Марксиская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:49, контрольная работа

Описание

Учение Маркса вышло на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70—90-х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке Латинской Америке.

Содержание

Введение 4
1. Формирование марксистской философии 6
2. Основные идеи философии марксизма 11
3. Концепции человека в марксистской философии 19
Заключение 22
Список использованных источников 24

Работа состоит из  1 файл

Философия2.docx

— 56.26 Кб (Скачать документ)

Уже в 1839 г. в "Письмах из Вупперталя" Ф.Энгельс обращает внимание на ужасное положение фабричных рабочих. В 1842 г., говоря о внутренних противоречиях в Англии, он отмечает, что, во-первых, численность рабочего класса растет; во-вторых, рабочие начинают осознавать себя в качестве нового класса, и "горе английским богачам, когда он осознает это"; в-третьих, рабочие начинают понимать, что мирным путем улучшить свое материальное положение они не могут, что для этого необходимо "только насильственное ниспровержение существующих противоестественных отношений".

В 1843 г. на пролетариат обращает внимание К.Маркс, заявляя, что возникновение  пролетариата есть вместе с тем начало разложения того миропорядка, в недрах которого он появился. Рабочие начинают объединяться. Человеческое братство в их устах не фраза, а истина, и с их загрубелых от труда лиц  на нас сияет человеческое благородство.

Марксизм исходит из того, что за пролетариатом будущее, ибо, не являясь собственником средств производства, он не заинтересован в сохранение частной собственности, делающей людей столь глупыми, что они считают своим только то, что им непосредственно принадлежит, ими потребляется. На место общества, в основаниях которого лежит частная собственность, прогнозирует Маркс, придет коммунизм как необходимая форма и энергический принцип ближайшего будущего, но как таковой коммунизм не есть цель человеческого развития, форма человеческого общества. Целью развития общества является человек во всей полноте его физических и духовных сил.

Учение о практике.

Один из главных недостатков  домарксовского материализма заключался в его созерцательности, то есть в том, что он стремился лишь к познанию мира, но не к его изменению. Субъект рассматривался как существо пассивное, страдательное, хотя человеческая история наглядно демонстрировала его активность, активность целого ряда поколений людей, "каждое из которых стояло на плечах предшествующего".

В отличие от материализма деятельная сторона субъекта развивалась  идеализмом. Но идеализм не знает действительной чувственной деятельности как таковой  и сводит ее к чисто мыслительной, к деятельности сознания, Я. 
Марксизм исходит из необходимого единства теории и практики. В общефилософском плане эта мысль была высказана Марксом в "Тезисах о Фейербахе", один из которых гласит: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его" (69. С.4). Это "изменение" должно быть революционно-практическим и созидательным.

Следовательно, революционным  носителем этого действия может  быть только пролетариат как главный  производитель материальных ценностей, ибо капиталист, буржуа может быть только потребителем, разрушителем созданного. Именно поэтому революционные действия пролетариата должны быть соединены с революционной же теорией. "Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие".

Философия, таким образом, становится не просто одной из многих теорий, заполняющих духовный вакуум человека, но практическим руководством для революционного преобразования как природы, так и общества и самого человека. Если существовавшее во времена Маркса буржуазное общество с исторической необходимостью при сложившихся соответствующих условиях преобразуется в коммунистическое, то следует заметить, что марксизм не отказывается от преобразований природы, обусловленных хозяйственной деятельностью человека. Эта деятельность может иметь как положительные, так и отрицательные результаты, не ожидаемые людьми. Ф. Энгельс отмечает, что выкорчевка лесов в Месопотамии, Греции, Малой Азии и в др. местах с целью получить побольше пахотных земель положила начало нынешнему запустению этих стран. Поэтому деятельность человека, по мысли Энгельса, должна состоять в том, чтобы не властвовать над природой, как завоеватель властвует над чужим народом, а познавать ее законы и правильно их использовать.

Практика рассматривается  марксизмом и в качестве единственного  объективного критерия истины. В "Тезисах  о Фейербахе" Маркс писал, что "в практике должен доказать человек  истинность, то есть действительность и мощь, посюсторонность своего мышления". Энгельс в работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" пишет, что самое решительное  опровержение агностицизма и скептицизма  заключается в практике. Правильность, истинность теории доказывается в эксперименте, в промышленности. Если мы можем  доказать правильность нашего понимания  данного явления тем, что его  сами производим, вызываем его из его  условий и к тому же заставляем служить нашим целям, то агностицизму приходит конец.

Практический взгляд на мир  в философии марксизма не имеет  ничего общего с утилитаризмом и  прагматизмом. Философия должна исходить из жизни и окунаться в нее. Всякое мудрствование, отрыв теории от жизни есть схоластика, которой  так грешили в прошлом и  так грешат в настоящем.

    1. Концепции человека в марксистской философии

Наиболее развитую и внутренне  непротиворечивую концепцию человека развивает марксистская философия. Она исходит из предпосылки об уникальности человеческого бытия. Обоснованию этого положения  служит развиваемая теория предметно-практической деятельности.

С точки зрения марксизма, человек – это предельно общее  понятие для обозначения субъекта исторической деятельности, познания и общения. Понятие «человек»  употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств  и способностей. Марксистская философия  стремится подчеркнуть, что существует такая особая исторически развивающаяся  общность, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря ему, человек на всех этапах исторического  развития остается тождественен самому себе.

Марксистская антропология признает природную обусловленность  бытия человека. Человек – это  часть природы, живое телесное существо. Природно-биологически обусловлено рождение, внутриутробное развитие, продолжительность жизни, пол, наследственность и другие качества человека. Подобно другим биологическим видам человечество имеет устойчивые вариации. Наиболее крупные из них – расы. Раса – это набор определенного генотипа, приспособленного к конкретным условиям среды обитания, который выражается в специфических анатомических и физиологических признаков.

Природно-биологические  основы человека определяют многие стороны  его жизнедеятельности. Однако раскрытие  сущности человека не может ограничиться характеристикой его как природно-биологического существа. Марксистская философия предлагает объяснить специфику человеческого  бытия на основе концепции общественно  практической, деятельностной сущности человека.  
С точки зрения этой концепции человек выделяется из мира животных благодаря активной производственной деятельности, благодаря труду.

«Труд создал человека». В  этом высказывании отражена специфическая  особенность жизнедеятельности  человека. Однако необходимо уточнить, в чем состоит особенность  человеческого труда, позволившая  ему конституироваться в качестве особого существа, речь идет о решении проблемы человеческого начала.

Решение вопроса о человеческом начале означает выяснение специфики  человека как качественно новой, по сравнению с животной, сложной  открытой системы. При определении  границы перехода от животного к  человеку чаще всего в марксистской антропологии ее определяют началом  изготовления орудий труда. Однако такая  точка зрения нуждается в уточнении. Дело в том, что уже у животных наблюдаются элементы инстинктивной  деятельности, имеют место начальные  формы изготовления примитивных орудий труда.

Действительным человеческим началом следует считать такой  уровень развития животного, когда  производство орудий труда и инстинктивные  формы трудовой деятельности и вспомогательного средства животного способа жизнедеятельности  постепенно перерастают в специфический  способ жизнедеятельности человека. Специфика этого способа заключается  в том, что производство орудий труда  превращается в особую потребность, без удовлетворения которой становится невозможной сама жизнь. Это превращение  взаимосвязано и с превращением животной активности и животной деятельности в трудовую деятельность человека, которая выступает как процесс  создания самих орудий труда, а так  же создания с их помощью путем  воздействия на природу средств  удовлетворения жизненных потребностей человека.

Человеческое начало необходимо усматривать в том, что производство орудий труда становится потребностью, потребностей людей, что труд становится главным условием бытия человека. Это значит, что специфическим  способом жизнедеятельности является не приспособление и собирательство, а материальное производство, в процессе которого человек, воздействует на природу, творит мир очеловеченной природы. В процессе трудовой деятельности человек  создает средства для удовлетворения своих жизненных потребностей. Причем под влиянием нового способа жизнедеятельности  происходит изменение, очеловечивание самих жизненных потребностей, унаследованных человеком при его выделении  из животного мира. Определяющим в  системе общественных отношений  марксизм признает производственные отношения. Но кроме производственных отношений  в систему общественных отношений  входят отношения между историческими  общностями людей, брачно-семейные, межличностные, между обществом и личностью. Поэтому жизнедеятельность человека предстает как сложный процесс  не только удовлетворение потребностей, но и воспроизводства системы общественных отношений. Их воспроизводство становится особой потребностью человека, превращается в относительно-самостоятельную сферу жизнедеятельности.

Зависимость удовлетворения потребностей человека и все его  жизнедеятельности от социальных условий  жизни находит свое выражение  в интересе. Если потребность ориентирует  человека на объект его удовлетворения, то интерес – на те условия, которые обеспечивают возможности отыскания объекта и определяют способ удовлетворения потребностей. Через интересы осуществляются взаимосвязи между людьми.

Под воздействием интереса человек относится к объективной  действительности как субъект, ибо  эта действительность, оказывая влияние  на возможности удовлетворения его  потребностей, вынуждает к определенному  характеру и виду деятельности, по этому отражение объективной действительности в сознании людей осуществляется не зеркально, через призму их интересов, и как сознание всего отношения к ним.

Осознание людьми отношения  к природным и социальным условиям жизни через призму интересов  находит свое выражение в целях, которые становятся идеальными побудительными импульсами активной деятельности человека. Целеполагание и реализация целей приобретают значение относительно самостоятельной сферы жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Философские идеи К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина получили специфическую  интерпретацию и развитие в странах  Европы, которые не входили в так  называемого социалистический лагерь. В отличие от Советского Союза, здесь к нему относились творчески и критически: философы разрабатывали отдельные стороны или аспекты идей марксизма. Палитра школ и направлений, которые определенной мерой восприняли, переосмыслили и дополнили положение марксистко-ленинской философии, такая разнообразная, что их тяжело даже просто классифицировать. Среди тех, кто занимался разработкой философских идей марксизма, - философы с известными в мире имена; француз Ж.-П. Сарпигр 1905- 1980 гг.), немце и вместе с тем американцы Э.Фромм (1900-1980 гг.) и Г.Маркузе (1898-1979 гг.), француз Л.Алтюссер (народ. 1918 г.), немец Ю.Хабермоз (народ. 1928 г.), много других. Неодиночными есть попытки синтеза философских положений марксизма с фундаментальными положениями других философских течений, например, психоанализа, экзистенциализма, герменевтики, феноменологии и др. Сказанное свидетельствует, что идеи философии марксизма справили чрезвычайно глубокое влияние как на развитие философской мысли, так и на жизнь общества и продолжают функционировать в духовной культуре конца XX ст.

В перспективе дальнейшего  развития человечества философские решения кардинальных мировоззренческих проблем, предложенные марксизмом и очищенные от различных догматических и вульгарных наслоений и истолкований, станут несравнимо более значимыми и действенными, чем в предшествующий период истории. Связано это с тем, что задачи, которые Маркс называл «всемирно-историческими», а в наше время называют общечеловеческими, планетарными, глобальными, только-только выходят на передний план исторического процесса (да и то, к сожалению, больше в виде угрозы и опасности самоуничтожения — в форме «зла»). Между тем марксистская философия была и остается ориентированной преимущественно на решение именно общечеловеческих, всемирно-исторических задач.

Чем дальше человечество будет выходить из состояния господства архаических и современных видов частной собственности и отчужденного труда, чем прочнее будут симптомы и гарантии приближения к концу его «предыстории», как называл Маркс общество, где сохраняется необходимость материального производства в его современной для XIX—XX веков форме, тем очевиднее будет становиться для людей историческая перспективность, значимость философии марксизма.

Возникновение и развитие марксистской философии, без сомнения, является качественным прыжком в  Исторического процессе. Много сложных проблем бытия человека, общества, природы, развития науки, методологии познания и практики приобрели в ней принципиально новой интерпретации. В рамках самого марксизма появление этого учения рассматривается как революционный переворот в философии. Но неразумной есть как абсолютизация данной философской теории, которая имела место в СССР и других странах социалистического лагеря, так и ее огульная, поверхностная и неконструктивная критика. К марксистской философии нужно подходить, как и к другим философским учениям, взвешено и беспристрастно. В ходе дальнейшего общественного развития одни ее идеи сохранились и развивались, другие подданные критике и возражению. Новые социальные условия нуждаются в новых подходах, новом философском осмыслении. Наверное, лишь история сможет дать этой философии непредубежденную оценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Баллаев А.Б. Читая Маркса: Историко-философские очерки. М.,

        2004.

  1. История марксизма-ленинизма. Ч. 1. М., 2006.
  2. Кант И. Критика чистого разума. Симферополь, 2006.
  3. Кузнецов В.И. Немецкая классическая философия второй половины

Информация о работе Марксиская философия