Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 08:14, контрольная работа
Марксизм в конце XIX-начале XX века начинает восприниматься как значительная социально-философская доктрина. Он получает признание в университетских и академических кругах, весьма далеких от политики. Развитию самосознания марксизма немало содействовали не только последователи К. Маркса и Ф. Энгельса - теоретики II Интернационала (К. Каутский, Р. Люксембург, Г. В. Плеханов, Э. Бернштейн, М. Адлер, А. Лабриола, П. Лафарг, Ф. Меринг), но и его выдающиеся критики (Б. Кроче, В. Зомбарт, Т. Масарик, Г. Зиммель, Дж. Джентиле, П. Б. Струве). Многие философы и теоретики, не принадлежавшие к марксистским кругам, усваивали и использовали понятийный аппарат марксизма.
Марксистская философия во II Интернационале
• Философские взгляды В. И. Ленина
• Марксистско-ленинская философия
• Западный марксизм
Эти три области исследований глубоко взаимосвязаны друг с другом. Переход от одной к другой означает последовательное расширение сферы приложения современных биологических (или более общих, но возникших при исследовании феномена жизни) понятий и теоретических моделей за пределами собственно биологии и распространение их на человека, человеческую культуру, общество и, наконец, на Вселенную и мир в целом. В результате складывается новая, "неклассическая" научная картина мира, если угодно - научное мировоззрение, в котором, как пишет лауреат Нобелевской премии И. Пригожин, "жизнь перестает противостоять "обычным" законам физики, бороться против них, чтобы избежать предуготовленной ей судьбы - гибели. Наоборот, жизнь предстает перед нами как своеобразное проявление тех самых условий, в которых находится биосфера, в том числе нелинейности химических реакций и сильно неравновесных условий, налагаемых на биосферу солнечной радиацией". И хотя в отличие от философии жизни во вновь складывающемся мировоззрении центральным понятием является все-таки не "жизнь", а по-прежнему "материя", но это - новое понятие материи. "Материя становится "активной": она порождает необратимые процессы, а необратимые процессы организуют материю" [1]. Осуществляется прорыв к новым горизонтам рационального миро- и человековидения посредством столь же рациональной трактовки жизни и ее самых "сокровенных" проявлений - ее динамизма, открытости, ее неудержимых порывов к новому, к преодолению самой себя, к "сверхжизни", ее целеустремленности, прогрессирующего роста в ней психических импульсов вплоть до духовности на высших уровнях организации. Если это и не биофилософия, то во всяком случае ясно, что в этом комплексе идей - стержень данного движения.
1 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986. С. 37, 56.
Но если это так, то мы
обретаем несколько иную точку отсчета
и иной масштаб для сопоставления
философии жизни и
Как реакция на тотальные
притязания рассудочной идеологии
Просвещения в конце XVIII и в
первые десятилетия XIX века возникают
различные романтические
Затем на смену этой эпохе, и в значительной мере как реакция на нее, пришел новый, позитивистский вариант преклонения перед научной рациональностью, достигшей своего апогея в последней трети XIX века под влиянием дарвинизма, его концепции естественного отбора, мировоззренческое значение которой очень быстро и очень точно было оценено современниками (другое дело, что эти оценки были очень разными). А суть дела заключалась в том, что, объяснив в рамках этой концепции (как результат обычных материальных факторов и взаимодействий) происхождение даже такой "витальной" особенности живых организмов, как их "целесообразность", Дарвин решил проблему, которую даже великий Кант считал принципиально неразрешимой средствами естествознания. Тем самым Дарвин продемонстрировал новые возможности научной рациональности, а включив в свою общую картину эволюции живой природы и человека, он тем самым как бы завершил построение здания научного (механического, как тогда говорили) мировоззрения до самых его вершин.
Энтузиазм, который вызвала
теория Дарвина за пределами биологии,
сейчас даже трудно представить. О ее влиянии
на такие разделы социогуманитарного
знания, как лингвистика, этнография, антропология,
написано немало. Практически невозможно
назвать ни одного из перечисленных выше
новейших научных направлений с приставками
"био-" и "эволюцио-", прототипы
которых не появились в последней трети
XIX века. Под влиянием дарвинизма начинается
активная разработка (особенно Г. Спенсером)
эволюционной этики. Дарвинизм оказал
глубокое влияние на гносеологию (особенно
в трактовке природы научных понятий и
научной истины) махизма, прагматизма,
бергсонианства и других философских
направлений, в сущности положивших начало
тому, что сейчас именуется эволюционной
эпистемологией. Масштабность влияния
дарвинизма на развитие социально-политической
мысли конца XIX века вынудила Г. Риккерта,
основательно проработавшего всю литературу
по этому вопросу, воскликнуть: "Поразительно,
что почти каждое социально-политическое
направление смогло себе найти теоретическое
обоснование в биологической философии
жизни" [1]. Какие же направления имел
в виду Риккерт? Связав понятия социализма
и индивидуализма с понятиями демократии
и аристократии, он выделяет четыре группы
социально-политических направлений:
индивидуалистически-
1 Риккерт Г.
Философия жизни. Изложение и
критика модных течений
2 Риккерт Г. Философия жизни. Изложение и
критика модных течений философии нашего
времени // Риккерт Г. Науки о природе и
науки о культуре. С. 263.
Однако в
первой трети XX века на смену этой дарвинистической
"биофилософии" приходит философия
жизни, которая фактом своего появления во многом обязана
дарвинизму, но содержание которой имело
ярко выраженный антидарвинистический
и антибиологический характер. Вновь на
щит поднимают непосредственность, первозданность,
полноту, можно сказать "буйство жизни",
непостижимые в своем существе средствами
рассудка, разума, чуждые канонам и схематизмам
научной рациональности. Имела ли эта
реакция какие-либо основания? Видимо,
имела, хотя, как показали последующие
события, это была реакция на весьма поверхностно
понятый дарвинизм. Появление философии
жизни было оправдано скорее в качестве
реакции на общий материалистически-
Наконец, на смену философии жизни уже в наши дни приходит биофилософия, и опять в контексте нового ответа на упрек относительно принципиальной ограниченности разума (в том числе и научного) в постижении глубинной сущности жизни, упрек, ставший лейтмотивом всех публикаций философов жизни, как, впрочем, и представителей других иррационалистических течений в XX столетии. Любопытно в этой связи отметить, что, осмысливая свою научную и философскую деятельность в широкой историко-интеллектуальной перспективе, И. Пригожин часто апеллирует к таким мыслителям, как Бергсон и Уайтхед. А о философии жизни в Германии 20-х годов нашего века, с такой силой бросившей вызов науке и научной рациональности, он сказал, что достойный ответ на этот вызов стал для науки попросту делом чести.