Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 14:31, реферат
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) - крупнейший древнеримский философ. Он был также выдающимся государственным деятелем и оратором. Он получил широкое образование и в течение всей своей жизни занимался активной политической деятельностью, создав свои философские произведения лишь в конце жизни, когда отошел от дел. Его перу принадлежат сочинения: "Тускуланские беседы”, “О судьбе" "О природе богов", "О законах" и др., в которых в основном содержится переложение прошлых и современных философских учений и взглядов для того, чтобы взять у них самое лучшее.
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) - крупнейший древнеримский философ. Он был также выдающимся государственным деятелем и оратором. Он получил широкое образование и в течение всей своей жизни занимался активной политической деятельностью, создав свои философские произведения лишь в конце жизни, когда отошел от дел. Его перу принадлежат сочинения: "Тускуланские беседы”, “О судьбе" "О природе богов", "О законах" и др., в которых в основном содержится переложение прошлых и современных философских учений и взглядов для того, чтобы взять у них самое лучшее.
«Тускуланские
беседы» были написаны Цицероном осенью
45 г. до н.э. Это был год последнего творческого
подъема, который испытал Цицерон на закате
жизни.«Тускуланские беседы» существенно
отличаются от других работ Цицерона как
по содержанию, так и по форме. Они состоят
из пяти книг, представляющих конспект
лекций, будто бы прочитанных перед обширной
аудиторией. Как бы отвечая на вопросы
слушателей, Цицерон излагает свою точку
зрения по ряду важнейших вопросов, которые
волновали не только его, но и многих образованных
людей того времени. В первой книге Цицерон
ставит вопрос о том, можно ли считать
смерть злом. Взвешивая все аргументы
«за» и «против», он приходит к выводу
о том, что смерть является злом отчасти,
ибо душа бессмертна и неуничтожима. Во
второй книге Цицероном исследуется проблема
отношения к душевным и телесным мучениям.
Он обосновывает идею о том, что у человека,
склонного к рефлексии, всегда есть выход
из тупика, ибо он всегда может прекратить
свои страдания, добровольно уйдя из жизни.
В третьей и четвертой книгах Цицерон
анализирует способы подавления аффектов,
обретения спокойствия духа, внутренней
сосредоточенности, душевного равновесия.
В заключительной книге обсуждается вопрос
— можно ли стать нравственным, стремясь
к счастью и полноте телесных удовольствий.
Вывод, к которому приходит Цицерон, таков:
самое надежное убежище от жизненных бурь
— это философия. Тот, кто занимается ею,
вполне способен прожить счастливую жизнь
и достичь заветной гармонии телесного
и духовного, обрести внутренний покой
и умиротворенность не зависимо от того,
как сложится его судьба, будет он богачом
или нищим, свободным или рабом.
Цицерон - главный представитель эклектизма, (Эклектизм (от др.-греч. «избираю») — направление в философии, старающееся построить систему путём сочетания различных, признаваемых истинными, положений, заимствованных из разнообразных философских систем.) который, по его замыслу соединяет в себе самое лучшее, что есть у других философов, то, что является самым истинным. Эклектизм в основном опирается на всевозможные концепции древнегреческой философии - платонизм, аристотелизм, пифагореизм, стоицизм, скептицизм. Эклектические идеи уже в значительной степени присутствуют в стоицизме. Цицерон рассматривал философию в качестве своего рода утешительницы и целителя от всех бед. Поэтому он видел в философии прежде всего практическую сторону, через которую преломляются все взгляды в философских течениях. Он пишет, что заниматься философией его побудила "душевная скорбь, вследствие великого и тяжкого удара судьбы. Если бы я мог найти большее утешение от какого-нибудь занятия, я предпочел бы прибегнуть к нему (не к философии). А тем средством, к которому я прибегнул, я не мог бы воспользоваться лучше, чем отдавшись не только чтению книг, но также изучению всей философии"
Задача философии, по Цицерону, состоит в "возделывании души" . "Сила философии: излечивать души, отсеивать пустые заботы, избавлять от страстей, отгонять страхи" .
По мнению
Цицерона, чтобы использовать эту
психотерапевтическую функцию философии,
следует изучать различные
Поэтому сочинения Цицерона полны историко-философского материала из древнегреческой и раннеримской истории. Свою эклектическую позицию Цицерон обосновывает
тем, что при
решении всех философских вопросов
следует "обсуждать все с
Цицерон соединяет в своей философии и стоицизм, и скептицизм, и платонизм, и аристотелизм. Все же ему больше по душе проба-билистский скептицизм академиков-
скептиков. Он пишет: "Все оспаривать и ни о чем не высказывать определенного мнения"
В социальных вопросах он стоит на позициях смешанной формы государственного устройства, которая объединяет в себе достоинства монархии, аристократии, демократии. При этом подразумевается, что эти формы лишены всех своих недостатков.
Заслуга Цицерона
состоит в том, что он в своих
сочинениях сформировал философский
язык в латинской терминологии. Но
он не просто переводит с греческого языка
на латинский философские понятия, а преобразует
всю философию в духе римского мира. Философия
Цицерона показывает, что так называемый
эклектицизм не является просто смешением
разных понятий, в результате чего возникает
нечто путаное и противоречивое. Эклектицизм
содержит в себе потребность синтезировать
целостное воззрение на мир - как и другие
более односторонние концепции.
Информация о работе Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) Жизнь и труды