Марксизм о социальной сущности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:49, контрольная работа

Описание

Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения, и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемой в его истории.
Цель контрольной работы: исследовать проблему социальной сущности человека по Марксу.
Для осуществления поставленной цели потребуется решить ряд основных задач: изучить трудовую деятельность человека, общество отчужденного человека, устранение отчуждения, выявить проблему освобождения индивида.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Социальная сущность человека……………………………………………………….4
1.1 Отчужденный труд и общество отчужденного человека…………………………..5
1.2 Устранение отчуждения………………………………………………………………8
1.3 Философская критика «казарменного коммунизма»……………………………….9
2. Личность - способ бытия человека в обществе……………………………………..11
2.1 Освобождение индивида…………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………….17
Список использованных источников и литературы…………………………………...19

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

1. Социальная сущность  человека……………………………………………………….4

1.1 Отчужденный труд и общество  отчужденного человека…………………………..5

1.2 Устранение отчуждения………………………………………………………………8

1.3 Философская критика «казарменного коммунизма»……………………………….9

2. Личность - способ бытия человека  в обществе……………………………………..11

2.1 Освобождение индивида…………………………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………………….17

Список использованных источников и литературы…………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Философия марксизма  находит человека в состоянии  отчуждения, и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек  трактуется как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма  является, прежде всего, философией общества, рассматриваемой в его истории.

Рассматривая человека с позиции материализма, К. Маркс  и Ф. Энгельс стремились определить, в чем состоит отличие человека от животного, установить, в чем заключается  сущность человека как родового существа. Маркс указывал, что человек есть не только природное, но в, то, же время и общественное существо, реализующее своим деятельным отношением к миру условия своего материального и социального существования. Он писал: «Практическое созидание предметного мира, переработка неорганической природы есть самоутверждение человека как сознательного - родового существа, т.е. такого существа, которое относится к роду как к своей собственной сущности, или к самому себе как к родовому существу». По Марксу сущность человека составляет его производственная трудовая деятельность, а производственная жизнь человека есть его родовая жизнь, он подчеркивает: «Сами они (люди) начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни».

Цель контрольной работы: исследовать проблему социальной сущности человека по Марксу.

Для осуществления поставленной цели потребуется решить ряд основных задач: изучить трудовую деятельность человека, общество отчужденного человека, устранение отчуждения, выявить проблему освобождения индивида.

 

 

 

 

 

 

 

1. Социальная  сущность человека

«Целостный человек – человек, не искалеченный разделением труда, который реализует себя как личность посредством своей трудовой деятельности».

К. Маркс

Проблема человека в  марксизме – ленинском учении решается только в связи с обществом и только на его основе. При этом общество здесь строго конкретная общественно-экономическая формация, закономерная смена которой в ходе естественноисторического процесса приводит к изменению и общества, и самого человека. Согласно марксистам, родовая сущность человека не заключена в нем как отдельном, обособленном существе, а является "совокупностью (ансамблем) общественных отношений", имеющей свое объективное содержание, несводимое к содержанию деятельности индивидов. Соответственно, каждый человек – не частичный носитель своей социальной сущности. Он воплощает в себе социальную сущность в целом. Согласно марксистской теории, общественные отношения, существуют как предметно-деятельные отношения. Только в деятельности и общении человека с другими людьми осуществляется объективирование его сил и способностей и присвоение или овладение силами и способностями других. С точки зрения марксистов, сущность человека определяется теми социальными условиями, в которых он находится. Человек таков, какова окружающая его общественная среда понимаемая в широком плане как историческая эпоха, социальный строй, классовые и групповые интересы, и в узком плане – как индивидуальные условия и особенности его развития. Соответственно, социальная сущность человека не может быть постоянной. Изменение ее – это диалектический процесс человек не только товар обстоятельств и воспитания, он и сам изменяет общественную среду и себя. Другими словами, в какой мере человек изменяет природу и социальную среду, приспосабливая их для себя, в такой мере меняется и сам человек. Признание общественного характера (социальной сущности) человека в марксизме не исключает индивидуального (личностного) измерения им человеческого бытия. Правда в этом случае внимание не концентрируется на личности самой по себе. Марксисты показывают неразрывную связь между сознанием общественного богатства и развитием богатой человеческой индивидуальности, про которую В. И. Ленин сказал, что это такая личность, которая должна «все уметь делать и всем интересоваться». Кроме того, марксизм подчеркивает, что все личности, так или иначе, в той или иной степени субъекты деятельности – труда, познания, общения. Однако личность выступает субъектом деятельности не изолированно, сама по себе, а лишь как часть социального коллектива (нации, государства, политической партии, класса, производственной бригады). Поэтому ее индивидуальное развитие возможно только в коллективе и на его основе. Конкретная же роль личности всегда зависит от того, как она сама воспринимает и оценивает свое положение в коллективе, какие выводы и практические шаги она делает. По Ленину, человек, гражданин тот, кто умеет возвышаться до понимания общих интересов своего класса и отстаивать эти интересы весьма умно. Именно поэтому для него человек, сознающий своего рабства я прозябающий в молчаливой и бессознательной покорности, есть просто раб. Человек, сознающий свое рабство и примирившийся с ним, восторгающийся своей жизнью и своим добрым и хорошим господином, есть холоп, хам. Но человек, осознавший свое положение и борющийся против него – это революционер.

1.1 Отчужденный труд  и общество отчужденного человека

Отчужденный труд (труд по принуждению, подневольный) Маркс рассматривает  в четырех аспектах. Во-первых, рабочий использует материалы, которые, в конечном счете, взяты у природы, и получает в результате труда нужные для жизни предметы, вещи, продукты труда. Ни исходный материал, ни продукты ему, рабочему, не принадлежат они ему чужие. Чем больше исходных материалов перерабатывает рабочий и чем больше вещей, продуктов он вырабатывает, тем больше мир предметов, ему не при надлежащих, «чуждых» ему. Природа делается для рабочего только средством труда, а предметы, вещи, которые создаются в производстве, средствами жизни, физического существования. Они подчиняют себе рабочего, он полностью от них зависит.

 

Во вторых, сам процесс  трудовой деятельности для рабочего принудителен. Он не имеет выбора: работать ему или не работать, поскольку  не может иначе обеспечить возможность существования. Но такой труд - это «не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей ..». Далее. Рабочий и в процессе труда остается подчиненным контроль, регулирование, управление принадлежат не ему. Поэтому не в труде, а только вне труда рабочий освобождается, сам распоряжается собой. Он чувствует себя свободным «при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще расположившись у себя в жилище, украшая себя и т. д.», то есть, осуществляя жизненные функции, общие у человека с животными. А труд - форма жизнедеятельности специфически человеческая для рабочего, напротив, представляется унижением в себе человека, употреблением человека в животной функции, античеловеческим занятием.

В третьих, труд подневольный, как показывает Маркс, вообще отнимает у рабочего «родовую жизнь». Род человеческий живет в природе. Сам человек природное существо, его жизнь неразрывно связана с природой. Эта связь - деятельный контакт с природой, в котором главное труд, производство: «...произведет венная жизнь и есть родовая жизнь. Это есть жизнь, порождающая жизнь». Но для рабочего, наоборот, труд - лишь средство для поддержания собственной индивидуальной жизни, а отнюдь не жизни “рода” Рабочий относится к производству и природе не как свободный человек, а как рабочий, то есть отчужденно, как к чуждому, даже враждебному. Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь, и человеческая сущность.

В четвертых, подневольный труд порождает отчуждение между  людьми Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться, чтобы жить; тем более рабочие чужды тому, кто заставляет трудиться и отбирает продукт труда. Этот человек не зависит от рабочего, властвует над ним и управляет им.

 

Отчуждение труда - базовое, фундаментальное, глубинное социальное отношение. Не только рабочий теряет в условиях отчуждения свою человеческую сущность и родовую жизнь все прочие люди, начиная с капиталистов, также являются отчужденными людьми. Отношения между людьми также отчужденные, и различие лишь в том, каковы виды, уровни отчуждения. Маркс указывает на факт существования первичных и вторичных видов отчуждения. Почему же это происходит? Почему человек становится отчужденным человеком?

Отчужденный труд равнозначен  существованию частной собственности. Частная собственность - основа экономической жизни, та самая фактическая основа, которую политэкономы не обсуждают, считая «естественной предпосылкой». На частнособственнической экономике «держится» вся человеческая история, вся жизнь людей. Это значит, что экономическая история - ключ к пониманию человеческой жизни как таковой. «Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство и т. д. суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону». Жизнь людей в условиях экономического отчуждения (всех людей, не только рабочих) искажает, калечит их, делает «частичными индивидами» или неразвитыми, недочеловеческими существами. «Частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем, носим на своем теле, живем в нем и т. д.,- одним словом, когда мы его потребляем... Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания».

Негативная философская  оценка «атомарного индивида» и жизненной реальности совпадает у Маркса с Фейербахом, но надежд на чисто духовный, моральный переворот Маркс не питает. Отчуждение должно быть преодолено в самой своей основе в труде, в производственной деятельности. Перспективы развития человека и человечества - в преобразовании основы основ, в уничтожении отчужденного труда.

 

 

1.2 Устранение отчуждения

Процесс, обратный отчуждению, присвоение человеком собственной подлинной человеческой сущности. Маркс связывает этот процесс с общественными преобразованиями, с «общечеловеческой эмансипацией», с тем освобождением, которое в своей основе имеет уничтожение отчужденного труда. «Предположим, что мы производили бы как люди»,- начинает Маркс одно из рассуждении о таком общественном устройстве. Что будет, если человек начнет «производить как человек», то есть не подневольно, не ради куска хлеба, денег, рынка, государства и т. п.? Это означает, по Марксу, что самое существенное в человеке - его «родовая сущность» - получит свободное развитие. Или, другими словами, труд превратится в средство саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших личностных сторон; в такую свободную деятельность, о которой в мире отчуждения отдаленно намекают только детские игры или творческие профессии.

Характеристика «присвоения» человеком собственной сущности, или превращения труда из принудительного в «человеческий», рассматривается Марксом по тем же параметрам, что и процесс отчуждения: а) по присвоению предмета труда и его результата; б) по присвоению или освобождению самой деятельности;

в) по присвоению человеком труда общей «родовой сущности»;

г) по гармонизации отношений человека с человеком, «Я» и «Ты» в самой деятельности.

Итак, уничтожение отчуждения, превращение труда в свободную  самореализацию человека означает и полное «переворачивание» и человека, и его отношения к природе и другим людям. Маркс создает грандиозную по гуманистическому пафосу картину человека, живущего в единстве с природой, преобразующего природу «по мерке каждого вида», то есть в соответствии с ее, природы, законами. Гармония с природой внешней осуществляется в деятельности, в которой человек реализует свои цели уже не по законам утилитарной пользы, эксплуатации природы, а «по законам красоты». Внутренняя природа самого человека также преобразуется - вместо искалеченных, отчужденных, стремящихся только к удовлетворению животных потребностей людей появляется человек, само природное развитие которого есть гармоничный результат всей истории человеческого общества. Это означает, что в человеке начнут бурно развиваться способности, пока еще реализующиеся отнюдь не у всех людей: музыкально развитое «ухо», художественно развитый «глаз» и т. д.

Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человек - таков идеальный философский образ, рисующийся Марксу в качестве «ядра» коммунистического идеала. Маркс называет его «закопченным натурализмом», или «законченным гуманизмом». Уничтожение частной собственности Маркс считает средством реализации этого идеала. Однако сама по себе ликвидация частной собственности хотя и неизбежна, но еще недостаточна для присвоения людьми человеческой сущности.

1.3 Философская критика «казарменного коммунизма»

Уничтожение частной  собственности, которое некоторые  современники Маркса мыслили как  средство для достижения общего равенства  людей в труде и наслаждениях, отнюдь не идентично с ликвидацией  отчуждения человека в существующем обществе. По Марксу, превращая всех в рабочих и осуществляя равенство всех людей в труде и получаемой заработной плате, образе жизни, личностных проявлениях и т. д., теоретики уравнительного коммунизма вовсе не устраняют сам отчужденный труд. Вместо «особой» частной собственности, персонифицированной в определенных людях - капиталистах, возникает «всеобщая» частная собственность, или «община как всеобщий капиталист».

Информация о работе Марксизм о социальной сущности человека