абсолютной власти" во внутренней жизни человека. Личность - индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений  и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных норм. Личностные качества человека - проекция его образа жизни и самоосознающего  разума. Личность  всегда духовно  развитый человек.

 

Являясь высшей ступенью иерархического рассмотрения человека, понятие личности вместе с тем  более конкретно и более содержательно, чем понятие человека вообще. Но иногда понятия "человек" и "личность" резко разводятся и даже противопоставляются. Но это не является действительностью  т.к. любой человек является той  или иной личностью.

 

Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих  социальных функций, своего места в  мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено  цепи поколений, в том числе родственных, один вектор которых направлен в  прошлое, а другой - в грядущее. Личность есть индивидуальное средоточие и выражение  общественных отношений и функций  людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм, в том числе и юридических. Личностные качества человека есть производные  от двух моментов: от его самосознающего  разума и от его социального образа жизни. Средой проявления личностных свойств  служит его социальная жизнь. В качестве примера вышеизложенного рассмотрим первобытнообщинный строй, в котором  еще не было личностей, но уже был  люди.

 

Личность - это общественно  развитый человек. Не только исторически, но и генетически человек становится личностью по мере создания социальной и мыслительной культуры и по мере своего индивидуального приобщения к ней. Ребенок, особенно в самом  раннем возрасте, - это, разумеется, человек, но еще не личность. В нем лишь "проклевывается" личность, он еще  должен стать ею. Если же нарушаются социальные связи человека или происходят патологические процессы в организме (душевные расстройства и т.д.), личность распадается полностью или частично в зависимости от силы такого рода неблагоприятных и трагических  обстоятельств.

 

 

Когда отдельные люди объединяются массу, то личность каждого  из них растворяется в толпе. Толпа  является случайным или почти  случайным сборищем людей, объединенных в данном пространстве временным  и преходящим интересом; это простое  множество разрозненных людей, лишенное органической связи и единства; это  хаотическое целое, как правило, лишенное какой-либо четкой внутренней организации. Толпа отличается резкой  ослабленностью  разумного контроля в своем поведении. Вследствие этого  в толпе главным образом проявляется  эмоционально-волевое бушевание  страстей, смутных и неустойчивых интересов людей.

 

С одной стороны, человек - это исключительно социальное существо. С другой стороны, в этом и слабость человека, т.к. наше сознание постоянно  подстраивается под действия большинства. И зачастую именно это и убивает  индивидуальность личности.

 

В природе человека противоборствуют две потребности: быть в обществе и сохранять независимость. Хочешь ты или не хочешь, но в каждом коллективе есть лидер. Но, к несчастью, слишком  часто лидерами становятся негодные, подлые люди, добивающиеся власти любыми средствами. Сталин, уничтоживший всех своих соратников и превративший страну в общество «винтиков» - безликих, со всем согласных, пресмыкающихся, живущих  в постоянном страхе людей. Адольф Гитлер, «купивший» молодежь своей страны идеей  сверхчеловека, сказав каждому –  будь сильным, и тебе будет позволено  все, а слабых не жалей, они не достойны жизни.

 

Снова и снова простые  люди страдают из-за политических интриг вождей, из которых редко кто действительно  печется о своем народе. И чаще всего внешне противоположные лозунги  имеют под собой одну и ту же цель - неограниченно властвовать.

 

На беду, вместе с существовавшим строем у нас рухнули почти  все общественные идеалы, которые  накапливались в народе веками. Сегодня, если ты подросток, тебе нужно выбирать не только кем быть  но и каким  быть, и с кем быть. Тебе хочется  проводить время среди сверстников, но как быть, если их компанией заправляет какой-нибудь уголовник и кучка  его прихлебал? Подпевать им? Стать  их рабом? Для того  чтобы выстоять, нужно иметь авторитет среди  них, а значит предать и осмеять  все, чему тебя учили в семье. Поначалу это будет трудно, а потом не заметишь, как грязь станет привычной. Ну а для того, чтобы не страдала твоя гордость, тебя с радостью накормят заплесневелой конфеткой  «суперменства»  с телеэкрана, страниц дешевых  книг, научат бить и убивать сначала  на компьютерных тренажерах, а затем  и наяву. Ты накачаешь мышцы, побреешь затылок и будешь плевать на всех с высокой колокольни.

 

Но «добрые» дяди конфет даром не дают - ты им нужен, как мышечная масса, и они тебя используют, продвигаясь  к власти и богатству.  Думаешь, кто-то насаждает идею «человек человеку - волк» и создает огромную волчью стаю просто так? Нет. Сегодняшним воротилам  нужна мутная вода, нужна преступность в обществе, наркомания, пьянство, проституция, потому что на всем этом делаются большие  деньги. Рано или поздно пойманного, на этот крючок и не сумевшего остановиться просто выбросят за борт, как отработанный шлак. Стая равнодушно скажет: «Слабый -- недостоин жизни…» и пойдет дальше - искать новых щенков.

 

Часто мы, не задумываясь, с лёгкостью принимаем ту или  иную мысль лишь на том основании, что мысль эта привычна, потому что все вокруг думают именно так.

 

Толпа предсказуема хотя бы потому, что ее частица есть в  каждом из нас. Mob (в ед. числе) - человек  из толпы. В русском языке существует множество ругательных, но достаточно хорошо характеризующих выражений  для столь обезличенного индивида.

 

Толпа захватывает человека целиком.

 

Ошибочно приписывать  прогресс человечества толпе, так как  его источником всегда является сильная  и независимая, отделенная от толпы  мысль. Все новое порождается  мыслью. Главное - сохранить самостоятельность  мысли, тогда как демократия приводит к нивелировке ума.

 

С той минуты, когда  какое-нибудь сборище людей начинает чувствовать одну и ту же нервную  дрожь, одушевляться одним и тем  же и идет к той же самой цели, можно утверждать, что уже какой-нибудь вдохновитель или вожак, или же, может  быть, целая группа вожаков и вдохновителей  вдунули в эту толпу свою душу, внезапно затем разросшуюся, изменившуюся, обезобразившуюся до такой степени, что сам вдохновитель раньше всех других приходит в изумление и  ужас.

 

Толпа всегда имеет ту основную мысль, которую ей внушили, они подражают своим вдохновителям. Но сила чувств, которыми руководствуется  при этом масса, как в добре, так  и в  зле, оказывается ее собственным  произведением. Поэтому неправильно  было бы приписывать все действия толпы только вождю. Когда толпа  восхищается своим лидером, то она  восхищается собой, она присваивает  себе его высокое мнение о самом  себе. Но когда она проявляет недоверие  к своему руководителю, то и сам  руководитель начинает заигрывать и  подчиняться такого рода толпе. И  это происходит несмотря на то, что  толпы чаще всего послушны и снисходительны к своему лидеру.

 

Сторонники коллективизма  полагают,  что личность существует ради общества, и должна жертвовать собой ради него. Индивидуалисты указывают  на содержащийся в этом обман. Толпа  не формирует цели, это делают за нее люди, выдающие свои желания  за общее благо. С позиций личности коллективизм есть манипуляция. Однако, в случае опасности личность менее  ценна, чем выживание рода. Конфликт меж ними, видимо принципиально неразрешим.

 

Ницше полагал, что меж  личностью и толпой лежит пропасть. Одни рождены для величия. Другие являются серой массой, склонной сбиваться  в стадо. Первые создают свою мораль, этику и философию, подтверждающие их право вести за собой. Они воспевают  смелость героев и творцов. Вторые рождают  религию рабов, где главной ценостью  стало послушание. Героическая идея утверждает превосходство индивида над толпой. Рабская мораль судит  индивидуальность как грех.

 

Просматриваются корни  различий в детском воспитании. Подвергшийся, жесткому воспитанию не находит сил  стать собой, оставаясь всю жизнь  зависимым от чужого мнения. При  этом значимые фигуры в окружении  и общество в целом занимают место  родителей. Все делается с оглядкой на их мнение. Лишь вырасшие в атмосфере  самостоятельности становятся настоящими индивидами. С точки зрения Фрейда масса это толпа больших испуганных детей.

Его ученик Эрих Фромм  показал, что лишь индивидуальность может создавать здоровое общество. Унифицированное стадо способно лишь на безумный порыв, но не на созидание. Только народ, состоящий из независимых  личностей, может уцелеть в испытаниях истории. Но сильная забота о своей  уникальности тоже опасна. 

Самая яркая личность вырастает из толпы как цветок из почвы, и не может быть до конца  свободна от нее. Стремление к независимости  часто скрывает страх близости. Излишняя зависимость компенсирует неверие  в собственные силы. Секретом счастья  оказывается балланс  меж индивидом  и социумом. Общество заинтересовано в своих гениях больше, чем они  в нем. Уникальность становится предметом  изучения. Исследования показали, что  при желании ей можно научиться.


Информация о работе Личность и толпа